Виктор Коростелев Княгиня

Виктор Коростелев
Цикл коротких рассказов о моем деревенском детстве…

 

КНЯГИНЯ

К концу 50-х началу 60-х годов прошлого века от родовой усадьбы Коростелевых еще оставался старый сад, старый, покосившийся дом и согбенная старуха. Как ее звали и кто она такая никто не знал. Она была знахаркой. Пацаны утверждали, что она ведьма и может превращаться то в кошку, то в собаку. Рассказывали жуткие истории, как и кого она встречала, кому являлась. Ребята постарше говорили, что она старая княгиня или графиня. Ее сад был огромен, никем не охранялся, но никогда никто не лазил в него за яблоками. Лазали в сады, охраняемые сторожами с ружьями, заряженными солью, с собаками, а к старухе - никогда.

 

Я помню, однажды ослепнувшего меня, мать повела к ней, за руку через речку, по камням. Старуха долго что-то шептала вокруг меня то ли молитвы, то ли заклинания,, я слышал ее грубой голос и не мог разобрать ни слова, хотя говорила он достаточно громко, кроме нескольких знакомых слов об острове Буяне, океан и Белом горючем камне, жгла какую-то траву, лила святую воду сквозь дверную ручку, умывала меня, подносила зажженную свечу к лицу, что я , чувствуя нестерпимый жар на щеках, дергался и отстранялся, потом прикладывала золотое кольцо к моим глазам. Своим языком поднимала мои веки. У матери такого кольца не было, значит кольцо было старухино. . Не помню сразу ли, или мы ходили несколько раз к ней, но я прозрел, стал видеть. И саму старуху, и ее хату, и ее трясущиеся руки на посохе и ее хату, которая внутри была значительно чище и опрятней, чем снаружи. На стенах были рамки с фотографиями, накрытыми вышитыми рушниками. Мать носила ей продукты, денег тогда не было ни у кого. Я еще долго умывался и пил ее воду, учился читать «Отче наш» и до сих пор благодарен ей за ее способность помочь людям или хотя бы заставить людей поверить в ее помощь.

 

А за ее домом еще помню конюшни и кузницу. Правда, колхозные. Потом и их снесли и перенесли в центр села.

А старуха доживала свои дни в доме Антоновых. ЕЕ хату сломали, сад, липовые аллеи, старинные дубы вырубили и всю горку разровняли, не оставив никаких следов.

 

Продолжение следует…