Образ лебедя в поэзии Анны Ахматовой

Марина Кулагина
Открывшие для себя творчество Анны Ахматовой не могут не восхищаться особым даром поэтессы, позволившим ей воплотить в своих произведениях все ипостаси русской женщины. Ее лирическая героиня не всегда совпадает с образом автора, поэтому каждая читательница находит в поэзии Ахматовой что-то близкое именно ей. Так произошло и со мной. Открывая сборник стихотворений Ахматовой, я всегда ощущаю радость от соприкосновения с истинным искусством и удивительной душой поэтессы. Поэтому ее лирика стала областью моих литературных исследований.
Я обратила внимание на то, что во многих стихотворениях Анны Ахматовой встречается образ птицы. Он может быть связан с конкретным видом, а именно: голубь, ворон, коршун, кукушка, ласточка, лебедь… Образ лебедя показался мне значимым, и я посчитала важным проследить его развитие в контексте творчества Ахматовой.
 Впервые данный образ появляется в стихотворении, посвященном Н. Гумилеву «В ремешках пенал и книги были…»(1912), где через него раскрывается образ любимого:

В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.

 В ранних стихотворениях («Последнее письмо», «Милому», «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…») Ахматова сравнивает с лебедью себя. В 1917 году было написано стихотворение «И вот одна осталась я…» в котором наполнение образа лебедя меняется. Если раньше он связывался с символом верности в браке, то затем стал означать верность творчеству, верность себе, но не как женщине, а как поэту. Произошло важное смещение акцентов, и на первый план вышел образ лебедя как символ поэтического начала:

И вот одна осталась я
Считать пустые дни.
О вольные мои друзья,
 О лебеди мои!

 И песней я не скличу вас,
 Слезами не верну.
 Но вечером в печальный час
 В молитве помяну.

 Ахматова развивает эту связь лебедя и души поэта, лебедя и творческого начала в стихотворениях «А Смоленская нынче именинница…», «Наследница», «Летний сад», «И слава лебедью плыла…», «Пусть даже вылета мне нет…», а также в «Поэме без героя».
Стихотворение «А Смоленская нынче именинница…» (1921) посвящено памяти А.Блока.

Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, -
Александра, лебедя чистого.

Строка «Наше солнце, в муке погасшее…» перекликается с «Житием Александра Невского»:

Погасло солнце земли русской.

«Чистый лебедь» у Ахматовой – это светлый образ поэта. Он создается в контрасте «именинницы» и «панихиды», с которого начинается стихотворение:

А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется,
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.

В стихотворении «Наследница» (1959) прослеживается тема вечности и памяти:

Казалось мне, что песня спета
Средь этих опустелых зал.
О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую все это:
Фелицу, лебедя, мосты
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,
И замогильную сирень.

Лебедь в этом стихотворении – это символ творчества, наследства Пушкина и Державина. Но от того старого мира, наследницей которого она является, не осталось ничего, кроме «покаянной рубахи» и «замогильной сирени». Ахматова получает в наследство все и одновременно ничего, все духовное, вечное и ничего земного.
В «Царскосельской статуе» (1916) лебедь является символом вечности, как и в некоторых последующих произведениях («Одни глядятся в ласковые взоры…», «Летний сад», «Веет ветер лебединый…»).
В стихотворении «Веет ветер лебединый» образ лебедя приобретает трагическую окраску благодаря теме крови:

Веет ветер лебединый,
Небо синее в крови.
Наступают годовщины
Первых дней твоей любви.

На примере этого стихотворения можно говорить о хронотопе Ахматовой. Употребление эпитета «лебединый», означающего «вечность», «неизменность» вместе с пространственно-временными формами выражения создает особый ахматовский хронотоп. Его уникальность заключается в том, что событие или действие происходит всегда и везде. Хронотоп связан не столько с реальным историческим временем и пространством, сколько с внутренним состоянием.
В стихотворении «Не прислал ли лебедя за мною…» 1936 года лебедь – символ иного мира, весть о приближающемся конце:

Не прислал ли лебедя за мною,
Или лодку, или черный плот?

Три раза в произведении упоминается шестнадцатый год. В двух случаях говорится об историческом времени, общем для всех, а в третьем – о личном времени поэта. Параллельно с изменением исторического времени на личное образ лебедя из конкретного становится абстрактным. Происходит переход от «лебедя» к «птице», а от «птицы» – к «ангелу»:

Не прислал ли лебедя за мною…

Говорил, что птицей прилечу…

Ангел полуночи
До зари беседует со мной.

 В «Падении Берлина», написанном в 1949 году, Ахматова воспевает мужество русских воинов, их преданность Родине:

…И наши танки мчались, как судьба,
Пересекая чуждые равнины,
И русской песни голос лебединый
Плыл в музыке.

«Русской песни голос лебединый» – это метафора христианского самопожертвования, «положить жизнь за други своя».
В этом стихотворении сочетаются образы лебединой верности и лебединой песни – песни, которую поют перед смертью.

Ахматова применяет множество языковых средств для раскрытия образа лебедя. Для нее характерно использование творительного сравнения («Только, ставши лебедем надменным…», «И слава лебедью плыла…», «Лебедью тебя я стану звать…», «Я только голосом лебединым / Говорю с неправедной луной»). Это говорит о фольклорной основе образа лебедя, так как творительный сравнения издавна использовался в народном творчестве.
Образ лебедя раскрывается также посредством эпитета («лебединый (ветер)», «лебединый (пруд)», «(шеи) лебяжьей», «(голос) лебединый», «лебединая (сень)», «(из стаи) лебединой»).
В стихотворениях «И вот одна осталась я…» и «А Смоленская нынче именинница…» образ лебедя входит в состав перифраза («О вольные мои друзья, / О лебеди мои!», «Александра, лебедя чистого…»).
В «Падении Берлина» и в «Последнем письме» образ лебедя является частью метафоры («русской песни голос лебединый», «крик печали лебединой»).
У Ахматовой есть образы и цветовые решения, которые контрастируют с образом лебедя (лебедь – «черный ворон», лебеди и «черная вода», лебедь – «черная змейка»). Так как лебедю противопоставляется что-то темное, нечистое, значит, сам он, таким образом, является символом чистоты. В стихотворении «А Смоленская нынче именинница…» Ахматова так и говорит: «Александра, лебедя чистого».
В стихотворениях «В ремешках пенал и книги были…» и «Царскосельская статуя» рядом с образом лебедя присутствует образ луча («А на жизнь мою лучом нетленным…», «Лучи скудеющего света»). Луч идет с небес и символизирует свет и чистоту. Он «возвышает» и образ лебедя. В стихотворении «Не прислал ли лебедя за мною…» прослеживается стремление ввысь. Ахматова выстраивает вертикаль «лебедь – птица - ангел». Переход от конкретного к абстрактному является и переходом от земли к небу.

Образ лебедя нечасто встречается у Ахматовой, но он очень значим для нее. В стихотворениях разных периодов лебедь является не только традиционным символом верности в любви и преданности, но и также символом творчества, души поэта, вечности, неизменности. «Лебединая стая» Ахматовой – это ее друзья-поэты.
Лирика А. Ахматовой рождалась из реальной жизни, конкретика наполняет все ее образы, но в то же время можно проследить внутри образа движение от конкретного к абстрактному. У Ахматовой это означает и движение от земли к небу. Образ лебедя был для нее земным, но чистым и светлым. Он олицетворял любовь Ахматовой к земной жизни и одновременно стремление уйти от нее. Лебедь был необходим ей, он окрылял ее заземленную душу.