Максимка. Детдом

Александра Маркичева
Максимка стоял у окна и, сквозь таявшие за стеклом сосульки, смотрел на летящих вдалеке птиц. Небо было безоблачным. На улице до самой земли местами протаял снег. Максимка думал о том, почему птицы по весне возвращаются в родные места? Все это навеивало воспоминания о доме.

«Как там сейчас батя? Как без меня управляется? Тяжело ему, наверное. Нет, батя сам, сам виноват в том, что я сбежал из дома. Он не хотел пускать меня в школу. А мне, для того чтобы летчиком стать, нужно обязательно учиться. Неграмотных ведь в летчики не берут!»

У Максима щемило сердце. Он вспоминал, как убежал из дома. Вспоминал, как ехал в ящике под вагоном. Как ночью было ужасно холодно, и невозможно было заснуть от голода. Живот крутило так, как будто кошки по кишкам бегали. На какой-то станции удалось у местных жителей выпросить кусок хлеба и сала.

«Почему, почему батя не пускал меня в школу? Соседский Колька уже три года как учится, а мы ведь с ним одногодки. Колька читать и писать умеет, а я даже букв не знаю. Если бы моя мать была жива, она сшила бы мне рубаху, а я на покосах за лето заработал на сапоги. Уж мать-то сумела бы убедить отца в том, что мне надо учиться. Как жаль, что она умерла так рано.»

Пошел пятый месяц как Максим жил в детдоме под чужой фамилией. Он ни разу ни с кем не обмолвился словом о своей тайне, боясь, что его тут же отправят домой к отцу. И он не сможет больше учиться.

«Вон сколько беспризорников нынче привезли в грузовике. Кровати в спальне стоят одна над другой, и все равно места мало.»

Максимка проявлял настырность в учебе. Если другим ребятам было все равно, что скажет учитель, то ему, наоборот, хотелось ловить каждое его слово. Знания давалась с большим трудом, но он не сдавался и с усердием выводил непослушные буквы. Это то, ради чего он проделал такой нелегкий путь.

С порядками детдомовской жизни смириться было не легко. В столовой старшие ребята во время обеда спешили скорей съесть свою порцию и порцию младшего. Максимка же не мог пройти мимо плачущего в свою пустую тарелку мальчишки и делился с ним своей долей.

Были среди детдомовских ребят те, кто смотрел в сторону Максима озлобленно, но находились и те, кто относился к Максимке по-братски. В их числе был Васька, по кличке Волчара. Нос его был слегка продавлен из-за того, что у него с рождения не было носовой перегородки. И он частенько развлекал ребят, продергивая веревочку из одной ноздри в другую. Прежде чем попасть в детдом, он три года бродяжничал, промышляя воровством. Сейчас в детдоме Васька, частенько подумывал, а не вернуться ли к матери в деревню? Из-за этих мыслей он даже курить бросил.

«Надоела мне эта бродячая жизнь. Сколько случаев мне было наворовать и разжиться. Так нет, не хочу больше этого. А может мне подмастерьем устроиться в какую-нибудь мастерскую? Мужики взрослые там по 8 часов просиживают, а я все десять смогу. Вон сам свои ботинки починил, заплаточку наложил, подметку подкинул. Хоть неважно, а сумел же.»

Не решив еще, к матери подастся, иль в мастерскую подмастерьем устроиться, по весне Васька - Волчара сбежал из детдома. На прощанье он подарил Максиму свой перочинный ножик. Совсем Максимке без Васьки тошно стало в детдоме. Первый раз в жизни ему показалось, что он остался один на всем белом свете. И мечта стать летчиком уже не предавала столько сил как раньше.

«Выучусь читать, писать и тоже к бате вернусь. У ребят, которые здесь, и идти-то некуда. У кого родители спились, у кого умерли от голода. А у меня батя - старовер, не пьет, да и хозяйство у него свое. Не любит только, когда работой занят, чтобы кто-то бездельничал. Помню, как-то по осени, он нас вокруг кобылы с телегой гонял. Чинит он колесо, значит, а я с батраками на телеге сижу. Так он, как закричит на нас, чего мол, бездельничаете? И на вопрос, а что нам делать посреди дороги, получили ответ, бегайте вокруг, только не сидите без дела. И бегали ведь! Кулачища-то у него вон какие! Да... Характерный он у меня. А как без характера? Без него нельзя - не выживешь!»

Детдомовская жизнь в последнее время сильно тяготила Максима. Спавший над ним Колька-Муха, мочился по ночам под себя, да так, что сквозь матрас текло. Он семь лет бродяжничал по вокзалам. Поотморозил себе все. К тому же рядом под ухом храпел гнусавый Мишка, не давая по ночам спать.

Терпения хватило только на то, чтобы выучить грамоту. Сообщив воспитателям свою настоящую фамилию, Максимка собрался домой. Когда пришло подтверждение от отца о пропаже сына, детдомовские работники, переодели Максима в старые лохмотья и отправили с сопровождающим домой. Отец встретил на станции молча. Не говоря ни слова, он крепко прижал сына к себе. Максимка же, уткнувшись носом в длинную батину бороду, не мог надышаться родным запахом. И только сейчас Максимка понял, почему птицы каждую весну возвращаются домой.

30.10.2007г.