Казанский храм в с. Борисоглеб г. Владимир

Елизавета Басова
Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Борисоглеб Владимирской Епархии.

Знакомство наше с отцом Олегом Витальевичем Рябышевым и матушкой Анной произошло, по воле Божией, 19 июня 2007 года на берегу Великой русской реки Волги в древнем городе Калязине, в дни проведения 9-го Волжского Крестного хода. По их приглашению мы обещали посетить храм в честь иконы Божией Матери Казанская в начале июля по пути в Дивеево. Так и произошло. 01 июля мы проехали по объездной Владимирской трассе, оставив слева сверкающие купола Успенского собора. Через 10 километров перед нами открылся великолепный вид поля, круглого озера и храма, стоящего на холме. Яркое солнце освятило золотые купола и небесно-голубую кровлю храма. Внешне разрушенный, в лесах, храм оказался благодатным и отреставрированным внутри. После трапезы мы поднялись на колокольню, откуда открылся замечательный вид круглое озеро, поля, леса и город Владимир.

Староста Мария Петровна Ярошенко с большой любовью и нежностью рассказала нам о трудных годах возрождения храма и о его истории.


Погост Борисо-Глебский, в Баглачеве, находится в 15 верстах от города Владимира. Первоначальные поселения в Баглачевской волости относятся к самому началу XVI века. Так в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича 1504 г. в числе митрополичьих сел и деревень, которым дана грамота, упоминается «волостка Багдача». В начале ХVII столетия в Баглачевской волости существовала уже церковь, как это видно из патриарших окладных книг, в которых в 1628 г. записано: «церковь Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба в Баглачевской волости... ». В1643г. вместо этой церкви построена была новая по благословению святейшего Патриарха Иосифа и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. Бориса и Глеба. В половине XVII же века здесь существовала и теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. В 1653 г. было два священника, церковное земли 16 четвертей, а в приходе 284 двора. В 1715 году теплая Николаевская церковь сгорела и в 1717 г. на том же месте на средства прихожан построена была новая церковь во имя того же святого. Эти две деревянные церкви существовали до 1776 г.; но пришли в ветхость, и посему священнослужители и прихожане просили преосвящ. Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, разрешить им построить новую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и св. Бориса и Глеба. Разрешение было дано, и в 1786 г. освящена была трапезная церковь, а в 1790 г. настоящая. Деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца в 1780 г. подарена была в село Суворовское, а церковь Казанская с коло¬кольней употреблена на обжиг кирпича для строившейся церкви. В это время в Баглачевском приходе числилось уже 390 дворов. Каменная церковь без существенных изменений сохранялась и до настоящего времени; колокольня же в 1858 г. перестроена заново.

Из святых икон была достойна особенного внимания: икона Казанская, древнего письма; в приходе она почиталась за чудотворную. Хранилось здесь и напрестольное Евангелие, печатанное при Патриархе Никоне в 1657 г. (в нем были положены особые евангельские чтения при таинстве елеосвящения, совершаемом над мужами, и особые при елеосвящении, совершаемом над женами). В церковной библиотеке были житие и поучения свят. Ефрема Сирина, изданные в 1647 г.; в церковном архиве хранилась храмовая грамота епископа Владимирского Иеронима, данная в 1746 г. и храмоосвятительная епископа Павла от 1786 и 1790 г.

В 1855 г. начал свои многолетние службы священник отец Иоанн (Иван Иванович Сперанский). В 1858 г. перестроена колокольня, сохранившаяся до настоящего времени. В 1864 г. в дом священника была переведена из д. Улыбышево земская школа, а в 1892 она стала церковно-приходской, в ней преподавали священнослужители Казанской церк¬ви. В 1894 г. начал службы священник А.И. Софийский (служил в 1894-1904, 1907-1927 гг.), а в 1908 начал служение священник А.В. Орлов. В 1920-е гг. - В Казанскую церковь приезжал служить иеромонах Афанасий Сахаров, будущий святитель.

Более чем трехсотлетняя жизнь храма была нарушена в XX веке. С приходом советской власти началось разрушение прежних устоев жизни, разрушение Казанской церкви села Борисоглеб, отнесенного к Улыбышевскому сельскому совету Судогодского района.

Из материалов Государственного архива Владимирской области известно о происходящих событиях и судьбах священнослужителей.

1 апреля 1920 г. состоялось собрание граждан приходской церкви, присутствовали 160 делегатов. На собрании был заслушан, в которых предлагалось провести в жизнь Декрет 1918 г. об отделении церкви от государства, потому необходимо было избрать около 30 человек поручителей и составить опись всего церковного имущества. В президиум собрания были выбраны: председателем Иван Иванович Морозов, товарищем председателя Кузьма Иванович Никеров, секретарем Иван Никитич Зеленов. На собрании присутствовал член исполкома Е.М. Матвеев. На собрании единогласно постановили: избрать от каждой деревни по одному человеку, всего 23 человека, для описи имущества церкви.

7 марта 1923 года была проведена опись церковного имущества Казанской церкви членами Улыбышевского волостного исполнительного комитета в присутствии председателя церковного Совета Ефима Матвеевича Матвеева, церковного старосты Ивана Ивановича Морозова и мирян Михаила Васильевича Шелаханова и Ивана Никитича Зеленова. В описи перечислено более 37 наименований церковных предметов. Она позволяет нам представить интерьер церкви до ее разграбления. Иконостас главного придела был деревянным золоченым, иконы верхних ярусов иконостаса - живописные, в нижнем ярусе были 3 иконы в металлических ризах с венцами и 5 в металлических ризах. Икона Казанской Божией Матери в нижнем ярусе была в серебряной золоченой ризе, к этому времени уже утраченной. 2 иконы у главного иконостаса в металлических ризах, причем на иконе Боголюбской Божией Матери - венцы серебряные.

В храме были деревянная вызолоченная гробница, шитая золотом по бархату плащаница.
В храме было 3 деревянных престолов, 3 деревянных жертвенника, иконы напрестольные: две в металлических ризах и одна живописная, 3 дарохранительницы: две из них серебряные вызолоченные и одна медновызолоченная. Евангелие большое в серебряном вызолоченном переплете, в описи перечислены облачения, кадила, чаши водосвятные и другие церковные предметы. Колокола были весом 596 пудов.

В храме находились 4 шкафа для книг, богослужебных книг 221, в книжных шкафах хранились многие десятилетия книги, указанные еще в ведомостях церкви за 1872, 1908 годы: творения Св. Отцов-Послание Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Ки рилла Иерусалимского, Макария Египетского, Ефрема Сирина и др. русских проповедников - проповеди Владимира Костромского, Феофана Владимирского, протоиереев: Путятина, Нордова; книги истолковательные- Благовестник Феофилакта Болгарского, толкование праздничных Евангелий и Апостолов; книги исторические - Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского, История Русской Церкви Филарета Черниговского, Библейский биографический словарь Яцкевича, История государства Российского Глинки.

На основании Декрета от 27 апреля 1923 года состоялось 8 июля 1923 года общее приходское собрание общины верующих Казанской церкви по вопросу о регистрации религиозной общины. Членами исполнительного органа общины верующих были прихожане окрестных сел: Матвеев Ефим Матвеевич (д. Кадыево) — председатель исполнительного органа, члены И.Д. Зеленов (д. Якушево) и М.В. Шелаханов (д. Конюшино). Община была зарегистрирована 20 октября 1923 года.

В 1927 году лишены избирательных прав священники Казанской церкви А.Н. Софийский и А.В. Орлов и их семьи. А.И. Софийский репрессирован. В 1930 году священник отец Александр (Орлов) репрессирован, во второй раз арестован в 1938 году. В 1936 году церковь еще действует и в ней числятся один священник АН.Григорьев, которого арестовали в том же году. Церковь закрывают по постановлению президиума облисполкома от 17.02.1939 года. Иконы и утварь разграбили.

Но за церковью и кладбищем присматривали вплоть до 1960-1970 годов. Только во время строительства поселка Радужный церковь пол¬ностью была разрушена...

А в начале мая 1995 года схиархимандрит Власий духовник Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской епархии благословил Марию Петровну (многие его духовные чада восстанавливают храмы по всей России , а тысячи паломников едут к прозорливому старцу за помощью и советом) на нелегкий труд возрождения, предсказав этому храму особое будущее. И вот уже 12 лет она, с помощью Божией, с помощью благотворителей, жертвователей, прихожан и паломников поднимает из руин великолепный старинный храм. Изучив все данные нам фото и архивные материалы мы постарались обработать их и издать буклет, чтобы о храме узнали, прославляя Пресвятую Богородицу в изображении так почитаемой на Святой Руси иконы Божией Матери Казанская.
 
В начале сентября 1995 года архиепископ Владимирский и Суздальский Владыка Евлогий благословил восстановление храма и 24 сентября в клубе «Досуг» города Радужного состоялось пер¬вое собрание учредителей прихода церкви во имя Казанской иконы Божией Матери села Борисоглеб, приписанной к селу Кадыево Судогодского района Владимирской области. Был избран Совет храма: председатель Мария Петровна Ярошенко, помощник председателя Елена Николаевна Еремина, казначей Елена Викторовна Скобелкина. В ревизионную ко¬миссию вошли Татьяна Борисовна Мельникова, Владислав Павлович Низов, Людмила Викторовна Трубаева. После собрания протоиерей отец Владимир (священник храма с. Арбузово) совершил молебен на развалинах о возобновление Казанской церкви, на котором присутствовали жители окрестных сел и города Радужного. Официальная регистрация церковной общины состоялась 13 октября.

Каждую субботу первые прихожане очищали храм и территорию вокруг него от мусора. К осени сделали ремонт в доме рядом с церковью, в нем открылся молебный дом. Совершались молебны на праздники в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.

Почти сразу открылась при храме церковная лавка, первой в ней несла послушание помощница старосты Елена Николаевна Еремина, внучка последнего священника церкви Александра Васильевича Орлова. Литература в ней постоянно обновляется, приобретается, в том числе по заказам прихожан, в московских православных издательствах. В Крещение 1996 года впервые после многих десятилетий бездействия храма было совершено освящение воды, а весной священник из Князь-Владимирской церкви г. Владимира отслужил первую пасхальную службу. Отец Сергий из Князь-Владимирской церкви направлял священнослужителей для проведения служб, служили священники из Рождественского мужского монастыря г. Владимира. В мае 1996 года появился свой священник - отец Валерий, но, прослужил он только до зимы и был переведен в церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери с. Буланово. Некому было проводить службы, на Крещение замерзла вода в храме. Но зародившаяся церковная жизнь не могла умереть. Нужно было искать нового священника, помощников и средства на восстановление храма.

Священнослужители храма постоянно занимаются православным просвещением, с 1996 г. открыта Воскресная школа. В школе преподаются церковно-славянский язык, Закон Божий, иконопись. В 2003 году при храме был летний лагерь для учащихся воскресной школы. Совершаются паломнические поездки, экскурсии. Воскресную школу посещают 20- 25 детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Свое подсобное хозяйство помогает храму пережить трудные годы возрождения. На скотном дворе выращивают свиней, кроликов, кур. Есть своя пасека. В Медовый Спас освящается для жителей мед. Есть церковный огород, сад. Работает трапезная, где питаются рабочие, строители. Хозяйство позволяет поддержать общину храма, помогать нуждающимся. Но все это стоит большого времени и нелегкого труда рабочих, служителей, прихожан храма.

Олег Витальевич Рябышев приехал в с. Борисоглеб в 1997 году. Его рукоположил в сан священника епископ Владимирский и Суздальский Владыка Евлогий. В здешних местах сложилась судьба отца Олега. В его с матушкой Анной (дочерью протоиерея Леонида Береснева, настоятеля храма Вознесения Господня в Калязине) семье растут четверо детей. Для жителей деревень и города Радужного отец Олег исполняет все религиозные требы, совершает службы, а также руководит восстановлением храма вместе с главной помощницей - старостой Марией Петровной Ярошенко.

Отец Олег начал проводить службы в холодном храме (четверике). Закрыли от ветра и дождя проемы окон, дверей, от полуразрушенной трапезной части церкви отгородились стенкой из двух слоев досок, между которыми были набиты опилки, сделали двери. В холодное время сутками топили «буржуйку».

В 1999 году на праздник Крещения в храме впервые появился прихожанин Александр Владимирович Колотое из с. Богослово Владимирской области, а в августе он заложил фундамент под новый дом причта. В январе 2000 г. под его руководством началось полное восстановление трапезной. К празднику Пасхи 2000 г. трапезная часть церкви была восстановлена. Пасхальная служба проходила у престола Святого Николая Чудотворца. Все строительство и восстановление церкви проводились на средства и под руководством Александра Владимировича Колотова. Его большой и нелегкий труд, ум и находчивость с Божией помощью привели к спасению храма. Огромная благодарность и низкий поклон Александру Владимировичу за его труды для возрождения храма.

Пять колоколов общим весом 500 кг заказал и подарил храму Юрий Григорьевич Билык. Освятил колокола Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и 5 января 2001 года они были подняты на колокольню.
 В 2001 г. начались работы по росписи стен иконописцем профессором Академии славянской культуры Владиславом Павловичем Низовым и его студентами. В 2002 году построили гаражное помещение и просфорню, а 2003 началось строительство и ремонт пристроек к колокольне для крестильни и ризницы.

2003-2004 — Ведутся работы по укреплению свода холодного храма (четверика), восстанавливаются барабаны для главок.15 декабря 2004 состоялось освящение пяти главок архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, поднятие главок и укрепление их на барабанах кровли храма. Уже позади самое трудное - конструкционное укрепление храма.

По словам отца Олега, с Божией помощью самое тяжелое преодолели — основание храма, стены укреплены, храм спасен от разрушения. Впереди работы по внешней и внутренней отделке храма.

Осталась самая главная трудность - отсутствие денег на продолжение восстановления церкви: проведение отделочных работ на колокольне, фасадах; восстановление интерьера холодного храма; достройку дома для причта, где планируется расположить воскресную школу, трапезную, библиотеку, церковный архив, православный музей.

До сих пор со стороны храм выглядит полуразрушенным, но кто войдет в него, увидит, что он жив, бьется ритмично его сердце - постоянно идут службы, прихожане заполняют его в воскресные дни и в дни больших церковных праздников, приводят детей, чтобы поучаствовать в общей молитве, причаститься, заказать молебен, купить иконы, православную литературу в церковной лавке.

Храм для радужан - светлый луч для очищения души, он учит доброте и милосердию, помогает воспитывать детей, укреплять мир в семьях, уважать, жалеть и помогать престарелым. Храм зовет к себе молодежь как чистый родник, уводящий от мутных вод современного телевидения, литературы, рекламирующих и втягивающих в грязную грешную жизнь юные неопытные души. Храм дарит светлую радость и спасение всем, кто обратится к нему всей душой. Он ждет всех, рад всем молодым радужанам, чтобы преподнести Божественные таинства - причащение, крещение, венчание. Только храм указывает нам всем путь от скорбей, болезней, горестей.

Приглашаем всех посетить храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Борисоглеб, познакомиться с его настоятелем иереем Олегом (Рябышевым) и оказать посильную помощь в возрождении православной святыни.


27 июля 2007 года Басова Е.К.