Что такое любовь? философское размышление

Владимир Лысяк
Эпиграф 1: Любовь как река: мужчина бросается в неё сразу, а женщина заходит постепенно. (неизвестный автор)
Эпиграф 2: Любовь – это желание жить! (М. Горький)
Эпиграф 3: Вас никто не любит – будьте уверены это ваша вина! (Ф. Додридж)

Что такое любовь? Есть ли она вообще или мы уже давно утратили способности к этому чувству? В последнее время я очень часто задаю себе этот вопрос. Не знаю почему. Может потому, что в той или иной степени моё увлечение поэзией ставит передо мной подобные вопросы. А может всему виной увлечение психологией и философией. А может просто в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он задаётся подобными вопросами. Когда я начал писать эту статью, у меня было очень много вариантов с чего начать, но я так и не решил что же главное. Может так: любовь существует – и это главное! Ведь в наше время всё тяжелее и тяжелее в это поверить. Но, почему-то мне очень хочется верить. Совершенно другой вопрос, в какой именно форме эта любовь существует. Ведь любовь сама по себе – это не стихи поэта, не то, что мы видим каждый день на экранах телевизоров, это некое таинство, что-то, что живёт внутри человека, в его душе. В той или иной степени мне часто приходится сталкиваться с этим. Возможно, для поэта это вообще неразделимо с его существованием. Мне постоянно нужно ощущать это чувство влюблённости в себе, иначе меня нет. Пословица говорит: «Любовь – мудрость глупца, а глупость ¬– мудреца!» Возможно, в этом есть рациональное зерно. Но, в таком случаи, зачем нам приходить на эту землю? Любовь приводит нас на эту землю, только любовь и ничего больше, я абсолютно в этом уверен. Но, всё-таки что такое любовь? Увы, невозможно чётко дать определение этому чувству, ибо каждый человек ощущает это по-своему. Для того, кто любит, любимый человек самый лучший, самый красивый, самый самый и т.д. В своей не очень долгой жизни я любил дважды: первый раз – ещё в школе, второй раз – сейчас (будучи уже студентом КПИ). Первый раз закончился ничем, да и второй, пожалуй, тоже закончится тем же. Я никогда не говорил о своих чувствах, наверное, потому, что оно моё. МОЁ и ничьё больше. Я никому не хочу навязывать свои чувства, они есть и всё. Они дарят мне великую радость и великую грусть. Они говорят мне о том, что я ещё жив, что двигаюсь дальше и это хорошо. Недавно один мой друг рассказал о своей девушке, что ему очень хорошо с ней, что он постоянно хочет быть с ней. А потом спросил меня: «Как ты думаешь, это любовь?» И я ответил: «Да! Наверное, это любовь». Я ответил так, не потому что был уверен в том, что мой друг действительно любит эту девушку (ведь на самом деле, только он сам знает ответ на этот вопрос), просто именно так я ощущаю любовь. Просто мне хочется быть с человеком, которого я люблю. Просто мне хочется делать для неё всё. Пусть даже она об этом не знает, и не узнает никогда. Почему так? Наверное, потому, что так будет правильнее… Недавно, перечитывая «Лолиту» В. Набокова, я вспомнил свою первую любовь (здесь нет никакой прямой аналогии) просто, кто помнит последние разделы романа, наверняка вспомнит такие слова Гумберта Гумберта (он стоит на возвышенности и видит играющих детей): «Ужас не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса её нет в этом хоре!» Не дословно, поскольку пишу по памяти, но как для меня это имеет такой смысл: весь ужас моей ситуации не в том, что девушка, которую я люблю никогда не будет рядом, а в том, что рано или поздно наступит момент, когда я её не увижу уже никогда… Наверное, поэтому я немного завидую своему другу (по доброму конечно), да и всем влюблённым, которых я часто вижу в парке, ибо у них есть то, чего нет у меня… Но, у каждого своя судьба и свой путь, и, наверное, в этом тоже есть своя прелесть! «Любовь перестаёт быть удовольствием, когда перестаёт быть тайной», и это, пожалуй, тоже правда. Рано или поздно всё погрязнет в рутине, и только любовь останется с тем, кто всегда будет ей верен. Вот такая вот получилась статья (рассказ, повесть, исповедь) это уж как кому угодно. Немного грустно, немного радостно, немного ни о чём. Я благодарен читателю, дочитавшему её до конца и говорю, как Печорин: «Можете смеяться, если вам смешно моё откровение, поверьте, я ничуть не огорчусь!»

КОНЕЦ