Очень скучные сказки

Кириллов Владимир Владимирович
«ОЧЕНЬ СКУЧНЫЕ СКАЗКИ»

 Посвящение Г.-Х. Андерсену.

* * *

Садитесь поудобнее дорогие ребята! Поближе к огню, ну, смелее... Вечер предстоит долгий, спешить нам некуда, поэтому садитесь, укрывайте свои маленькие ножки и согревайтесь горячим шоколадом! А я стану рассказывать вам сказки. Разные сказки. Длинные и короткие, весёлые и грустные, страшные и не очень... Про королей и принцесс, про леших и водяных, про птиц и зверей, про еду и посуду, про всё, что было и чего никогда не будет! Я буду вам рассказывать, а вы будете слушать! За окнами воет вьюга и очень холодно, а мы сидим, дома у камина, и поэтому нам тепло, и приятно смотреть в окно, наблюдая, как замерзает всё вокруг, всё, кроме нас с вами... Итак, когда-то давным-давно, когда небо было ниже, а моря ближе, в одном старом-престаром лесу стоял старый-престарый дом. В нём, вокруг старого камина, собирались старики. Сидели они у камина, пили кипяток и рассказывали друг другу сказки... Каждый по одной! Потому, что сказки – это большая тайна! Вот она, первая сказка...

* * *

«ЗАМОК И КЛЮЧ»

В одном большом городе жили-были замок и ключ. Жили они вместе уже очень давно. В самом начале их знакомства, когда они были ещё очень молоды и грубы, они вели себя, порой, весьма скверно по отношению друг к другу, ко всеобщему неудовольствию окружающих. Для того, чтобы разгадать все секреты замка, ключу приходилось долго и трудно пробираться через борозды безответственности, борясь с упрямством и капризным непостоянством характера. Всё шло к тому, чтобы признать их совместную деятельность несостоятельной. Притирка характеров происходила долго, но вскоре кому-то надоели их постоянные склоки, и после нескольких смазок в отношениях между ключом и замком произошёл перелом, после которого больших трудностей с ними больше не возникало. Всё происходило с взаимным пониманием и большим знанием дела. Несколько лет спустя все острые края скруглились настолько, что они научились понимать себя с полуоборота. Глядели на них люди и говорили: «Какая хорошая пара, всем бы такое счастье!». А замок с ключом слышали это и гордились друг другом. Правда, со временем путешествия ключа становились всё продолжительнее и, возвращаясь, по забывчивости в голове у него переворачивалось всё с ног на голову, и тогда замку приходилось туго. К счастью, это случалось не часто, и они быстро опять, находя общий язык, могли проболтать всю ночь напролёт.
Случилось так, что ключ был в отъезде, в то время как к замку явились непрошеные гости, которые сначала хитростью, а затем просто силой попытались разрушить весь внутренний мир замка. Он долго сопротивлялся, и, наконец, ему удалось отстоять свои рубежи нетронутыми. Но, к сожалению, насилие не смогло пройти бесследно, не сказавшись на его самочувствии. И вот, ключ после долгой дороги, усталый и переполненный впечатлениями, вернулся домой. Оказалось, что то, к чему он так долго стремился, находится в совершенно разбитом состоянии. И на все его мольбы и настойчивые просьбы откликнуться на его призывы, механизмы замка отвечали решительным отказом! А как же иначе? Механика – дело очень тонкое, не терпящее ни суеты, ни насилия!
В конце концов, замок, и без того повреждённый, был извлечён и отправлен на восстановление. А ключ был помещён в резерв, под коврик, что лежал у дверей. Тут ему досталось! Большего унижения он нигде и никогда не испытывал. Об него буквально вытирали ноги. От такого воздействия весь его внешний вид представлял очень жалкое зрелище. Наконец, всего искорёженного, в страшной форме его стащил разносчик молока, соседский мальчишка, который сначала, повесив его на шнурок, раскручивал в разные стороны, а после – вообще прицепил к велосипедной раме, с таким расчётом, чтобы, при быстрой езде, ключ и прочие железки гремели и звенели, звенели и гремели... Страшно себе даже и представить, что пережил ключ в подобной компании. Дня не проходило, чтобы при очередной встряске кого-нибудь не стряхивали. А драться ключ не умел, не то, что большие болты с гайками, висящие рядом. Одним словом, досталось ключу «на орехи», и неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы однажды соседский велосипед не угнал какой-то другой мальчишка. Он, посчитав ключ лишним в этой компании, отцепил и выкинул его в траву, как раз возле дверей, в которых уже находился восстановленный и заново смазанный замок. Тем же вечером его отыскали и, предварительно окунув в старую маслёнку, попытались открыть им дверь. Ключ застрял в замке. Замок больше не пожелал знать своего старого друга. Отверженный ключ полетел прочь, назад в траву, где ему было суждено умереть в полном одиночестве, всеми заброшенным и забытым после стольких лет службы.
Вы не хотите, чтобы сказка заканчивалась на этом месте? А что вы сделали для того, чтобы это случилось?.. Если всё действительно так. Как вы говорите, тогда... Однажды мимо этого дома шёл прохожий, молодой человек, ещё не чем не отягощённый. Оттого он просто шёл и что-то насвистывал себе под нос. Проходя мимо дверей, он случайно увидал в траве что-то блестящее. Нагнувшись, он поднял с земли наш старый знакомый ключ и, повертев в руке, сунул его в карман. А так как этот человек был ещё ни чем не отягощён, то кроме нашего ключа в этом кармане ничего больше не было, а значит и никакой угрозы, ни с какой стороны не предвиделось. Он быстро согрелся и...
Вернувшись домой, молодой человек достал ключ и... сделал из него лопатку для чистки курительной трубки! Наш ключ теперь был прикреплён к цепочке и обитал в жилетном кармане. Теперь потеряться он не мог, да и к тому же, компания трубки подходила ему как нельзя лучше. Тепло, светло и ни малейшего насилия и упрямства!
Замку повезло меньше. В конце концов, его навсегда отстранили от службы и на его место поставили новый усовершенствованный замок с новой связкой блестящих ключей. Замок распался, его попросту разобрали. Дальнейшая его история – история его составляющих, нам не известна... Такова жизнь!

* * *

А вот, ребята, послушайте ещё одну старую-престарую историю...


«ПОЧЕМУ КУРЫ ТАК ПЛОХО ЛЕТАЮТ»

Когда-то, очень давно, когда все животные на земле были ещё не такими, как сейчас... Собрались все звери на большой свой звериный совет, для того, чтобы разобраться, кто кем будет, и кто чем будет заниматься. Места всем не хватало, а творившийся беспорядок уже всем надоел, и, для того, чтобы звери не путались и не мешали друг другу, собрание решило, что отныне у всех зверей будут равные права и своё место в этом мире. Рыбам полагалось жить в воде и плавать, птицам отводилось небо, а всем остальным – жить и охотиться на земле... Все согласились, и жизнь постепенно стала походить на нашу сегодняшнюю.
В мире стало просторно. Морские обитатели больше не мешали тем, кто жил на суше, а птицам больше незачем было всё время убегать и прятаться. Ведь теперь они могли летать! Перед ними теперь был открыт весь мир! Они могли попасть в любое место в нём! Какое только захотели бы! Или, облетев его весь, вернуться назад. Птицы стали хозяевами всего неба. Долгий путь и упорство спасали их от холодов и голодных пор. Дальние путешествия, рискованные и очень опасные, из-за охотников и страшных чудовищ, позволили птицам заселить все отдалённые земли. Птицы были красивы и свободны!
Одни только куры ворчали и охали. Они испугались трудностей далёких путешествий, охотников и страшных заморских чудовищ... Для того, чтобы не подчиняться общептичьему желанию летать, они стали глотать камни, лежащие на земле, чтобы становиться тяжелее. И со временем их крылья уменьшились, а они сами отяжелели настолько, что люди стали их ловить и приручать... Теперь им нечего бояться кроме людских кастрюль, если перестанут нести яйца, мальчишек с рогатками и простых рыжих лисиц...
Но есть ещё предположения, что куры глотают камни для того, чтобы их не сносило ветром, и, якобы, камни служат им своего рода жерновами, как у мельниц, для перетирания крупных зёрен, которыми кормят их люди... Но это уже совсем другая история...

* * *

Давно заметили люди, что явления, и вещи по разному на жизнь влияют. Вот и стали они примечать, что от чего бывает и случается... Приметы бывают добрые и плохие. Плохие приметы приносят одно только горе, добрые приметы – предвестники удачи. Так всегда было... Про это и сказ... Слушайте и запоминайте, потому, что это большая тайна...

«ПОСУДА СЧАСТЬЯ»

Решил молодой царь жениться, наследника на троне оставить, да и просто – пора уже. В тот же час во все края земли понеслись гонцы и письма. Многие короли сватали своих дочерей. А жениху всё не так, всё не этак. Придворные уже отчаялись подыскать подходящую партию, но царь всё выбирает и раздумывает. И решили тогда мудрые люди, сватов заслать в те королевства, которые не сильно то и спешили выдавать своих принцесс. Оказалось, что таких королевств - всего одно.
Пришли советники к молодому царю и, говоря, что, вот, живёт в одной далёкой стране король и есть у него красавица дочь. Одна беда, не хочет она замуж, и всё тут. Возмутился тут царь и повелел гонцов засылать и к свадьбе готовиться, велел корабли снаряжать – сам свататься поедет!
И вот уже во все края земли, гонцы и глашатаи едут, с новостью счастливой. Скоро свадьба! Жениться царь на прекрасной молодой принцессе! Пиру быть! Празднику!
Решил царь подарок сделать супруге своей будущей, любимой. Подарок не простой, особенный. Заказал царь известным фарфоровых дел мастерам себе на свадьбу два блюда больших, со своим портретом и портретом супруги будущей. На счастье, в знак любви великой! Чтобы ели они с этих блюд яства всякие и любовались лицами своими прекрасными!
Долго исполняли заказ мастера царские, лучшие на всём свете. И сделали, наконец, два блюда фарфоровых, лучше них на всей земле не отыскать! И на каждом портрет красочный! На одной царь-батюшка, красавец писаный, как живой! На другой - супруга его, красавица! Круглолицая и румяная! Не блюда, – а чуда!
И вот свадьба! Народу понаехало! Из всех краёв и окраин! Тут и цари с царевнами, короли с королевнами, министры и шахи с падишахами! Все весёлые и радостные! Праздник великий! У молодого царя свадьба!
А у фарфоровых дел мастеров – горе горькое, печаль великая и страх! Разбилось блюдо одно! С портретом царицынским! Треснуло пополам! Кот – царский любимец, разбил! Что делать? Видно придётся им с головами прощаться, смерть свою принимать! Плачут мастеровые, не утешатся! Не успеют они новое такое блюдо сделать! Скоро уже за подарками пошлют, а тут горе такое...
Прибегает к мастерам шут царский - весёлый малый, добрый. Когда царь не в духе, ему туго приходится, когда наоборот – все им довольны и веселы. Видит шут такое дело и спрашивает у мастеров, что случилось. Рассказывают мастера беду свою, всё как было. А шут царский советует им склеить блюдо это клеем из рыбных костей, а шов зарисовать, чтобы обман не открылся. Решил помочь добрым людям шут.
Сделали мастера всё, как просил их шут. Склеили две половинки блюда чудесного, зарисовали красками шов. Как новое блюдо получилось! Одна беда – есть с него нельзя больше! Краска потечёт, а клей растворится! Успокоил их шут. Сам взялся подарки эти поднести к столу царскому...
Дивятся гости подарку царскому, глаз отвести не могут! Чудесные блюда! Молодые на них, ну просто как живые нарисованы! Доволен царь, довольна и царица подарку чудесному!
 Подошёл шут к царице и говорит, чтобы та не ела с блюда этого, а то себе сама морщин наделает, – царапать будет ложкой золотой лицо своё. Красота вся и уйдёт. Примета такая... Как живая ведь на блюде она нарисована!
Вот велит царь на блюда эти чудесные яства подать. И отныне есть только с них. А царица говорит ему, что такому дорогому подарку царскому место в сокровищнице, рядом с богатствами или на стене вместо картины, а не на столе с едой. Царь упрямится, и царица в ярости разбивает блюдо своё об пол на две половинки...
Простил её царь, жену свою! А куда делся бы... Мастерам же заказал новое блюдо, а старое приказал считать принесённым в дар богам!
С тех пор так и повелось! Какая бы посуда не билась – всё к счастью! Всё во благо! Посуда бьётся – горе уходит! А красивые тарелки с тех пор стали висеть на стенах рядом с картинами.
Доброй приметой стала эта история.

* * *

А вот ещё одна сказка, и тоже про посуду...

«ФРУКТОВАЯ ВАЗА»

В одной хозяйственной лавке, в отделе столовой утвари стояли две вазы для фруктов. Они были очень красивые и стоили очень дорого, потому что были сделаны из толстого качественного фарфора и покрыты зелёной глазурью, расписанной красивыми цветочками. Жили они очень дружно, и всем казалось, что они любят друг друга... Стояли они рядом с посудой и очень гордились этим, ведь посуду покупали чаще всего. С посудой вазы не ругались, иногда им даже позволялось поддерживать чьё-нибудь мнение, когда посуда спорила между собой, от того остальная утварь считала их важными особами, да к тому же ещё очень полезными в быту, просто незаменимыми...
 Но вот однажды, хозяйка лавки забыла закрыть на ночь окно, и в ту же ночь собралась гроза, задул сильный ветер, а окно под его напором распахнулось и сбросило с подоконника горшок с цветком... А надо вам сказать, что этот горшок считался самым уважаемым путешественником, после плетёных корзинок, в которые посетители складывали свои покупки. Но те стояли очень далеко, почти у самых дверей, а горшок стоял рядом, на подоконнике... И когда занавески были открыты, он видел всё, что творится за окном, а потом рассказывал всем, поэтому и считался хорошим рассказчиком. А иногда, когда хозяйка вытирала пыль, его переставляли с места на место, и по своему возвращению обратно после долгих и рискованных приключений горшок делился со всеми, своими впечатлениями. Шло время, старая утварь исчезала, на её место приносили новую, а горшок всё стоял, и время от времени рассказывал...
Однажды он рассказал историю, которую наблюдал в соседнем кафе, когда цветок вынесли на улицу, и поставили на стул. Стул стоял рядом со столом, на котором стояла серебреная мороженица, в которой лежала простая металлическая ложечка...

-Я так устала от тебя! - сказала мороженица ложке. – Вот уже много лет я тружусь из последних сил, и все эти годы ты, не переставая, стучишь по мне и портишь мои драгоценные серебреные стенки собой – грубой железкой!
-Но ведь мы делаем одно общее дело?! – удивилась ложка.
-Нет, это я делаю! Я! Я сделана из чистого серебра, а это благородный металл, он никогда не ржавеет, в отличие от тебя, и поэтому я очень благородного происхождения, а значит тебе не место рядом со мной! Иди к тарелке с супом, а меня оставь, пожалуйста, в покое! – сказала мороженица.
И как только она это произнесла, в кафе зашёл какой-то бродяга и, увидев серебро, схватил со стола мороженицу, а простую железную ложечку выкинул на улицу...
-И что же, - продолжал рассказывать горшок, - ложечку увидела кокая-то, бедная женщина и отнесла её домой. А жила она по соседству, и, как мне рассказывала канареечная клетка из окна этой женщины, ложка эта приобрела нового хозяина – сына этой бедной женщины. Приготовив сыну суп, она положила ложку ему в тарелку...
-А с серебряной мороженицей произошла другая история. – Продолжал горшок. – Её бродяга снёс кузнецу. И так как она была сделана из чистого серебра, он расплавил её, и сделал хорошую блесну для рыбака. Как рассказывала мне медная пуговица на плаще этого рыбака, после того, как он её потерял как раз у нашей хозяйственной лавке, - рыбак пошёл на рыбалку... По дороге тот сильно напился с товарищем и утопил в речке всю свою снасть вместе с серебряной блесной, то есть – с благородной мороженицей... Теперь она лежит на дне реки, и её заносит илом...
Так когда-то рассказывал горшок с цветком, до того, как хозяйка забыла закрыть в лавке окно на ночь...
И в ту же ночь собралась гроза, задул сильный ветер, и окно под его напором распахнулось и сбросило с подоконника горшок с цветком... Падая, он задел одну из красивых ваз для фруктов, и та треснула... И хотя трещина была едва заметной, и сама ваза всех уверяла, что на ней это совсем не скажется и не отразится... Но ночь сменяет день, и когда на следующее утро хозяйка вошла в лавку, на полу лежали разбитый горшок с рассыпанной землёй, погибший цветок и всё, что осталось от красивой вазы для фруктов, сделанной из толстого качественного фарфора, покрытого зелёной глазурью, расписанной красивыми цветочками... с едва заметной трещиной. Хозяйка подмела пол и снесла всё в мусорную яму...

* * *

Завтра вечером я раскрою вам новые тайны... А теперь вы все заснете, и будете спать. Да и я отдохну... до утра.
г. Ухта, 23 августа 2000 г.