Китай и сша

Алексей Богословский
И в очередной раз я не собираюсь говорить ничего нового и оригинального. Кризис доллара, о котором столько кричали в 2006 году, состоялся несколько иначе, чем предполагали некоторые экстремисты от прогнозов. Буш и его команда отнюдь не собирались обрушить доллар, принять на себя ответственность за структурные процессы, происходившие в экономике страны несколько десятилетий. Вместо резкого падения они предпочли затяжное планирование. Теперь инфляция будет нарастать ещё несколько лет, короче, ответственность за решения республиканцы поделят с демократами.
Тайный договор с Ираном, предполагающий отказ от поддержки повстанцев со стороны Ирана некоторыми видами оружия, в первую очередь, ПТУРами, сохраняется и выдержал уже несколько волн истерик. Конечно, в США мечтают уйти из Ирака. Им даже кажется, будто сокращение расходов после ухода их войск здорово поможет решить внутренние американские проблемы. Не совсем верно. В основе проблем – нарастание социального и имущественного неравенства в Штатах. Начиная с 1962 года реальный жизненный уровень 70% жителей США не вырос. Сомневающихся отсылаю к официальной статистике и монографии Турроу. В итоге в США нарастает «растягивание» среднего класса, его социальная поляризация. Такой процесс характеризуется падением производительности труда, уровня образования, мотивированности и управляемости среднего класса. К чему приводит данное явление видно на примере России, где одним из весьма популярных вопросов стал вопрос «представляет ли президент жизнь собственной страны». США может и рады были бы пойти по пути России и обрушить свой жизненный уровень, но подобное решение автоматически переводит США из единственной сверхдержавы в страну, чей статус будет выше статуса Британии, но до роли глобального полицейского не дотягивает.
Отсюда иначе начинает выглядеть картина мировой политики. Без учета тайной договоренности с Ираном ничего на Ближнем Востоке понять невозможно. Другое дело, что стороны друг другу не верят и готовы нарушить обязательства при первом удобном случае. Без понимания китайско-американских отношений ничего в мире в принципе невозможно понять. Во-первых, ускорение падения доллара лишает США возможности сократить импорт из КНР, отказаться от финансовой помощи Китая и покупки им ГКО США (ценных бумаг федерального резервного фонда). Остальные потенциальные помощники (Европа, Япония и Россия) больший объем помощи, чем уже есть, физически не потянут. Во-вторых, за финансовую помощь Китая Соединенным Штатам выгоднее частично расплатиться чужими интересами, чем собственными. В 2007 году данный факт получил массу подтверждений.
США фактически отказались срочно финансировать нефти и газопроводы через Каспий. Нефть и газ Казахстана и Туркмении во всё большем объеме поставляются в КНР. США дали добро на строительство нефти и газопроводов из Сибири в КНР. Они же дали добро на скупку китайцами российских месторождений нефти и газа. Через год-два встанет вопрос о сокращении поставок нефти и газа из Казахстана в Европу и переадресации добычи в КНР. Через три года у Европы возникнет перспектива лишиться части российского газа и нефти.
Данные факты могут свидетельствовать об одном – тайном соглашении США и Китае по экономическому дележу России. Пока еще трудно говорить о полном снятии противодействия США нелегальным и легальным закупкам в России ряда военных технологий. Более того, похоже, что США дали неофициальное добро на увеличение числа китайских мигрантов в России. Короче, пока наши «интеллектуалы» решали вопрос о большей принадлежности России к Европе или Азии, данный вопрос снят реальным соотношением сил в мире. Россия больше не в состоянии предложить свой союз ни Востоку, ни Западу. Разумеется, многие в США надеются на воскрешение американской экономической мощи и экономическом реванше лет через десять, но оснований для их оптимизма мало. Шанхайская шестерка превратилась в разряд говорильни надолго. Всё будут решать тайные переговоры США и КНР.
Американо-китайский дележ России сильно бьет по европейским интересам. У Европы нет ни ресурса, ни единой воли противостоять дележу. Единственное, что мешает ускорению проникновения КНР в экономику России – неготовность КНР платить за ряд видов сырья по мировым ценам. В течении ближайших пяти лет данное обстоятельство будет преодолено. Поэтому нынешние тайные соглашения КНР и США будут пересматриваться, разумеется, в пользу Китая. Что касается политической активности КНР в России, то она происходит в первую очередь за счет привлечения США к борьбе за китайские интересы. Это тоже часть соглашения. Китай отказывается лично контролировать Россию, перелагая работу на Вашингтон. У Вашингтона сохраняется ощущение контроля над РФ, Китай экономит деньги и усилия дипломатов и специалистов. Короче, Россию на праздник братства и сотрудничества в России никто приглашать не собирается.