Виктор Коростелев Кулюха

Виктор Коростелев
 

К У Л Ю Х А

Рассказ В.Коростелева

Однажды сильный пожар прошелся по деревне. Много сгорело домов, сараев, риг. Погибли люди, скот. С тех пор улица «Королевка» стала называться «Гореловкой» Сгорела и хата Акулины. Вместе с хатой сгорела престарелая мать Акулины. Хоронили погибших всем миром в один день. Отец погиб еще раньше – в японскую войну в далекой Маньчжурии. Акулина осталась одна, да еще отчаяние и слезы. Построить новую хату ей было не под силу.

Ночевала у сочувствовавших соседей, днем ходила по соседним деревням попрошайничала, собирала куски хлеба, кукурузные початки, обноски, тряпки.

Сельчане – кто смог отстроился заново, кто-то уехал из деревни в город, кто-то подался в революцию. Община всем миром построила для Акулина хатенку 3 на 3 метра, но с печкой, а это в деревне главное. Акулину взяли в школу уборщицей, денег не платили, но община выделяла ей немного зерна, керосина, дров, торфа. Помогали и люди, принося, ставшие ненужными вещи: то ложку, то кружку. Кто принесет старый зипун или платье.

Так и жила она, пока не запылала гражданская война. Люди осатанели, стали злыми, перестали помогать Акулине, перестали подавать на улицах

Опять наступили черные дни.

Акулина, чураясь подруг. лежала на нетопленной печке, укутавшись в лохмотья и мечтала о красавцах-женихах, о богатых нарядах.

Советская власть с ходу взялась помогать таким беднякам, как Акулина. Ей выделили землю, с которой она не знала что делать. Ей везли наряды, посуду, экспоприированные у богачей, выделяли зерно. Устроили на работу.

Потихоньку, слушая под дверью школьные уроки, а потом, занимаясь дома, она научилась читать и писать..

Одна вручную она сажала свой огород, растила картошку и кукурузу, свеклу и огурцы.

Молодая и симпатичная, хоть и оборванная, девушка привлекала внимание зажиточных парней. Они пользовались ее бедностью и покупали ее любовь за сало, недорогие наряды.

Так у Акулины родилась дочь Валентина.

Много горя она хлебнула, пока вырастила дочь и отвела ее в школу. Акулина радовалась ее успехам, утешала, когда ее дразнили «нищенкой» и «кулюхой»

А потом нагрянула война и деревню на два года заняли немцы. Школа закрылась.На постой немцы расположились в хороших хатах. Хата Акулины им не приглянулась. А в школе устроили конюшню.

И вновь с сумками и з мешковины через плечо Акулина с дочерью пошли по деревням. Немцы их не трогали, даже угощали Валентину шоколадом и заставляли петь и танцевать под губную гармошку.

Село освободили, школу всем миром отремонтировали, но учиться Валентина больше не пошла, она пошла туда вместе с матерью работать уборщицей.
Там она познакомилась и подружилась со щуплым, но шибко грамотным, учеником Венькой Коростелевым. Это были мои отец и мать.

…Много раз я бывал в хибаре моей бабушки Акулины. Тысячи мух. Какой-то запах. Она угощала меня своей тюрей Это хлеб с луком. покрошенные в воду. заправленные маслом, иногда с картошкой. По церковным праздникам была окрошка с квасом…

Пройдут годы. Я не жалел ее, не понимал ни ту жизнь, что она прожила, ни ее бед и горя., ни ее бессилия. А в жизни больше всего нас давит наше бессилие, бессилие дать сдачи, что-то изменить, изменить свою жизнь.

Я дразнил ее, корчил рожи, передразнивая ее, уже парализованную. Злоба перекашивала ее и так перекошенное лицо, бессилие душило ее, она хотела что-то крикнуть и не могла, она пыталась замахнуться на меня костылем, но ее рука повисала плетью и только невидимые мне слезы катились по ее глубоко изрезанному морщинами лицу….

Мне врезались в память слова одной моей учительницы. Когда я принес не подписанный родителями дневник и сказал, что у меня мать неграмотная, учительница сурова сказала: «А почему она неграмотная? Она родилась при советской власти!» Мне стало обидно за мать.Человек, выросший в лучших условиях, не поймет того, кто вырос в худших. Считается, что стартовые возможности у всех были равны…

В 70 году Акулина умрет. Меня не будет на похоронах – я буду в армии. Я ни разу не был на ее могиле.

Прости меня!