Отклик на статью Екатерины Гусевой Воры по жизни

Лилит Мазикина
Впервые был помещён на форуме газеты "Наше время"

Я щас умную вещь скажу, как цыганка и как журналист.
СТАТЬЯ ГОВНО.
Я её пока читала, не знала, оскорбляться или ржать. Я пребывала ну в диком недоумении.

Ну, возьмём название. "Воры по жизни". Ребят, а вы не знали, что одну газету за такое уже засудили? да-да, в России. Ибо это называется клевета. Если не можете предоставить доказательство, что 100% цыган - а вы 100% цыган так назвали, я правильно поняла? другого-то не указано - воры, то это клевета. Это с этической и правововй стороны. С копрофильско-экзотичной, то бишь журналистской, это уже попросту немодно. Модно было бы "Торговцы смертью пожирают христианских младенцев". За струёй следить надо!

Продолжаем анализ. Подзаголовок "ЦЫГАНЕ ТЕРЯЮТ НАВЫКИ КОНОКРАДСТВА". Это вообще абзац какой-то. С учётом, что большая часть цыган НЕ владела этим навыком и сто лет назад, и двести (если почитать более одного источника, это видно, ну или на крайняк можно почитать сайты этнографов, они ж для людей стараются, изучают и пишут), показывает, что автор не учил матчасть, а высасывал красивости-экзотичности из пальца, кабы хуже не подумать. Ну ладно бы ещё она взяла банальное воровство, тут были бы руки, а в России не уметь воровать глупо даже с точки зрения русских, так ить выбрала самый редкий вид, особенно по нынешним временам
Сейчас 99% совершаемых цыганами краж лошадей происходит по причине "выпил - стукнула в бошку романтика" и раскрываются в течение суток, за год по всей России дай бог с десяток происшествий подобного рода наскребётся.

Про легенду - кстати, а мифическое объяснение тотальному русскому воровству есть? Или я, вкупе с Карамзиным, наговариваю на великий русский народ? Ну, если Карамзин извинится, то и я тоже согласная.

"Их соплеменник Яшка из «Неуловимых мстителей» пел" на текст, написанный русским автором - хороший, блин, примерчик! Девушка, ведь есть же и настоящие цыганские песни на эту тему (мне кажется, что должны быть, хотя я лично никогда не слышала), зачем образцом цыганского менталитета выставляется текст совсем нецыганского происхождения? Хотя песня, не буду спорить, очень красивая, цыганам нравится - правда, цыгане её почему-то за шуточную держат...

Словосочетание "кочевое племя" без кавычек употребляет тот, кто о цыганах ничего не знает, но какого хрена, простите мой французский, писать о том, что не знаешь? На крайняк ведь можно и с документами ознакомиться. 99% цыган России не кочуют, цыгане настолько же кочевое племя, насколько современные русские - избяное.

"Оказывается, каждое русское имя имеет свой цыганский аналог: Василий это Лоцы, Владимир – Миклоулис, Александр – Шани, Людмила – Любо, Ольга – Олго" - вызывает нервный смех. У цыган есть лишь свои виды сокращений для русских имён (Александр - Сашко, Ольга - Ляля), а приведённые журналисткой имена, насколько я могу видеть, венгерские, такими пользуются венгерские цыгане вместе с венграми. Только вот имён "Владимир" и "Людмила" у них нет. О цыганском имени можно прочесть и мою статью в Википедии, и мою же статью на многих русских сайтах, которые охотно заимствуют её друг у друга. Поиск отнял бы две минуты, одной бочкой позора было бы меньше.

А ещё, милые коллеги по цеху, запомните раз и навсегда, выкопанного чёрт знает кем чёрт знает где слова "чавеллы" нет в цыганском языке. "Девушки" по-цыгански будет "чяя", разницу определить возможно или надо ещё одно образование получить, а? С учётом наличия в интернете как цыган, так и цыганских словарей сделать ну настолько тупую ошибку может лишь - боже, как хочется вставить очередное "французское" слово - очень некомпетентный журналист, который не знает, что материал надо ГОТОВИТЬ, а не высасывать я уже поминала откуда.

Ах да, и к сведению неугомонных коллег: цыганских языков несколько, по количеству цыганских народностей.

"Так вот, ногу Наташа сломала как раз во время экспроприации коня из конюшни одного из волжских санаториев." - блаблабла. Судя по слову "чавеллы", никакой такой Наташи НЕ БЫЛО. От и до - ложь и гон.

"- Конину надо уметь поджаривать на сковородке – тогда получается очень вкусно," Мне кажется, никак не могла сказать цыганка, поскольку у цыган (у русских точно) конское мясо за съедобное не считается. Его побрезгуют есть так же, как русский побрезгует съесть собаку. Это противоречит всей цыганской культуре. В былые времена у цыган ходила пословица про народы России, где цыгане сравнивались с татарами через отношения к коням - цыган торгует, а татарин ест.

"Применительно к лошадям цыгане не употребляют слова «украсть»: в данном случае говориться «увести»" - наверное, единственное этнографически точное наблюдение.

"Бэнг" настолько же цыганский чёрт, насколько "виндоу" - английское окно, "рагаццо" - итальянский мальчик, а "ля люн" - французская луна. Намёк ясен?

Опустим приключения "Наташи", перейдём к её рассуждениям.

"теперь родственники смогут взять за меня очень большой калым, когда выдадут замуж" - не знаю ни одной цыганской народности венгерского происхождения в России, которая берёт калым за невесту. Более того, таких народностей не знает и этнограф Николай Бессонов, и старые-престарые цыгане. А вот наша журналистка, оказывается, знает. С чем её и поздравляю и предлагаю ей написать начуную работу по новообнаруженной разновидности цыган. Такая работа, похоже, произведёт не меньший фурор в Российской Академии Наук, чем достопамятный портрет лошади от русского дарования - в академии художественной...

П.с. рекомендую будущим разработчикам цыганской темы обращаться к реальной информации. Подойдут как сайт "Цыгане России" русского автора, так и сайт "Цыганская культура и жизнь". На крайняк меня позвать можно, как "National Geographic Россия" сделала.