Ф. П. Федоров. Литературный кружок - полный текст

Валентина Томашевская
Краткий вариант здесь
http://proza.ru/2013/10/27/1166

Лекции и семинары по античной литературе вел Федор Полиэктович Федоров. Ему в ту пору было едва за сорок,  хохолок прямых волос, небольшие серые глаза в очках, глубокие морщины от носа к губам, но когда он  хорошо поставленным голосом читал лекцию, жонглируя своими любимыми словами:  "космос", "хаос","мир", когда  декламировал стихи, - его лицо становилось вдохновенным и красивым.  В нем чувствовалась личность, неповторимая, уникальная.
Сдать зачет по «античке» было непросто. Редко кто сдавал с первого раза. Мифы и легенды Древней Греции надо было знать.
Наш учитель был для нас примером, побуждал нас  стремиться к знаниям.

Несколько семестров Федор Полуэктович Федоров читал  лекции  по зарубежной литературе и проводил практические семинары. Он был автором ряда книг по немецкой литературе, исследовал творчество Гете и Гофмана. Как раз вышла в свет новая книга
Федор Полуэктовича, посвященная Фаусту Гете.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК

Федор Полиэктович организовал для любителей поэзии литературный кружок. На заседаниях кружка, раз в две недели, иногда раз в неделю, по четвергам.  В основном мы анализировали поэтический текст, но также обсуждали новинки литературы и значительные явления в мире кино. Наш учитель посоветовал нам посмотреть фильмы режиссера Андрея Тарковского «Зеркало», «Андрей Рублев», « Солярис». Потом на кружке мы беседовали об этих фильмах. Так открывалась нам духовность экрана.
 
Лексический уровень

Наш учитель говорил: чтобы понять художественный текст, надо примерять его на себя. И примеряли. Понятно, цвели как маки. Но зато потом, когда флер влюбленности в нашего учителя рассеялся, осталась глубокая благодарность и признательность ему, прежде всего за умение видеть, анализировать и понимать текст, а впоследствии, как оказалось, научиться видеть человека через слово.
И сейчас, я понимаю, как много дал нам Федор Полуэктович: он окрывал нам художественные миры поэтов! Он не скупился на похвалы, доказательно показывая нам значимость и неповторимость художников слова, непрерывность творческого литературного процесса, взаимовлияние и преемственность слова. Занятия в кружке стали духовной потребностью и радостью познания.

Учитель заранее  говорил нам, какое стихотворение нам надо принести на занятие ( в книге или переписанное в тетрадь), подумать над ним,  и на кружке мы высказывали свое мнение, учитель подводил итоги, или сам начинал рассказывать о творчестве того или иного поэта. Так для одного из первых занятий нам было предложено стихотворение Александра Блока «Шаги командора» (посвящено В. А. Зоргенфрею).

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.

- В речи художника воплощен его мир,- так начал наш учитель.-  Изучая речь, мы изучаем художественный мир,  нечто идеальное, что возникает в сознании писателя и  создается потом в его произведении.
Наш путь исследования - через речь постигнуть художественный мир художника и характер его мышления.
 Лексика («слово» по-гречески « лексис»,  все,  что относится к слову и к словарному запасу языка, разные пласты слов: неологизмы – новые слова и архаизмы – устаревшие слова, стили речи и т.д. – В.Т.)  - значимый компонент текста, но она не покрывает речевой системы в целом. Лексическую систему составляют тропы: лексика в переносном смысле: метафора, метонимия, эпитет,  и др.

Слова только тогда становятся способом информации, когда связаны друг с другом синтаксически.
Слова разделены на группы - части речи, и характер слов важен.
Глаголы, например,  говорят о движении, конструируют движение, существительные передают статику.

Речевая система - звуки, не столько читаемые, сколько звучащие. Более высокая звуковая организация рождает определенный ритм.
Ритм образуется повтором элементов: морфологических, синтаксических конструкций.
В каждую эпоху структура слова по-разному многозначна.
Структура слова у Блока и Маяковского различна. У Пушкина в каждом слове бездна пространства.
 Написал на доске:

Ее осиянный лик.
Ее сияющая морда.
Осиянная морда.

»Осиянная морда» - это уже говорит о драматизме, о конфликте в творчестве писателя.
Все в любом тексте, с одной стороны, характеризует то, о чем говорят, с другой стороны, того, кто говорит.
Для лексики Ф.Тютчева характерно соединение архаизмов с современной ему лексикой, нейтральной.
Небесный свод горящей славы.
Тютчев строит мир озвышенного, возвышает современников.
Лермонтов создает картину одиночества: «Выхожу один я на дорогу...»
Державин. «Фелица».
У Державина церковнославянская лексика плюс разговорная лексика. Во отличие от Тютчева, эти разнородные элементы не сливаются друг в друге, нет взаимопроникновения, не образуют системы. Из разных кубиков.Это имеет значение.
Державни демонстрирует произвол, стесняющий свободу человека.
В русской лирике "я" во весь голос зазвучало в поэзии Державина.

Бабель в "Коннармии" сочетает высокую и вульгарную лексику – в этом идея революции: в нее  приходят люди, неся наследие прошлого. Значение революции заключается в том, что происходит очищение человека в процессе революции.
Лермонтов "Свидание". Четыре строфы - одна лексика, остальные строфы - другая.
В пятой строфе утрачивается свойственное Лермонтову начало,звучит грузинский акцент. Лирический субъект у Лермонтова раздваивается. Почему это делает Лермонтов?  Через речевую стстему стремится увидеть в человеке разное начало: родственное себе и не родственное.
Через лексику показывает двоение человека. Человек двузначен, человек сложен, двоится, расщепляется.

Каждый художник создает свою модель мира.
Каждое стихотворение – вселенная как ее понимает автор. 10- 15 слов должны построить вселенную.
Слова в художественном тексте чрезвычайно емкие, насыщенные, в них много значений. В каждую эпоху структура слова по-разному  многозначна.
Структура слова у Блока и Маяковского различна - пользовались разными словами:
мыслили иначе. Нужно анализировать состав языка (разговорные слова, диалектизмы...) в их соотнесенности друг с другом. Некая идея, смысл.

Можно составить словарь языка Блока. Какие слова чаще всего употребляются?
Слово «Анна» употребляется свыше 20 раз, слово «ночь» – 6 раз, «час», «часы» – 8 раз.
Почему эти слова чаще всего употребляются? Обнаружить смысл этих слов можно, сопоставив их со смыслом других слов. Речь функциональна. Функцию слова можем обнаружить, сопоставив это слово со звуковой системой, с ритмом,с событиями и характерами. Подлинный смысл слова можем обнаружить, сопоставив со всеми компонентами творчества писателя.
Надо прочитать всего Блока, чтобы знать, что для него ночь.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
 
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Кто не спит? Дон-Жуан - человек ночного мира. Обращение Дон-Жуана к самому себе. Изменник. Через сопоставление Дон-Жуана с окружающими лицами.
Характеристика ночи - характеристика Дон-Жуана: «Холодно и пусто».
«Глуха». Здесь - то слово. В контексте Блока часто употребляется, имея особый смысл: Блок глухотой характеризует современность.
Страшный мир - глухой мир, современность. «Возмездие».
«В те годы, дальние, глухие, / В сердцах царили сон и мгла»
«Рожденные в года глухие, /Пути не помнят своего,/ Мы дети страшных лет России...»
Глухой - не способный слышать, слушать.
В статье "Интеллигенция и революция" Блок писал: "А вас не было хрустального,  а вы (все мы)  жили без музыки и любви... Все без музыки... До человека без музыки достучаться нельзя".
Ночь - глухота, нечто лишенное музыкального начала.
«Черты жестокие застыли» - состояните холода, безжизненности, онемения.

Нужно знать Блока и других художников. Например, у Есенина "Черный человек". Мнимый, эфемерный, он лишь в зеркале, он - отражение того, чего нет. Человек-зеркало.  Это характеризует расщепленность личности. Двойник - герой ночи, страшного мира. » И где-то я видел его.../Быть может, себя самого / Я встретил на глади зеркальной». Мир, который утратил целостность.
«Пролетает, брызнув в ночь огнями, /Черный, тихий, как сова, мотор.»
Мотор – механизм, автомат - символ бездуховного, механистического мира, человека.
Механизм-автомат - это человек глухого мира, бездуховное существо. Ночь - это то, что заполнено моторами, двойниками. Сопоставьте с циклом "Страшный мир".

Дон-Жуану противостоит Донна Анна, антитеза Дон-Жуана.
Продиктована графически: в двух первых строках стиха характеризуется Дон-Жуан, в двух вторых - Донна Анна.  Свет противостоит ночи.
Спать. 2-ая и 8-ая строки. Слуги спят. Донна Анна спит.
У Блока слово «спать» имеет чрезвычайно важный смысл, встречаясь в контексте всего творчества. Спит в могиле, мертва. И мертвая, и живая. Видит сны - живая. О жизни свидетельствует обращение к ней. Спит. Встанет.
«Сон» в творчестве Блока - понятие, представляющее нечто переходное между жизнью и смертью. Человек, во сне пребывающий, не творец.
Сон, по Блоку - современное состояние мира, состояние современности.
«Идут часы и дни, и годы,
Хочу стряхнуть какой-то сон...
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...»

«Ты, как младенец, спишь, Равенна, / У сонной вечности в руках.»
Глухая ночь мира умертвляет светлое, прекрасное. Прекрасное остается как мечта, реальная, значимая сила, лишенная творческой активности.
Реальное пассивно. Трагическая ирония мира. Автомат - активное начало. Жизнь пассивна. Час, часы равны Командору, бой часов - слова Командора.
Командор - рок, судьба. Дон-Жуан бросает вызов и приходит Командор.

Пенье петуха, рожок, бой часов - синонимические явления.
Уничтожают ночь, восстанавливают рассвет.
Тема рока, возмездия определена в начале стиха. Мирное сосуществование Дон-Жуана и Анны невозможно.
Мир, который изображает Блок, движущийся мир. Ночь глуха, бледна, мутна.
Ночь исчезает, заменяется рассветом. Ночь утрачивает глухоту, растворяется в свете.
 Воскрешение Донны Анна связано с рассветом.

Фонологическая система

Фонологическая система образуется повтором фонем, как гласных, так и согласных, повтором отдельных звуковых компонентов, то есть сочетанием фонем. С этим связано такое явление как рифма и внутренняя рифма.
Это тоже звуковой комплекс, включающий в себя гласную фонему, находящуюся в сильной позиции и следующую за ней фонему не в сильной позиции.
Трагедия - трогаю
(тр – один звуковой комплекс)
петуха глуха
Фонологическая система включает повторы слов, словосочетаний, предложений.
Повтор не только смысла, но и звуков.
Рифма – особый тип повтора.
В лирике 20-го века особенно у Блока играет важную роль играет фонологическая система. Повышенна ее роль. Поразительные стихи по своей гармоничности и музыкальности.
Система гласных фонем. Те, которые в сильной позиции, имеют основополагающее значение, отчетливо слышны.
Анна! Анна! –Тишина.
Господство одного звука - гармонизация текста.
Все строки объединены повторяющимися гласными звуками, «а» и «о» господствуют.
а
а
а
а
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
а о а о
о о а
о е а ы о
а а о а
7 - а, 7 – о.
33% текста занимает фонема «а», 24,7% - фонема  «о» .
«а» и «о» господствуют, организовывают, гармонизируют звучание.
33 раза повтряется фонема «с», доля «н» становится все более ощутимой,
«ст плюс взрывные согласные. Поэзия для слушания.
Сложная, виртуозная система конечных и внутренних рифм.
Три принципа:
1. У Блока рифмуются слова не только одной строфы, но и нескольких строф.
3-я и 4 –я строфы:
сочтены сны
сны
2. Конечные рифмы у Блока подерживаются рифмами внутренними: сочтены - сны.
Конечные рифмы предшествуют:
из страны черты сны сны страны
Дева Света где ты
Все слова являются рифмой друг другу.
3.Обилие рифмующихся слов внутри стиха:
пышный слышно
пролетает вступает
ассонансы – неточные рифмы
Важную роль играют повторы слов, словосочетаний. Слова, поставленные в середину стиха, создают внутреннюю рифму:
час рассвета – света
В чем смысл всего этого?
Благодаря этим повторам возникает звуковая гармония, сладкозвучие. Уникальное явление в искусстве: через звуковую гармонию Блоком провозглашается идея культуры.
Через все творчество Блока проходит резкое разграничение культуры и цивилизации.
1919 г. Крушение гуманизма.
Культура. В музыкальном равновесии, гармонии, когда человек нечто целостное, когда объединение между всеми людьми.
Цивилизация. Когда сознание человека расколото, люди отделены друг от друга, не понимают, и понимать не хотят. Человек становится дробью, не единицей.
Ренессанс-культура. В современном обществе – цивилизация.
О чем пишет Блок в «Шагах Командора»?
О мире цивилизации. О каких бы катастрофах ни писал – это антитезис событий
тому плану, который представляет звуковая гармония. Двоемирие.
На лексико-событийном уровне – дисгармония.
Фонетика строит мир единства, гармонии
Речь Блока «О назначении поэта» .
Гармония есть согласие мировых сил. Порядок – космос.
Хаос – стихийное. Космос – утроенная гармония. Гармония через звуковую систему.
Блоковская концепция музыки. Музыка является первоосновой культуры.
Культура есть ритм.
У Блока музыкальное мышление. Он слово растворяет в звуке.
Звуковые комплексы, повторы сближают слова, обозначающие далёкие явления. Они содержат одни и те же звуки, звуковые комплексы. Благодаря этому есть единение. Звуковая метафора. Сближаются отдельные поэтические строчки, возникают особые смысловые ряды.
Поэзия – максимум содержания при минимуме словесного пространства.
Морфологическая система

Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.

В этом стихотворении Пушкина 33 слова. Нет ни одного глагола.
С точки зрения морфологии (изучает части речи) тексты различны.
Морфологический, фонетический и другие системы – важные системы.
Части речи вступают во взаимосвязи друг с другом, возникакет целая система взаимоотношений.
Глаголы – слова, выражающие действие, состояние, процессуальность.
Глаголы имеют особое значение, скрыто действенное начало,
они взрывают статику, конструируют движение.
Асеев. Простые строки
"Нет, я к тебе не привык..."
14 знаменательны слов, 43% занимают глаголы, 2 существительных.
Глагол – движущееся сознание я.
Господство глаголов говорит о том, что сказано прямо: не привык.
Глагол демонстрирует вечное обновление, движение.
"Я тебя не умею беречь" Мартынов.
56 знаменатеьных слов, 21 глагол, 9 существительных.

О том же говорит лексика и морфология.
Существительное - статика. В существитеьных движения есть какая-то статика.
Морфологическая система – это не только части речи, но и все свойства частей речи.
Для текста важно: конкретно, абстрактно или вещественно существительное.

Андрей Белый. Жизнь. Абстрактные существительные преобладают.
Проносятся на тайной жизни пространств... Дымный сон...
Мир Белого – мир духа, абстракции, мир вечного, антивещественного.

Маяковский: "Косые скулы океана... А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?"
Конкретные существительные. Мир Маяковского – мир реальный, земной, мир вещей.
Вещи делятся на две группы: необычные и бытовые.
Флейта – водосточная труба,  скулы – океана
На оппозиции. Сопоставление я – вы. С "я" связана система существительных ярких, "вы" – вещные, вульгарные. "Я" – яркость, "вы" – пошлость.

Блок. "О доблестях, о подвигах, о славе..."
Нужно исследовать переходные и непереходные глаголы. Смена категорий ведет к изменению точки зрения, смене темы, персонажа.

Генрих Бёлль. "Глазами клоуна".
Сопоставление настоящего и прошлого ФРГ. Впадает в прошлое, переключение времени глаголов демонстрирует двойную действительность сознания.

Тютчев. Она сидела на полу и груду писем разбирала...
Несовершенный вид демонстрирует вечность происходящего здесь, что не кончится, что составляет жизнь героини. Союзы. Местоимения. Роль местоимений. Я – ты.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я – ты. Образуется кольцо.

Блок. О доблестятях, о подвигах, о славе...
20% , одну пятую текста занимают местоимения.
Две задачи:
- конкретное: какова идея заключена в данной системе текста, как элемент демонстрирует идею текста
- как данный элемент демонстрирует мышление художника, художественное мышление эпохи.

В каждом кусочке текста воплощается структура мышления художника.
Белый. Жизнь. Видим, что демонстрирует сознание Белого, его погруженность в идеальный мир. Конструирует идеал. Через морфологию.
Сознание Блока и Белого близко. Одна эпоха.

Пушкин. Все расшифровано, нечто собирательное, различные процессы,состояния. Мир. Мир приносится в жертву не конкретному лицу, не ей, а в жертву памяти о ней. Существенное слово, потому что память и ты – подраздел. Духовное и конкретно осязаемое. Человеческая любовь поднимается на некую сферу.
Гораздо труднее принести все в жертву памяти.
Сфера я – сфера духовного.
Пушкин демонстрирует торжество духовного, торжество человека.
Именно это и рождает гармонию сознания, гармонию чувств.
Господствует абсолютная симметрия.
Восемь  стихов, строк соединены одним союзом "и" -анафора. Повтор одного и того ж типа конструкции. Мрак равно изгнание. Становятся абстрактными. Голос лиры. Лира равна голосу.
Поэтическая муза. Во всем симметрия: на одном полюсе ты, на другом – я.

Каждый стих как бы глядится друг в друга, повторяется.
Торжество абсолютной этики, духовности. Этой мыслью освящена вся его лирика:
"Чувства добрые я лирой пробуждал."
Говорит о духовном человеке. Самая высокая близость, которая может существовать между людьми – духовная близость.

Нет ни одного глагола. Все, что провозглашено, неизменно, не подвластно изменениям, трансформациям, вечно, абсолютно.
У Блока сюжет, система сообщений. У Пушкина – нет. Откровенность. Подлинный смысл пушкинских стихов запрятан. Его простота – поразительная сложность.
Ничего не обнажает, не демонстрирует, но высокая организация текста.

Синтаксическая система

Каждая личность говорит по-своему. Индивидуальность нашего мышления определяется синтаксисом. Это самая многогранная система. Включает три проблемы: синтагма (фразеология), предложение,  абзац и строфа.
Проблемы фразеологии – это какие и по какому принципу соединяются друг с другом лексические единицы (слова).
Синтагма – мельчайшая значимая семантическая (смысловая, относящаяся к значению сочетания слов ) единица.
Каждое предложение разбивается на систему синтагм.
Могут соединяться как в разговоре, так и в публицистической речи.
Могут соединяться слова, которые находятся далеко друг от друга по смыслу, это непривычно.
Фразеологическое единство и антифразологическое единство.
Божественая стыдливость страдания...Слова, которые в разговоре не могут соединяться.
 
Предложения. Простые и сложные. Информация простого предложения.
Сложное включает большее количество предметов. Одновременно входят в сознание, в пределах одного предложения заключается многое. Сложное видение.

 Самая крупная синтаксическая единица – строфа (в поэзии), абзац (в прозе).
Абзац объединяется единой темой, мыслью, целой системой лексико-морфологических единиц.
Толстовские абзацы. Толстой в абзаце демонстрирует временные, причинно-следственные связи, запечатлевает все движения мира, сосредоточиваясь на исследовании, стремится проникнуть в суть всех явлений.
Абзац Зощенко, Шкловского.Шкловский «Повести о прозе. Размышления и разборы». Одно предложение – абзац. Ассоциативное мышление. Есть тема абзаца, которая вызвала другую тему.
Толстой исчерпывает тему при наличии нескольких кадров. Шкловский – одним кадром. Кинематографичность мышления.

 Порядок слов может быть разным:

Я вас любил
Вас я любил
Любил я вас

Рассмотрим синтаксическую систему на примере стихотворения Марины Цветаевой
Борису Пастернаку

Читает стихи наш учитель выразительно, так, что чувствуются и расстояния, и версты, и мили, разъединяющие родственные души.

Рас - стояние: версты, мили...
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорыли,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

-Что бросается в глаза?- спросил учитель. Все что-то отвечали, но он хотел услышать что-то главное. Он отошел к окну, потом подошел ко мне и спрсил:
- А вы, что думаете Вы?
Я зачитала строчку:
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Нужно было бы в одну строку написать: орлов-заговорщиков, а у нее разывается слово. Я не могу подвести под это основу, но здесь есть еще подобные строчки.
- Какие, прочитайте.
- Да, - говорит учитель, - бросается в глаза необычный характер строфы. Строфа – законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое.
Дальше новый поворот темы.
А у Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.

Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее – одно, вторая – другое.
У Блока каждая строфа – законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста.Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.
Мир разорванных единств – мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний.
Что является сплавом, оказывается разорванным. Конструирует трагедию людской разъединенности. Слова разрывает. Семантическое единство разорвано.

У Ахматовой все иначе. В каждой строфе все многообразие мира. Все строфы связаны друг с другом, повтром.  Пастернак утверждает единство мира.
Ахматова классична. Симметрия, логика, вещный, предметный мир. У Цветаевой нарушение логики, ассиметрия. Общее у Цветаевой и Ахматовой в демонстрации идей, антифраз.
Хлебников, Маяковский, Пастернак, Гумилев, Мандельштам, Цветаева и Ахматова родственны. Люди одной эпохи.

Анализ образов (тропов)

Анализ поэтических тропов( метафоры, сравнения) наш учиель показал нам на примере
стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох». Из цикла Последняя любовь.

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей,
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны мое.
Снилась мне высокая темница
И решетка, черная, как ночь,
За решеткой - сказочная птица,
Та, которой некому помочь.
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простерся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор ее неугасимых глаз.

Еще перед занятием кружка я заглянула в теорию литературы, чтобы понять, что же такое метафора.
Метафора не только перенесение свойств живых существ на неодушевленный предмет. Но и вообще перенесение свойств одного предмета на другой.
В основе метафоры лежит простое сравнение.
Без метафор стихотворная речь просто не может жить. Язык поэзии целиком построен на метафорах.
 Сравнение служит для того, чтобы пояснить свою мысль. Мало понятное сравнивается с более понятным. Сравнение должно быть образным.
Язык первобытного человека был густо насыщен метафорами: они помогали объяснить непонятное и делали в представлении человека весь мир одушевленным. Из этого чудесного свойства пробуждающегося сознания и родилось то, что впоследствии было названо поэзией. Можно думать, что поэзия, устанавливающая связь человека с окружающим его миром, была едва ли не первым искусством, возникшим на нашей земле.

Учитель начал так:
- От писателя в вечности остается только метафора. Юрий Олеша.
Одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.
Метафора и сравнение. В сравнении три компонента:  с чем сравнивают,  что сравнивают и на на основе чего. В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное. Что в метафоре? Опускается признак, на основе которого происходит сравнение. Предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение. 
Голова круглая, как шар. - Голова твоя – шар
 Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки, система признаков, определяющихся контекстом.

Если в сравнении предмет объясняется образом, то в метафоре оба компонента объясняют друг друга.
Метафора неисчерпаема, требует напряженной читательской активности.
 Метафора – скоропись человеческого духа. Б.Пастернак.
Каждое метафорическое слово включает всю систему, порождаемую этим словом и систему отношений, связанных с этим словом.
 Н. А. Заболоцкий "Гроза". С одной стороны, природа, с другой – творческая гроза.
Явления одного и того же порядка.
Все стихотворение – одна метафора. Метафорические шифры. Это вызывает трудности, требует напряженной работы, приглашение быть соавтором. Если читатель не будет соавтором, мало поймет. Чертополох у  Заболоцкого – образ последней любви.
Через грозу происходит объяснение творчества, последняя любовь сопоставляется с
Чертополохом, пожаром.Почему? Пожар – горение. Пламя. Полыхание.Стихия. То, что неожиданно возникает, что горит необычайно ярко. Пожар – бедствие, трагедия.
Самые разные смыслы этого слова важны. Вот что дает метафора.
Не надо писать, что это стихия, суматоха, то, во что вовлекается не только один, двое – многие. Огней багровых хоровод.
Не только пожар, но и гармоничное, искусство, метафорические ряды, параллельные, которые будут наслаиваться. Стихия, с одной стороны, искусство – с другой.
Искусство – квинтессенция духовности.
«Звезды»- то, что охватывает весь мир, всю вселенную,
 Чем глубже начинаем понимать мир, тем глубже проникаем в это стихотворение.
Живописный поэт. Графика. Звуковое начало.
Нет ничего, чего бы не включала последняя любовь. Мир во всем многообразии.
Образ мироздания. Все, что есть у мироздания, есть у любви.
Любовь – это то, что погружает нас в мирозданье.
1-ая часть – я
2-ая честь – она
Речь строится в ином плане. Отношения. Стена. Решетка. Трагедия разъединенности я - стена чертополоха. Любовь – трагедия, то, что не дает человеческой радости. Последняя любовь, которая открыла мир – шип в груди, трагедия.
Тютчевская концепция любви.
Спросил, прочли ли мы весь цикл. Конечно, прочли.

Ритм
 
Ритм рождает текст. «Сначала приходит некий гул» ,- Маяковский.

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Ахматова.

Многие явления природы повторяются: день - ночь , сменяют друг друга лето, осень, зима весна. Повтор одного и того же компонента рождает ритм. Урегулированный повтор компонентов рождает симметрию повтора.
Наше восприятие строится на знакомом и не знакомом, на привычном и неожиданном. Искусство склонно нарушать симметрию повтора, неожиданное вызывает эстетическое переживание: „та та та; та та та ты“  - рождается неожиданное, острое переживание
Все искусство строится на ожидании „та“ и возникновении „ты“.
Любая система текста строится на повторе. Ритм фонологической системы. Повтор
Определенных лексических единиц повышает лексический ритм.
Синтаксическая система, определенный синтаксический повтор.
Определенные события повторяются, ритм событийной системы, характеров, точек зрения. Все эти ритмы образуют текст.
Ритм фонологическрй системы может быть иным, чем синтаксис, но они, накладываются друг на друга, рождая ритм содержания.
Ритмической доминантой является метр.
Когда речь идет о стихотворном размере, рассматривают слоговые группы. В каждой слоговой группе может быть один или несколько безударных слогов и один ударный.
Метр - чередование сильных и слабых звуков.
Классический размер в поэзии: ямб. Ямб представляет метрическую структуру, которая образуется повтором безударных и ударных групп ( двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге).
20-й век изменил ритм времени, эпохи. И в живописи, и в музыке,
принес новые размеры, обновив метрический репертуар.Рядом м классическим стихом появляется дольник: стихотворный размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. Дольник использовали символисты, затем футуристы. Но в начале века был и противоположный процесс: логаэдизации.
Логаэд - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Безударный слог может пропускаться в разных местах. Слоговые группы перестают смотреться друг в друга, утратили один или несколько слогов,
Утратили безударные слоги. На основе трехсложников. Логаэд мы встречаем в творчестве Цветаевой:

Расс-стояния, версты, мили...
3 слога, 3слога, 2 слога
Утрата слоговой фонемы может происходить в слоговых группах, находящихся в разных местах стопы:
Гармония возникает, благодаря повтору одних и тех же стоп, групп.
Ритм пауз. В конце стиха, внутри стиха. Игра пауз существенна для стиха.
У Блока упорядочены паузы.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Ритм семантичен. Одна система ритмических компонентов строит дисгармонию, которая демонстрирует трагическую разъединенность людей, говорит о трагически разорванном единстве, и есть встречный ритмический поток, который строит гармонию, возникает сложный ритм, наслаиваются друг на друга гармония и дисгармония, рождая величайшее единство духа. Отсюда встречные потоки цветаевского ритма.
Культура есть ритм. УЖАСНОЕ МОЖЕТ СНИМАТьСЯ РИТМОМ.

Мы, благодаря нашему учителю, имели возможность  встретиться с писательницей Мариной Костенецкой.
Дневниковая запись от 16 мая 1978 года.

Маленького роста, слегка прихрамывающая при хотьбе, с внимательными глазами и запоминающимися большими губами – невольно  вспомнился поэт Роберт Рождественский.
В первую встречу Марина Костенецкая рассказывала о то, что хотела  стать писателем, и ее учитель посоветовал ей поехать на Север. В шестидесятые годы ХХ века, закончив среднюю школу, она уехала на Дальний Восток, работала несколько лет на Чукотке учительницей в передвижной бригаде пастухов, многое там увидела и пережила, узнала о своей суровой жизни чукчей, записывала  легенды и сказания. Свои впечатления  она положила в основу книги «Луна Холодного Лица» (изданная в роман-газете книга лежали перед ней на столе).
Потом, уже на второй встрече, она сказала, пришла к выводу:  не обязательно ездить в тундру - рядом много интересного.
Наш учитель сказал, что на встрече камерная обстановка, и мы можем задавать вопросы.
Один из вопросов сохранила запись в моем дневнике: " Одиночество.  Одиночество - это знамение времени?"
 Писательница сказала, что есть норма одиночества, у каждого она своя.
Говорила о Голгофе, на которую восходит иногда человек.
"Писатель должен не обвинять, а оправдывать. Прокуроров и без него достаточно,"- процитировала она высказывание Чехова.

Сегодня осознала, что наши учителя приобщали нас, если можно так сказать, к мировому контексту литературы и истории. И.П. Вейнберг – известный в Латвии исследователь  Библии (Ветхий Завет), исследовал мышление человека Древнего мира.
Ф.П.Федоров изучал творчество Гете и Гофмана, Дубашинский  – Шекспира и Голсуорси. Федоров, помимо лекций и практических занятий,  открывал миры ранее запрешенных поэтов  на занятиях литературного кружка: учил видеть текст, а шире - человека через слово, повтор слов , через стиль.