Размышление о собачьей жизни

Ольга Ивановна Яковлева
Моя любовь и привязанность к собакам и фанатична, и осознана. Они удивляют меня своим отношением к людям. Я стараюсь понять, что они в нашей жизни, и что такое мы для них. Оказывается, человек так мало знает об эмоциональных переживаниях существа, недолгая жизнь которого коротким промежутком пересекается с нашей. Так часто и несправедливо с высоты своего огромного "Я" мы не замечаем и не принимаем всерьез ни проблем, ни жизни братьев наших меньших. Общаясь с собаками каждый день, мне всё больше начинает казаться, что это такие же люди, только выглядят по-другому.
Иногда мне кажется, что в прошлой жизни я была собакой и обязательно восточной борзой. Мы с Никой очень похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру. Мне понятно её восприятие мира, её гордость, её склонность к независимости, её наглое непослушание, её беспредельный охотничий азарт. К счастью, я знаю, чего она хочет, что любит, что отвергает, на что обижается. Очевидно, поэтому мне совсем не сложно предугадать любой её поступок, потому что, общаясь с ней, я сама, в какой-то мере, превращаюсь в собаку и воспринимаю мир через её чувства, оставляя свою человеческую спесивость за гранью нашего общения. По-видимому, эта легкость взаимопонимания доступна мне потому, что я воспринимаю и запоминаю события точно так же, как и собаки, через обоняние и зрительные образы.
Самые приятные воспоминания остаются у меня в голове, как смесь ярких картинок и запахов. В процессе эволюции человек потерял обостренное чувство обоняния и, несомненно, вместе с этой потерей он утратил способность воспринимать окружающий мир так ярко, как животные. Шлейф запахов, которые сопровождают нас в жизни, заставляют лучше помнить те или иные события, чувствовать восхищение или отвращение, расположение или антипатию к своим воспоминаниям. В моей шкатулке памяти много любимых запахов: запах сена, запах любимого человека, запах испеченных на Пасху булок, запах мотоцикла, запах лошади... - это мои самые дорогие и яркие воспоминания. Я их берегу в затаенном уголочке памяти и вынимаю редко, как очень дорогие духи.
Несомненно, в этом отношении я больше человек, чем животное, но справедливо будет заметить, что я человек-собака. Поэтому каждая пора года для меня, это, прежде всего набор запахов, а затем уже всё остальное. Зима вспоминается мне запахом смолистых дров, сохнущих у печки, запахом свежевыстиранного белья, которое мама приносила с мороза замерзшими пластинами. Уютный и расслабляющий запах горячо натопленной бани и распаренного березового веника, запах колодезной воды в ведре, подернутой прозрачным хрустальным ледком - символы зимы, уюта, умиротворенности и покоя.
Для каждого человека избирательность запахов очень индивидуальна и порой удивительно неожиданна. Весна приходит ко мне сладковатым запахом свежераспаханной земли, запахом навоза, смешанным с ароматом молоденькой травы. Горьковатый запах черемухи особенно остро ощущается прохладным вечером. От нагретого за день луга ползет тёплый запах болота и лягушачьей тины. Весь этот букет весенних ароматов соединяет приятный, тонюсенький запах клейких тополиных листочков.
Запах лета - это много раз воспетый поэтами запах сена. А разве можно забыть, как пахнет разогретая на солнце дорожная пыль и воздух, пропитанный липовым цветом и пыльцой целого поля цветущего люпина и гречихи? Аромат земляничной поляны остановит вас до того, как вы заметите ягоды. Запах аира и озерной воды, отдающей рыбьей чешуей, долго будет сопровождать тело после освежающего купания в озере.
Ещё в полном разгаре лето, но есть один запах, который несёт в себе точную примету надвигающейся, но еще никому не заметной осени. Так пахнет только что сжатое поле. Запах соломы - это неповторимый аромат грусти о беспечных летних деньках. Моя борзая Ника обожает этот запах. Для неё он означает, что можно беспрепятственно мчаться по стриженым полям за убегающей добычей, можно разрыть норки мышей-полевок и посмотреть, много ли зерна припасено у них на зиму. Можно дурачиться, валяться в кучах соломы, нестись со скоростью ветра, который пахнет подгнившей соломой, прелым зерном и плесенью. Это уже запахи осени, которым пропитан ещё теплый августовский вечер.
Я бреду вдоль края поля, по лесной дороге, наблюдая за неистовством и резвостью борзой. Сумасшедший бег собаки и ароматы сжатых полей вызывают у меня покой в душе, настроение тихой беспричинной печали и почти философские размышления о собаке и человеке:
«На всей лестнице эволюции не сыщется такой другой зверь, который так близко, так трагично близко не стоял бы к человеческому миру, как пёс. Собака поистине создана, как бы по образу нашему и подобию: вся бестолочь, всё безмолвие, весь краткосрочный круг её собачьей жизни обращен к нам, зависит от нас, сращен с нами. Дистанция, пролегающая между ней и нами столь ничтожна, что временами мы почти безотчетно делаем её соучастницей наших больших и маленьких судеб, и столь велика, что мы никогда, или почти никогда, не в состоянии отнестись по-человечески к её простой и лирически трепетной собачьей судьбе.
Весь трагизм собачьей жизни в том, что собака - несостоявшийся человек. От того она так близка нам, и плетется вслед за нами по неисповедимым путям нашей жизни. Посмотрите собаке в глаза. Приходилось ли вам когда-либо видеть смесь беспросветной тоски и детской доверчивости? Посмотрите внимательно в собачьи глаза. Это человеческие глаза. У Аби глаза моей мамы и душа у неё такая же: до навязчивости заботливая, суетливо за всех переживающая, готовая помочь и понять тебя во всем. Мысль об этом сходстве я долго хранила в себе, боясь быть осмеянной и неправильно понятой. К удивлению моему, это заметили и другие люди, что убедило меня потом в справедливости этих наблюдений. Надеюсь, после всего сказанного вы не заподозрите меня в безумии? Откровенно говоря, делясь этим секретом, я рассчитываю не на благородное возмущение, а на благодарное восхищение и удивление, ибо существо, имеющее человеческие глаза, непременно покорит вашу душу и разум.
К сожалению, у собаки желание общаться с человеком настолько сильно и непрерывно, что бедное создание всегда страдает от недостатка внимания и постоянного одиночества. Словосочетания "собачья верность", "собачья преданность", "собачья любовь" стали знаками высшей оценки человеческих качеств.
Собака - существо, которое по жизни ближе всего к нам на эмоциональном уровне. Поэтому и страдает по-человечески за наши ошибки, переживая потерю, боль предательство, разочарование. Это страдание собаки - результат долгого общения с человеком, который в большинстве своём не достоин такой бескорыстной любви и преданности.
Иногда мне хочется крикнуть собачьему обездоленному, столько раз уязвленному сердцу: «Твои страдания от человека, ты его порождение, но он не твой господин, это ошибка. Вернись в объятья природы, неизменной, спокойной и прекрасной, забудь, что есть на свете люди». Но это невозможно, потому что дикая природа не принимает тех, кто однажды был вырван из её обители и стал получеловеком. Потому-то и идем мы по жизни вместе, объединяя свои судьбы, делая одну работу, снося одинаковые обиды и страдания.
Понять трагедию отношений человека и собаки мы не только можем, но и обязаны. Собачья верность - как она изумительна, трагична, легка и как нечеловечна. Нечеловечна потому, что человек не способен на такое чувство, очищенное от всех жизненных наслоений и привязанностей. Есть в собаке некое бесконечное "чутьё человека". Я не думаю, что собака принимает нас за своего сородича. Слишком обнажено её восхищение нашей человеческой личностью.
Все выглядело бы в отношениях собаки и человека достаточно просто, не столкнись она с непостижимой для неё загадкой человеческого зла и предательства. Мне пришлось исключить из своего круга общения тех людей, которые могут выбросить собаку или кошку, однажды взяв на себя обязательство заботиться о них. Избавиться от одиночества и депрессии, приобрести себе друга таким коротким и необременительным способом очень заманчиво. Приобретая собаку, большинство людей утверждают, что знают о предстоящих временных неудобствах и трудностях. Но проходит некоторое время, и животное пополняет армию бездомных животных: больших и маленьких, породистых и безродных, пушистых и гладкошерстных. Я чувствую себя виноватой перед каждой бездомной собакой, которая недоверчиво заглядывает мне в глаза. Разноухие, криволапые, чесоточные, лишайные, они всё ещё верят в нашу любовь и милосердие, не потеряв надежду обрести себе хозяина. Наигравшись, их выставили за порог своих уютных квартир. Оказывается, их бывшие хозяева не предполагали, что кошки царапают обивку мебели, а собаки иногда грызут обувь. Разве вы не знали, что с ними надо гулять, мыть им лапы, расчёсывать шерсть, кормить? Собаки и кошки ещё болеют болезнями, одно название которых приводит большинство людей в обморочное состояние: чума, стригущий лишай, глисты.
Содержать любое животное - это не забава, а огромный моральный и физический труд, на который добровольно обрекает себя человек ради любимого существа. Нетрудно заботится о тех, кого любишь, и как невыносима забота о тех, к кому равнодушен.
Мне очень нравится обещание, которые дают друг другу молодожены в церкви при венчании: "Обещаешь ли ты быть с ней в бедности и в богатстве, в болезни и во здравии, пока смерть не разлучит вас? " Так вот, приобретая себе собаку, каждый человек должен ответить на подобный вопрос и решить, сможет ли он так заботиться об этом существе до конца его жизни? В большинстве своем человеку не свойственно обременять себя постоянной заботой и многим это оказывается не по силам. Поэтому они, еще недавно такие любимые и обласканные, живут в подвалах, на мусорках, лежат зимой колечками на канализационных люках, получая тепло не от наших рук, а от холодного железа. Одни брошены, потому что заболели, другие - потому что дорог корм, третьи - потому что потерялись у нерадивых хозяев, но многие оказались на улице потому, что их хозяевам надоело заботиться о них. Человек виноват перед ними, вырвав их у дикой природы и навсегда связав ниточку их жизни со своей заботой о них.
Однажды в городе мне пришлось увидеть бездомного крупного пса в удручающем состоянии. Шея его представляла одну сплошную рану, к которой прилипла оборванная верёвка. Рана нагноилась и ужасно пахла. Видимо, от собаки хотели избавится таким жестоким способом, но непрочная веревка случайно оставила бедняге жизнь. Пёс еще инстинктивно тянулся к людям, но недоверие и страх пережитого навсегда поселился в его глазах. Измученная собака не давала до себя дотронуться, корм из рук не брала, и поэтому помочь ей не было никакой возможности. Свойства человеческой натуры, одно из которых предательство, не были ей понятны, это не укладывалось в самую "человечную" собачью мораль. Что-то очень похожее на слезы застыло в её глазах, и она одиноко бродила среди людей, не понимая, почему её хотели убить.
Проходя мимо бездомных собак, я чувствую на своей спине их тоскливый проникающий взгляд. С сознанием вины перед всеми собаками-беспризорниками, отвергнутыми людьми, я ухожу, боясь оглянуться или махнуть рукой, потому, что одного неосторожного движения будет достаточно, что бы пёс расценил его, как знак следовать за мной. А я не могу дать обманчивую надежду на мою заботу, ласку, тепло доверчивой собачьей душе.
Смерть - вот еще одно испытание, которое берет на себя человек, заводя собаку или кошку. Ведь собачий век короток и нам, скорее всего, придется пережить потерю существа, которое стало членом семьи. Обычно приходится слышать почти обвинение: "Людей жалеть надо, а не собак". Смерть человека, как и любого другого живого существа, это трагедия в большей или в меньшей мере затрагивающая нас. Всё живое имеет право на жизнь, а не на страдание в ней. Человек не царь природы, как нас всегда учили, а, как оказалось, палач. Если все страшные пороки даны человечеству от ума, то зачем он нам? Почти всё, к чему прикасается "рука властелина", наносит непоправимый вред природе и всем, кто живёт вместе с человеком на этой земле. Насиловать, истязать, осквернять, унижать - это действия, которые присущи только человеку.
Собаки не видят наших пороков, а может видят, и снисходительно прощают их нам. Ценность, которую представляет для них хозяин - божественна. Собака - раб, но раб "божества", ибо лягнувшая её нога "божественна". И пёс не помнит зла и обиды на своего "бога". Он впитывает в себя наше зло, пропуская его через черную дыру своей собачьей нравственности, где исчезает вся отрицательная энергия, перевоплощаясь в собачью любовь и преданность - в отношения вполне соответствующие библейской заповеди: "Если ударят тебя по одной щеке, то подставь другую ", т.е. лизни ногу, ударившую тебя.
Да простит меня осрамленное человечество, но я вынуждена задать этот риторический вопрос: "Так кто же тогда живёт по библейской морали?"...
Человек не должен оставить животное, которое попало в беду, потому что это наша общая беда. Не брезгуйте приютить или хотя бы покормить бездомную собаку или кошку. Наверняка вам не раз приходилось видеть, как в парке после дождя на дорожку выползают красивые виноградные улитки. Понаблюдайте, как по-разному люди относятся к ним. Одни специально наступают на них ногами, и хруст от их симпатичных "домиков" доставляет им явное удовольствие. Обходите стороной этих людей.
Другие, просто не замечают ни улиток, ни жестокости. Но их равнодушие ещё, большее зло, потому что под их ногами тоже хруст раковин. И этих обходите стороной.
Третьи, подобрав на ладонь улитку, которая доверчиво развернется на теплой руке, залюбуются совершенством её раковины, красотой и изяществом этого создания. Изумятся чутко шевелящимися "рожками", изучающими нас, затем осторожно отнесут улитку в безопасное место.
Постарайтесь завязать знакомство с таким человеком, и вы получите для себя надежного друга, единомышленника и очень интересного собеседника.