Я

Петрушин Евгений
Хан был один — он сидел за столом, прихлебывал чай и глядел в окно. На

нем, как обычно, был черный тренировочный костюм с надписью «Angels of

California», который всегда вызывал у Андрея легкие сомнения по поводу

калифорнийских ангелов. Еще Андрей заметил, что Хан давно не брился и

стал похож на Тосиро Мифунэ, входящего в очередной образ, — похож тем

более, что из-за примеси монголоидной крови глаза у него были такими же

раскосыми.

— Привет, — сказал Андрей.

— Привет. Закрой дверь.

— А если соседи вернутся?

— Не вернутся, — сказал Хан.

Андрей закрыл дверь, и никелированный замок громко щелкнул. У него

мелькнуло какое-то нехорошее предчувствие — щелчок замка напоминал звук

передергиваемого затвора. Потом собственный страх показался ему

смешным.

— Садись, — сказал Хан, кивая на место напротив.

Андрей сел.

— Что нового? — спросил Хан.

— Так, — сказал Андрей. — Ничего. Ты когда-нибудь думал, куда делись

последние пять лет?

— Почему именно пять?

— Цифра не имеет значения, — сказал Андрей. — Я говорю «пять», потому

что лично я помню себя пять лет назад точно таким же, как сейчас. Так

же шатался тут повсюду, глядел по сторонам, думал то же самое. А ведь

еще пять лет пройдут, и то же самое будет, понимаешь?.. Чего ты на меня

так смотришь странно?

— Эй, — сказал Хан, — приди в себя.

— Да я вроде в себе. — Хан покачал головой.

— Скажи-ка мне быстро, — проговорил он, — что такое желтая стрела?

Андрей удивленно поднял глаза.

— Вот странно, — сказал он. — Я сегодня в ресторане как раз думал о

желтых стрелах. Точнее, не о желтых стрелах, а так. О жизни. Знаешь,

там скатерть была грязная, и на нее свет падал. Я подумал…

— Ну-ка встань.

— Зачем?

— Встань, встань, — повторил Хан и вылез из-за стола. Андрей поднялся

на ноги, и Хан довольно грубо схватил его за воротник и несколько раз

тряхнул.

— Вспомни, — сказал он, — почему ты сюда пришел?

— Убери руки, — сказал Андрей, — что ты, одурел? Я просто так зашел.

— Где мы находимся? Что ты сейчас слышишь?

— Андрей отодрал его руки от своей куртки, недоуменно наморщился и

вдруг понял, что слышит ритмично повторяющийся стук стали о сталь,

стук, который и до этого раздавался все время, но не доходил до

сознания.

— Что такое желтая стрела? — повторил Хан. — Где мы? — Он развернул

Андрея к окну, и тот увидел кроны деревьев, бешено проносящиеся мимо

стекла слева направо.

— Ну? — Подожди, — сказал Андрей, — подожди. Он схватился руками за

голову и сел на диван. — Я вспомнил, — сказал он. — «Желтая стрела» —

это поезд, который идет к разрушенному мосту. Поезд, в котором мы едем.

******


— Нормальный пассажир, — сказал Хан, — никогда не рассматривает себя в

качестве пассажира. Поэтому если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Им

никогда не придет в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них

ничего, кроме поезда, просто нет.

— Для нас тоже нет ничего кроме поезда, — мрачно сказал Андрей. — Если,

конечно, не обманывать самих себя.

Хан усмехнулся. — Не обманывать самих себя, — медленно повторил он. —

Если мы не будем обманывать самих себя, нас немедленно обманут другие.

И вообще, суметь обмануть то, что ты называешь «самим собой», — очень

большое достижение, потому что обычно бывает наоборот — это оно нас

обманывает. А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет,

совершенно не важно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое

есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом вся разница.

Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров,

тебя вряд ли поймут.

— Ты что, пробовал? — спросил Андрей.

— Пробовал. Они не понимают даже того, что едут в поезде.

— Какой-то бред получается, — сказал Андрей. — Пассажиры не понимают

того, что едут в поезде. Услышал бы тебя кто-нибудь.

— Но ведь они и правда этого не понимают. Как они могут понять то, что

и так отлично знают? Они даже стук колес перестали слышать.

— Да, — сказал Андрей, — это точно. Это я на себе почувствовал. Я,

когда в ресторан зашел, еще подумал — как тихо, когда нет никого.

— Вот именно. Тихо-тихо. Даже слышно, как ложечка в стакане звенит.

Запомни, когда человек перестает слышать стук колес и согласен ехать

дальше, он становится пассажиром.

— Нас никто не спрашивает, — сказал Андрей, — согласны мы или нет. Мы

даже не помним, как мы сюда попали. Мы просто едем, и все. Ничего не

остается.

— Остается самое сложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его

пассажиром, — сказал Хан.


— Ты когда-нибудь думал, почему наш поезд называется «Желтая стрела»?

— Нет, — ответил Андрей. — Я тебе, знаешь ли, поверил на слово.

— Подумай. — Голоса за разноцветными занавесками постепенно изменялись,

стал заметен южный акцент. После тюремного вагона, где мимо запертых

дверей ходил вооруженный проводник в ватнике и фуражке, начались

полупомойки-полутаборы в невероятно переполненных общих вагонах,

кишащих грязными цыганскими детьми, а потом пошли пустые вагоны —

говорили, что раньше и в них кто-то ехал, но теперь там остались только

голые лавки, изрезанные перочинными ножами, и стены с дырами от пуль и

следами огня. Половина стекол в них была перебита, из дыр бил холодный

ветер, а полы были завалены мусором — старой обувью, газетами и

осколками бутылок. Андрей хотел уже спросить, долго ли еще идти, когда

Хан обернулся.

— Почти пришли, — сказал он, — следующий тамбур. Так почему наш поезд

так называется?

— Не знаю, — сказал Андрей. — Наверно, это что-то мифологическое. Может

быть, ночью, когда все его окна горят, он со стороны похож на летящую

стрелу. Но тогда должен быть кто-то, кто увидел его со стороны, а потом

вернулся в поезд.

— Он похож на стрелу не только со стороны. — Они вышли в тамбур. Хан

шагнул влево и молча открыл дверку, за которой зиял черный зев ржавой

печки и изгибалась труба с манометром, на котором висела окостеневшая

сухая тряпка. В последних вагонах перед границей уже давно не было

горячей воды, а эту печку, было похоже, не топили лет десять, с самого

начала Перецепки.

— В углу, — сказал Хан, — на стене. Зажги спичку. — Андрей втиснулся в

темное узкое пространство и зажег спичку. На стене была выцарапанная на

краске надпись, очень старая и еле заметная. Это были несколько

предложений, написанных крупными печатными буквами, столбиком, словно

стихи:

Тот, кто отбросил мир, сравнил его с желтой пылью.

Твое тело подобно ране, а сам ты подобен сумасшедшему.

Весь этот мир — попавшая в тебя желтая стрела.

Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту.


******


«Если бы все то, что существовало миг назад, не исчезало, — думал он, —

то наш поезд и мы сами выглядели бы не так, как мы выглядим. Мы были бы

размазаны в воздухе над шпалами. Мы были бы чем-то вроде

переплетающихся друг с другом змей, а вокруг этих змей тянулись бы

бесконечные ленты пластмассы, стекла и железа. Но все исчезает. Каждая

прошлая секунда со всем тем, что в ней было, исчезает, и ни один

человек не знает, каким он будет в следующую. И будет ли вообще. И не

надоест ли господу Богу создавать одну за другой эти секунды со всем

тем, что они содержат. Ведь никто, абсолютно никто не может дать

гарантии, что следующая секунда наступит. А тот миг, в котором мы

действительно живем, так короток, что мы даже не в состоянии успеть

ухватить его и способны только вспоминать прошлый. Но что тогда

существует на самом деле и кто такие мы сами?»

Андрей увидел в стекле свое прозрачное отражение и попытался

представить себе, как оно исчезает, а на его месте появляется другое, и

так без конца.

«Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я

этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие.

И я знаю, что эта фраза — «я хочу сойти с поезда живым» — имеет смысл,

хотя слова, из которых она состоит, смысла не имеют. Я даже не знаю,

кто такой я сам. Кто тогда будет выбираться отсюда? И куда? Куда я могу

выбраться, если я даже не знаю, где нахожусь — там, где я начал это

думать, или там, где кончил? А если я скажу себе, что я нахожусь вот

здесь, то где будет это здесь?»

******


«В прошлое время люди часто спорили, существует ли локомотив, который

тянет нас за собой в будущее. Бывало, что они делили прошлое на свое и

чужое. Но все осталось за спиной: жизнь едет вперед, и они, как видишь,

исчезли. А что в высоте? Слепое здание за окном теряется в зыби лет.

Нужен ключ, а он у тебя в руках — так как ты его найдешь и кому

предъявишь? Едем под стук колес, выходим пост скриптум двери».

Подписи не было. Андрей перечитал письмо, повертел его в пальцах,

сложил и сунул назад в конверт. Потом он лег на свой диван, погасил

лампочку над подушкой и повернулся к стене.

За окном творилось что-то странное — такого Андрей не видел еще

никогда. Поезд шел через ночной город по низкой эстакаде, отделенной от

улиц железной решеткой. За окном вагона горели бесчисленные огни —

фонари на улицах, окна домов, фары автомобилей. Но самым странным было

то, что внизу были люди, очень много людей. Они стояли у решетки

эстакады, когда окно, за которым сидел Андрей, проплывало мимо, они

начинали махать руками и что-то весело кричать. В городе, похоже, был

праздник — все, кого он видел, выглядели до крайности беззаботно.

Наконец Андрею стало тяжело чувствовать на себе такое количество

взглядов. Он встал и вышел в коридор. С другой стороны вагона за окнами

тянулась обычная темная цепь деревьев, и Андрей почувствовал себя

легче. Коридор выглядел как-то странно — пол был покрыт густым слоем

пыли, двери всех купе были распахнуты, и в них виднелись голые железные

каркасы диванов. Андрей сначала удивился и даже испугался, но вспомнил,

что в поезде кроме него нет ни одного человека, и успокоился. Ему

захотелось перечитать письмо, и он вытащил сложенный вдвое конверт из

кармана. Текст, естественно, остался прежним:

Прошлое — это локомотив, который тянет за собой будущее.
Бывает, что это прошлое вдобавок чужое.
Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло.
А чтобы сойти с поезда, нужен билет.
Ты держишь его в руках, но кому ты его предъявишь?

Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери в свое

купе, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа

постскриптум, короткую приписку мелким почерком, которой он раньше не

заметил — наверно, потому, что она располагалась за линией сгиба.

И в эту же секунду он понял, что не стоит в пустом коридоре поезда, а

лежит на диване своего купе и видит сон. Он стал просыпаться, но за тот

неуловимый миг, который заняло пробуждение, успел прочесть и запомнить

постскриптум, точнее, запомнить слова, которые ему снились, — во сне

они имели какой-то совсем другой смысл, который никак нельзя было

протащить в обычный мир, но который он успел понять.

P.S. Все дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие,

которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать.

Андрей включил лампочку над подушкой, достал письмо и перечитал его —

никакого постскриптума там не было. На том месте, где он увидел его во

сне, было только несколько малозаметных царапин, словно кто-то водил по

листу засохшей ручкой, пытаясь ее расписать.

Что-то было не так. Что-то случилось, пока он спал. Андрей поднялся с

дивана, помотал головой и вдруг понял, что вокруг стоит оглушительная

тишина. Колеса больше не стучали. Он поглядел в окно и увидел

неподвижную ветку с большими черными листьями в квадратном пятне света,

падавшего из окна. Поезд стоял.

Когда Андрей вышел в коридор, там все было как обычно — горел свет,

пахло табаком. Но пол под ногами был совершенно неподвижен, и Андрей

заметил, что чуть покачивается, шагая по нему. Дверь в служебное купе

была открыта. Андрей заглянул туда и встретился взглядом с проводником,

который неподвижно стоял у стола со стаканом чая в руке. Андрей открыл

рот, собираясь спросить, что случилось с поездом, но понял, что

проводник его не видит. Андрей подумал, что тот спит или впал в

какое-то оцепенение, но тут его взгляд упал на стакан в руке проводника

— в нем неподвижно висел кусок рафинада, над которым поднималась цепь

таких же неподвижных пузырьков.

Он уже знал, что надо делать дальше. Шагнув к проводнику, он осторожно

сунул руку в боковой карман его кителя и вынул оттуда ключ.

Выйдя в тамбур, он подошел к двери, сунул ключ в круглую скважину — он

вошел неглубоко, потому что скважина была забита многолетним мусором —

и повернул его. Дверь со скрипом открылась, и на пол посыпались набитые

в ее щели окаменелые окурки. Андрей подумал было, что надо вернуться в

купе за вещами, но понял, что ни одна из тех вещей, которые остались в

его лежащем под диваном чемодане, теперь ему не понадобится. Он встал

на край рубчатой железной ступени и поглядел в темноту. Она была

бесконечной и тихой, из нее прилетал теплый ветер, полный множества

незнакомых запахов.

Андрей спрыгнул на насыпь. Как только его ноги ударились о гравий,

которым были присыпаны шпалы, сзади раздалось шипение сжатого воздуха,

а еще через секунду лязгнули растянувшиеся сочленения между вагонами.

Поезд тронулся и стал медленно набирать ход. Андрей отошел на несколько

метров в сторону и посмотрел на «Желтую стрелу».

Со стороны она действительно походила на сияющую электрическими огнями

стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда. Андрей посмотрел в ту

точку, откуда появлялись вагоны, а потом в ту, где они исчезали, — с

обеих сторон не было видно ничего, кроме темной пустоты.

Он повернулся и пошел прочь. Он не особо думал о том, куда идет, но

вскоре под его ногами оказалась асфальтовая дорога, пересекающая

широкое поле, а в небе у горизонта появилась светлая полоса. Громыхание

колес за спиной постепенно стихало, и вскоре он стал ясно слышать то,

чего не слышал никогда раньше: сухой стрекот в траве, шум ветра и тихий

звук собственных шагов.


(В.Пелевин "Жёлтая Стрела")