Исторические этюды. с. Кишкино

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Село Кишкино.
* * *
Странное село Кишкино – многоликое...
В XVI-ом веке его именовали как Кишкино-Пустое, затем – Кишкино-Оленино, а из писцовых книг от 1577-го года видим – «Кишкино-Богородское, Коневского стана, вверх по речке Нудоши, среди села пруд, а в селе церковь Рождества Пречистой Богородицы, древяна. Селом владеет казначей Пётр Иванович Головин, а преж поместье принадлежало Байкрыму Корманову».
В продолжении XVIII-го века селу упорно насаждалось название – Богородское – по названию церкви, которая простояла до конца XVIII-го века.
К середине XVIII-го века деревянный храм сильно обветшал и тщанием местной помещицы Натальи Александровны Ольцевой в 1780-ом году рядом со старой церковью был возведён новый каменный храм. Оба храма, и старый деревянный и вновь возведённый, ещё несколько лет стояли рядом, но затем деревянная церковь была разобрана.
Новый храм был освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Главной святыней Казанской церкви была чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В 1871 году в селе Хатунь, и окрестных селах разразилась эпидемия холеры, унесшая множество жизней. Священник и жители села Хатунь обратились с просьбой к причту церкви села Кишкино, чтобы они крестным ходом пришли в Хатунь с чтимым образом Казанской иконы. Настоятель и притч кишкинского храма с превеликой радостью приняли это предложение. Чудотворную икону пронесли крестным ходом по Хатуни и его окрестностям и эпидемия, как и ожидалось, вскоре прекратилась. В память этого события ежегодно, после праздника Казанской иконы Богородицы стал совершаться крестный ход из села Кишкино в село Хатунь. Крестный ход шествовал через несколько населенных пунктов, где икона останавливалась, и совершались богослужения, проводились водосвятные молебны, читались акафисты Казанской иконе Богородицы, а местные жители, с великой верой в истинность чудотворения от Иконы, просили освятить Казанской иконой их жилища.
В 1882 г. настоятелем Казанской церкви назначен священник Андрей Ионович Сахаров. Батюшка, придя в приход из центрального волостного храма, ужаснулся убогостью внутреннего убранства, и поставил себе задачей провести ремонт в церкви. Для этого он связался с разбогатевшим крестьянином, перешедшим в купеческое сословие, уроженцем села Кишкино Михаилом Егоровичем Беляевым. Новоявленный купец сердечно откликнулся на просьбу священника.
 По благословению Преосвященного Мисаила, епископа Дмитровского, тщанием Михаила Беляева, храм был полностью отремонтирован и благоукрашен. Весь ремонт был выполнен к 6-му августа 1886 г. Был устроен новый мраморный пол, поставлен новый вызолоченный иконостас, были также пожертвованы священные сосуды, подсвечники, две серебряные лампады, бархатное облачение на престол и жертвенник, и священническое облачение. Всего М. Беляев потратил на ремонт и благоукрашение Казанского храма 11000 рублей, что по тем временам было огромнейшей суммой.
16 августа 1886 г. в день Нерукотворенного Образа Спасителя было совершено новое полное освящение храма. Совершал богослужение местный благочинный, священник села Киясово Иоанн Данилович Соболев в сослужении пяти священников. Богослужение совершалось при большом стечении народа из окрестных селений, а некоторые паломники, чтобы поприсутствовать на этом знаменательном событии, прибыли сюда из дальних деревень, расположенных аж за десятки верст.
Кроме трудов по благоукрашению внутреннего убранства храма, благотворитель М. Беляев покрыл новым железом крышу церкви и отремонтировал ограду, помимо того, он построил на свои средства дом для священника (дом этот хорошо сохранился доныне) и просторную церковно-приходскую школу.
В ограде Казанского храма погребены родители новомученика Российского, священномученика Михаила (Успенского) – псаломщик Алексий Федорович и Александра Романовна Успенские.
Церковь была закрыта в конце 1950-х годов, начале 1960-х годов, после смерти настоятеля храма, священника Михаила Николаевича Сахарова.
 Все ценные иконы были переданы в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Составителю сих этюдов выпала возможность посетить храм Казанской иконы почти вослед за его закрытием. Это было где-то в конце 60-х начале 70-х годов XX-го века. Скажу честно – дикого варварства и ярко выраженного кощунства я не увидел в этом опустошённом храме. Над фресками никто не глумился, полы были в целости, алтарные преграды не поломаны, видимо иконы вынимались из рам музейными работниками, весьма аккуратно. Даже золочёное паникадило преспокойно свисало со свода центрального купола храма. Мало того – кое-где стояли нетронутыми напольные бронзовые подсвечники, по углам стояли лавки и вообще – создавалось впечатление, что храм, всего лишь готовится к капитальному ремонту...
Теперь думаю, что причиной столь долгой сохранности храма, являлась его значительная удалённость от центральных дорог и населённых пунктов. Ну а местных варваров к тому времени в селе почти не оставалось, ибо в начале 60-х годов все country кинулись в города в поисках «лучшей жизни»... но это лишь моё идеализированное впечатление...
Буквально, спустя пять или семь лет на месте Храма Казанской иконы Божьей Матери стояли, как и повсюду в советской стране – чудовищные руины...
 Помимо прекрасного храма, примерно в двухстах метрах от него, составляя блестящий архитектурный ансамбль, располагалось великолепное усадебное хозяйство с красивым усадебным домом с флигелями, и всё это хозяйство окружал живописный липовый парк с каскадными прудами...
Автор этюда видел, что стало ныне с этой, когда-то, мудро продуманной, красотой и посему нет желания омрачать, и без того мрачную картину, описанием нынешнего состояния «усадьбы»...
Не дай вам Бог, увидеть такое, тем более во сне...
Храни вас Бог!
* * * * 
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.