Код 666. Часть 1. Восьмая глава

Игорь Лазебник
 Дима позвонил по уже знакомому телефону Амиду и, в двух словах рассказав о том, что произошло, попросил сделать что-нибудь для возвращения ножа.

-Сделаем,-пообещал Амид,-давай встретимся завтра у синагоги.

 Улица Архипова, где размещалась центральная московская синагога, была переполнена людьми, что обычно бывало только по большим еврейским праздникам. Рядом с Димой стояли две красивые девушки и звали свою подругу:

-Рабинович, Рабинович!

 По всей видимости, подруга или ещё не пришла, или не слышала их голос. На девушек падали капли лёгкого дождика, но они не сдавались и продолжали кричать:

-Рабинович, Рабинович!

 Рядом с девушками остановилась очень пожилая седая женщина с голубыми глазами, посмотрела на них с улыбкой и сказала:

-Девочки, не надо так шуметь. Здесь все-Рабиновичи.

 Девушки рассмеялись, а женщина встала около Димы, вытащила из кармана сигареты и предложила их ему.

-Берите, молодой человек.

-Спасибо, я не курю.

-Это похвально. Давайте знакомиться. Меня зовут Бетя Моисеевна.

-Очень приятно. Дима.

-Собираетесь уехать из Советского Союза, Дима?

-Почему Вы так решили?

-Как еврея не корми-он всё в Америку смотрит.

 Дима улыбнулся.

-Я действительно собираюсь уехать, но не в Америку, а в Израиль.

-Сейчас это уже не так сложно, а мне в своё время это не удалось.

-Вы хотели уехать в Израиль?
 
-Да. "Были и мы рысаками когда-то". Это было семьдесят лет назад...
 
-Семьдесят лет назад? Вот это да! Расскажите, пожалуйста.

-Вам это интересно?

-Очень интересно.

-В 1921 году я жила с родителями и сёстрами в Бердичеве и училась в местной гимназии. Вы знаете, где находится Бердичев?

-Конечно. На Украине.

-На Украине. Однажды ко мне в гимназии подошла девушка и спросила, не хочу ли я изучать иврит. После моего утвердительного ответа девушка сказала, что она может отвести меня в подпольный кружок, где учат этот язык.

-Это было неожиданно для Вас?

-В общем, да. Через несколько дней я познакомилась с членами Бердичевской сионистской организации. Это были молодые парни и девушки, которые не только изучали иврит, но также еврейские традиции и литературу.

-У них была какая-то конкретная цель?

-Конкретной целью организации была подготовка еврейской молодёжи к жизни в Палестине. Вы, Дима, конечно, знаете, что евреи в дореволюционной России не допускались к обработке земли, и у них не было соответствующих навыков.

-Да, я читал об этом.

-По этой причине одним из основных направлений деятельности кружковцев было обучение земледелию. Вот почему мы приобрели участок земли, где овладевали азами крестьянского труда. После работы или учёбы мы собирались на квартире одной из девушек или обрабатывали землю, учили иврит или читали произведения еврейских поэтов. Мы мечтали о Палестине, о возрождении там нашего национального государства.

-Тогда можно было уехать? Если-да, то почему вы не ехали?

-Уехать было возможно. Но мы считали, что надо ехать подготовленными. Так, чтобы сразу после приезда мы могли бы приложить свои руки для возрождения Израиля. Жизнь у всех сложилась по-разному. Одни смогли добраться до Палестины, другие так и не ступили на Святую Землю. Моя лучшая подруга была арестована за сионистскую деятельность и умерла в тюрьме от столбняка.

-А что было с Вами?

-В 1923 году я поступила учиться в Киевский педагогический институт. От своих бердичевских друзей получила рекомендацию в Киевскую сионистскую организацию. Все члены этой организации были студентами, и я принимала активное участие в её работе. Направления деятельности у киевских сионистов были те же, что и у бердичевского кружка.

-Вам не мешали?

-Сионистские идеалы противоречили доктринам большевиков, и власти начали нас активно преследовать. Чекисты спланировали операцию по захвату всей Киевской сионистской организации на одном из её собраний. Разумеется, что мы этого не знали. Я принимала участие в собрании. Случайно или нет, но чекисты нагрянули только через час после его окончания.

-Никто не был арестован?

-В этот раз-нет. Наша организация составляла группы подготовленных людей и отправляла их в Палестину. Наконец, пришла моя очередь. Взяв всё только самое необходимое, пришла на вокзал. Я стояла вместе со своими товарищами и ждала поезда. Подошёл руководитель нашей организации с ещё одним молодым человеком. Этот молодой человек был кузнецом. Руководитель сказал мне: "Бетя, сейчас кузнецы в Палестине более нужны. Мы решили, что этот кузнец заменит тебя в данной группе, а ты поедешь со следующей".

-Вы согласились?

-Да. Поезд ушёл, а в Казатине, примерно в двух часах езды от Киева, он потерпел крушение. Было много погибших, в том числе и среди киевских сионистов. Погиб и кузнец, который заменил меня. Мой отец сказал мне: "Тебе суждено жить, но в Палестину ты больше не поедешь".

-Что было дальше?

-Через некоторое время после указанных событий я перевелась учиться в Житомир. Это спасло меня от ареста. А многие мои друзья были арестованы ЧК. Я вышла замуж, родила сына. Так кончилась моя сионистская деятельность.

 Дима вытащил из портфеля брошюрку израильского министерства абсорбции, которую он получил после очередного посещения консульства. Бетя Моисеевна увидела на обложке ивритские буквы и попросила брошюрку.

-Ерушалаим,-прочла она. И затем ещё:

-Мерказ.

 А потом добавила, непонятно, обращаясь к Диме или говоря себе вслух:

-Мерказ-это значит центр,-и задумчиво посмотрела вдаль.

 В памяти Димы в этот момент проплыла картина, как утром этого дня он раскрывает Библию, подаренную ему Амидом, на первой попавшейся странице и видит строчки:

"При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе".