О новом облике терроризма

Дневник Литератора
 Понятие "исламистского терроризма" обычно у очень многих ассоциируется с обытиями 11 сентября 2001 г. в США.
 При этом из вида упускается беспрецендентная по масштабам и цинизму террористическая атака, проведенная по городам России в сентябре 1999 года...

 Но и "черный сентябрь" 2001 г. был вполне предсказуем.
 Приводимая статья, по иронии судьбы, вышла из печати 8 сентября 2001 г. и была опубликована в отечественном журнале "Обозреватель / Observer" ( М,, 2001, № 7-8)


 НОВЫЙ ЛИК ТЕРРОРИЗМА

 Еще в 70-е годы аналитики ЦРУ США пришли к выводу о неминуемой активизации в последней четверти XX в. этнонациональных и даже националистических движений в различных странах и регионах мира.
Это обстоятельство позволило ввести не только в политологический, но и публицистический оборот термин "эра национальных революций".

В обоснованности и справедливости подобного прогноза нас убеждают события в Чехии, Прибалтике, Молдове, Чечне, Югославии и во многих других регионах мира.

Другой долгосрочный прогноз американских аналитиков касался уже XXI в., начало которого они определили как "ренессанс этнонационального сознания".

Подобные расчеты, казалось бы, можно было и не принимать во внимание, если бы они не определили конкретно некоторые нетрадиционные вызовы современности, грозящие перерасти в глобальные угрозы безопасности многих стран и народов.

Можно напомнить и о том, что еще в начале 90-х годов американцы М.Сетрон и О.Девис получили от Пентагона задание провести исследование на тему "Терроризм 2000 года: будущее лицо терроризма".
По его результатам был сделан вывод о том, что "завтрашние террористы будут вдохновляться не политической идеологией, а яростной этнической и религиозной ненавистью".

Уместно напомнить в этой связи и выводы С.Хантингтона, пророчествовавшего о грядущем веке как эре "конфликта цивилизаций", причем "мировые цивилизации" определялись им на основе преобладающих культурно-религиозных (конфессиональных) воззрений. Отметим также, что Хантингтон поместил Россию на стыке исламской и западноевропейской цивилизации, отведя ей роль поля боя в схватке за будущее мира.

Конечно, можно было бы отмахнуться от зарубежных прогнозов-предостережений, если бы не некоторые факты, которые заставляют серьезно задуматься о судьбе России.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что два года назад в Пакистане экстремистскими религиозными кругами ряда исламских и арабских стран (Саудовской Аравии, Пакистана, Египта, Судана, Афганистана и других), был учрежден политический союз под названием "Мировой фронт джихада" (МФД; другое, появившееся в печати его название - "Мировой фронт священной войны против иудеев и крестоносцев"), полем деятельности которого уже стали многие государства Азии, Африки, Европы, Россия и другие государства СНГ.

Речь идет не об официальном союзе государств, а об объединении и организационном взаимодействии ряда религиозных и политических организаций перечисленных государств.

Причем некоторые участники этого "фронта" находятся в своих странах вне закона. "Духовным" лидером МФД является известный миллиардер, объявленный ЦРУ "террористом № 1 современности", Усамма бен Ладен.

События в Дагестане (август 1999 г.), на юге Киргизии и в Узбекистане (1999-2000 гг.), террористические акции в Буйнакске, Москве и Волгодонске - это реальный результат деятельности МФД, так же, как и его поддержка "Армии освобождения Косова" в Сербии и чеченских полевых командиров в России.

При этом МФД имеет вполне определенные политические и геополитические цели и задачи, достижение которых прикрывается вахаббизмом. Геополитической целью МФД является расширение сферы господства "подлинного ислама", что вполне вписывается в упоминавшуюся концепцию С.Хантингтона. В частности, образование теократического исламского государства на территории Турции, Ирана, Чечни, Дагестана, Азербайджана, ряда республик Поволжья, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и даже Китая, а также создание зависимых от него анклавов в других частях света - на Филиппинах, в Кашмире, Косово, ряде регионов Африки.

В принципе, идея эта не нова, высказывалась еще в прошлом веке и встречала определенное понимание, и даже поддержку, со стороны некоторых государств, в частности, гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны. Реализация этой цели представляет реальную угрозу многим государствам мира.

Однако за этой религиозно-пропагандистской завесой скрывается вполне реальный экономический и политический интерес - установление контроля над регионами, богатыми углеводородными энергоносителями, которые будут основой глобальной экономики XXI в. Такой контроль призван изменить направление мировых финансовых потоков, поставить их на службу руководству МФД.

Подобный геополитический проект является своеобразным ответом мировой периферии на известную концепцию "золотого миллиарда землян", откровенно пропагандирующую неизбежное отставание в социокультурном развитии остальной части, а это 11/12, населения планеты.

В определенном смысле замыслы МФД являются "колониализмом наоборот", когда контролирующая нефтегазовые регионы монополия диктует свои условия остальному миру.

Таким образом, начинает складываться новая двуполюсная конфигурация мира по оси "Юг - Север", изначально конфронтационная, чреватая многими новыми конфликтами.

Для обеспечения этой глобальной конфронтации, в том числе с применением террористических методов и средств, и нужна идеология "священной войны" под религиозным знаменем.

Следует отметить, что МФД располагает значительными материальными и финансовыми ресурсами, опорными базами (одной из них до сентября 1999 г. являлась Чечня), разветвленной системой организаций, предприятий, доверенных лиц в десятках государств на всех континентах, подготовленными кадрами "моджахедов" ("воинов ислама"), насчитывающих до 15-20 тыс. боевиков.

В недавнем интервью один из них так охарактеризовал психологию боевика: "Я - воин ислама, и мой долг приходить на помощь братьям-мусульманам, где бы они в ней ни нуждались".
Причем десятки тысяч "моджахедов" прошли подготовку в специальных учебных лагерях не только по тактике совершения терактов и диверсий, но и по тактике ведения иррегулярной ("повстанческой") войны. Для них характерно пренебрежение к жизням как "неверных", так и случайных жертв из числа мусульман ("токфир"). Ибо их душам, как жертвам "священной войны", уготовано попасть в рай.

Таким образом, религиозно-пропагандистская обработка является своеобразным методом нейро-лингвистического программирования (НЛП) потенциальных террористов.
Подпитывающая МФД и его операции международная торговля опиатами и героином также является оружием в борьбе против "греховного западного мира".

Вторжение "моджахедов" в Дагестан в августе 1999 г. явилось лишь одной из региональных операций МФД, призванной стать своеобразным "полигоном" для обкатки его тактики. Заявившая о себе в ходе ее проведения так называемая "Армия освобождения Дагестана", похоже, была намерена повторить пример "Армии освобождения Косова", ставшей в результате успешных боевых действий признанным субъектом международных отношений. И поражение в этой агрессии привело к развязыванию террористической войны против России, равно как и некоторых других стран СНГ.

В этой связи условно именуемый террологами "исламский терроризм" стал реальностью XXI в. и, похоже, несмотря на весьма вероятные совместные меры многих государств по противодействию ему, останется фактором дестабилизации международной безопасности еще по меньшей мере на 5-6 лет.

Каковы же возможные пути противодействия этой угрозе и "войне цивилизаций"?

Один из них еще в 1997 г. был намечен ООН и ЮНЕСКО и получил название проекта "Формирование культуры мира".

При этом под культурой мира понимались все формы поведения, которые уважают право на жизнь, достоинство и права человека, отрицают насилие во всех его формах и содействуют принципам мира, справедливости, солидарности, терпимости и понимания между индивидами, группами и государствами.

Государствам-членам ООН, то есть и государствам НАТО, в соответствии с планами ООН и ЮНЕСКО предлагалось стимулировать образование:

в духе культуры мира, прав человека, терпимости и межнационального взаимопонимания;
в духе защиты и уважения всех прав человека без дискриминации;
продвижением принципов демократии на всех уровнях развития общества;
активизацией борьбы с бедностью, за прогресс и процветание для всех;
предоставлением каждому гражданину качества жизни, соответствующего человеческому достоинству.
* * *
Генеральная Ассамблея ООН на своей юбилейной 50 сессии 20 ноября 1998 г. поддержала резолюцию о провозглашении 2000 г. Международным годом культуры мира и утвердила пятилетнюю Программу воспитания культуры мира.

Однако, как показала история, современная планетарная цивилизация еще весьма далека от подлинной реализации на практике философии культуры мира.