Исторические этюды. с. Марьинка

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня. Село Марьинка.
* * *
Красивое название села – Марьинка...
В нём есть некая тайна... и это действительно – так...
По преданию, село получило название по имени дочери владельца села Ивана Хлопова – Марьи.
В 1616-м году она была выбрана в невесты царю Михаилу Фёдоровичу...
Известный краевед-писатель начала XIX-го века Иванчин-Писарев пишет: «В синодике Хлоповых между первыми поминается Мария... Для брака с царём Михаилом Фёдоровичем она, уже названная царицею, была переименована в Анастасию (то ли в честь первой жены Иоанна Грозного, то ли в ознаменования её превращения из барышень в царицу). Но вместо трона её ждала ссылка в Нижний Новгород... Не она ли дала своё имя сельцу Марьинке и не в нём ли расцвела эта избранная красота?»
Невеста была оклеветана государевым кравчим Михаилом Салтыковым в том, что она больна и не может быть поэтому царской женой. Несмотря на уверения врачей, что болезнь лёгкая, несчастную невесту вместе с родственниками сослали в Тобольск, а оттуда перевезли в Верхотурье. Позже Марью перевели в Нижний Новгород, где она жила в бывшем доме Козьмы Минина.
Царь Михаил Фёдорович не забывал её и очень хотел всё-таки на ней жениться.
В 1623-м году наконец-то открылась правда, что кравчий Михаил Салтыков «облыжно показал, что Мария Ивановна Хлопова больна неизлечимою болезнью, излечить её не можно и живот ей долго не чаять». Салтыков немедля был строго наказан и сослан в дальние вотчины.
Посланный к Марье боярин Фёдор Шереметьев со следователями, нашли её вполне здоровой, но мать царя, «Великая Инокиня Марфа» по неизвестной нам причине, сильно воспротивилась браку, пригрозив, что уедет из страны или проклянёт сына, если Михаил женится на Марье...
Так, спустя 10-ть лет несчастная М.И. Хлопова и умерла с тоски в доме Козьмы Минина...
Красивая и трагичная легенда... а может и не легенда... уж слишком много в ней известных лиц...
После того, как род Хлоповых незаслуженно был с позором сослан и унижен, авторитет семьи был необратимо потерян, хотя в прежние, лучшие времена род бояр Хлоповых высоко оценивался дворцовой знатью. К примеру – у Великого Князя Василия Иоанновича ясельничим был Фёдор Семёнович Хлопов, а в 1552-м году он выступил против крымского хана Магмет-Гирея, а сам Иван Хлопов был послом к ногайскому хану Урусу...
 Вот так возвышаются роды, чтоб в один из чёрных дней, вдруг, так нелепо – пасть...
После всех этих трагических неурядиц, владения бояр Хлоповых преспокойненько перешли к Бутурлиным, как приданое Анны Васильевны Хлоповой (1708-1771гг), вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина.
В 1748-м году усердием и на средства Д.И. Бутурлина был возведён, и доныне хорошо известен и неоднократно описан в литературе, (как памятник белокаменного зодчества), белокаменный храм во имя Воздвижения Креста Господня с приделами во имя Архангела Михаила и Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Храм расположен на окраине села в старинном, некогда очень живописном, но ныне крайне запущенном и захламлённом парке. Усердием Петра Михайловича Бутурлина была возведена также белокаменная, изначально четырехъярусная, колокольня, но безбашенные комуняки четвёртый ярус вместе с венчавшим его Крестом – завалили... Видимо, он им очень мешал наблюдать восход светлого коммунистического будущего... (я начинаю бредить...)
Вход в храм был украшен красивыми, так же, белокаменными колонами, которые уже давно не белого цвета. И всё потому, что не хватает у меня ума понять – за-чем эти идиоты-комуняки закрасили сверкающую красоту белого камня, какой-то чудовищной, буро-коричневой, краской – ну-за-чем???!!!... И не только колоны, а все стены храма, включая и высоченную колокольню... Простите, чтобы понять идиота надо самому стать идиотом – скоро со мной это произойдёт... допишусь на свою голову...
Поодаль от храма до сих пор размещается несколько оригинальных зданий бывшего конного двора, возведённых в псевдоготическом стиле по инициативе Михаила Бутурлина. Автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В.И. Баженов.
Все здания конного двора красного кирпича с белыми украшениями, имитирующими белый камень. Имитация настолько совершенна, что некоторые историки архитектуры описывали эти украшения как резные белокаменные детали, хотя это великолепно изготовленная лепнина.
В 1890-м году в Крестовоздвиженскую церковь был назначен священником недавно рукоположенный студент Московской Духовной Семинарии, иерей Николай Боголепов. Его стараниями в 1891-м году было построено новое здание церковноприходской школы.
 С давних пор к храму села Марьинка был приписан древний деревянный храм Преображения Господня в селе Заворино, расположенный на живописном берегу славной реки Северки.
Храм Преображения Господня являлся памятником великому событию Русской истории – Куликовской битве и был возобновлен в 1762-м году. А по инициативе и усердием архимандрита Вонифатия в 1895-м году – капитально отреставрирован. По древнему преданию, именно на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Димитрия Донского, шедшими за победой на Куликово поле.
 В советское проклятое время храм Преображения Господня, памятник героям Куликовской битвы(!) был варварски уничтожен голодранцами-комуняками...(??!)... (суки краснопузые!)
А то, что сейчас представляет собой, и как выглядит, некогда сверкавший чистейшей белизной полированного известняка, храм Воздвижения Креста Господня в селе Марьинка – будет лучше, если вы этого ни-ког-да не увидите и ни-ког-да не узнаете, тем паче, с моих слов...
Бог и Его Святыни безнаказанно поругаемы – не бы-ва-ют...
Боже, храни Русь Православную!.. ну, пожалуйста...

* * * * 
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.