Исторические этюды. с. Малино

Евгений Родионов
 
Храмы и сёла земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Успения Пресвятой Богородицы. Село. Малино.
* * *
Бестолковый посёлок Малино, и почему – Малино?.. и почему посёлок – село, оно хоть в фас хоть в профиль и в Африке селом остаётся. Так себе – куча из разбросанных в беспорядке деревень да хуторков, да и малины там отродясь не видал. Крапивы полно, а вот с малиной плохи у них дела... Одна радость – пряничная фабрика... крадут, небось... Но!
Хватит – Петросянами у нас в обездоленном государстве плотины плотинить можно...
* * * *
А вот прошлое села Малино разительно отличается от ныне полуспящей, захолустной провинции. Было время, и здесь вершились великие дела... Было... А, может ещё будут?!
Древнее Малино, как поселение, впервые упоминается в 1353-м году в духовном завещании Великого Князя Московского Иоанна Иоанновича Красного: «...а се даю жене своей Марии... село Малино» После её смерти село законно должно будет перейти к их сыну и наследнику Дмитрию, будущему князю Дмитрию Донскому. Из завещания самого же князя Дмитрия Иоанновича Донского от 1389-го года читаем: «...а се даю княгине своей Евдокии (в будущем приняв иночество с именем Евфросинии Московской, почила в 1407-м году, причислена к лику святых, память совершается 7 \ 20июля), из удела сына своего Василия, село Малинское...». В 1406-м году в завещании Великого Князя Василия Дмитриевича читаем: «...а княгине своей даю из Коломенской волости, а из сёл её, матери моей Малино со всеми деревнями» По всему видно, что село Малино уже тогда было весьма значимым административным центром, что впоследствии и подтверждается в документах то, что оно было ни неким провинциальным волостным центром, а имея выгодное расположение с близостью с Москвой и другими городами, имевшими в ту пору крупное политическое значение, по всем признакам Малино было дворцовым селом. Его принадлежность к Святому Благоверному Князю Димитрию Донскому, говорит о том, что он видел в селе Малино значительное стратегическое значение.
В XVI – XVII-м веках жизнь в Малино прошла как-то малоприметно, без ярких событий, ну, в общем-то, так же, как и во многих Российских сёлах и городках этого периода.
 С XVII в. до половины XVIII в. селом владел Григорий Наумов, любимец царя Алексея Михайловича. В 1774 г. село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II, но особого значения и усердия к каким-либо переменам в этих краях прилагала мало, без особого энтузиазма, словно и радости от приобретений не испытывала.
Каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1691-м году по проекту, в ту пору малоизвестного московского зодчего М. Чоглокова. Трапезная с приделами во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины построена в 1871г., Для отопления храма приглашались высококвалифицированные мастера, которые сложили великолепные изразцовые печи, по образцу печей сложенных в усадьбе графа Орлова в Семёновском-Отраде.
До 1935-го года «власть» терпеливо сносила то, что богослужения, не так уже, как обычно, к беде нашей, но всё же совершались. И комиссары, оправдывая тем, что люди в храм ходить стали реже, говорили, что кончился ваш Бог! А по истинной причине – из страха пред антихристовой «властью», запуганному народу объявили, что в связи с тем, что попы сеют раскол и антисоветчину на службах в церкви, сеют раздор среди тех, кто принял коммунизм, что храм пора закрывать и сидеть по домам, дожидаясь обещанного рая земного без церкви. И озверевшие комиссары в бесовском энтузиазме и ликовании под гиканья и улюлюканья
пьяных комсомольцев и стриженых бессовестных комсомолок с одобрения местных НКВДешников и прочей номенклатурной мрази в 1936г. храм закрыли, иконы, киоты, алтарные преграды, драгоценные древние Святые книги и всё, что может гореть, сожгли. Алтарь, престол, жертвенник и прочие святыни, к которым мирянам и прикасаться даже нельзя, осатаневшие безбожники без всякой богобоязни – осквернили.
 Трапезную приспособили под дом культуры, где устраивали атеистические, богохульные вечеринки с хулящими Бога песнями, частушками и прочими мерзостями.
 На месте алтаря в 1966 г. устроили гараж, разделив помещение храма по высоте на два этажа, устроили там комнаты отдыха для пожарников.
С 1996 г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью передано Церкви. Ведутся восстановительные работы. Внешний вид храма приобрёл первоначальный вид. Над храмом возвышается огромный купол на белом барабане. Купол голубого цвета в золотых звёздах. Сам храм весь беленький, чистенький и всё это благодаря усердиям и стараниям жертвователей, благотворителей, всех, кто внёс хоть малую лепту в возрождение храма, ну и естественно при непосредственном участии и усердии настоятеля храма Успения Богородицы отца Алексея Чекмарёва. Господи, даруй отцу Алексею и всем участникам восстановления храма здравие душевное и телесное! Храни тебя Бог, отец Алексей!
При храме действует воскресная школа. В двух поселковых школах преподаются «Основы Православной культуры».
Слава Богу, за всё! Слава России!!! Боже, храни Русь Православную!!!

ВСЕМ, кто нашёл силы прочесть сии строки – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!, братья и сёстры.

* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.

.