Исторические этюды. с. Ситня-Щелканово

Евгений Родионов
 

Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические Этюды.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Село Ситня-Щелканово.
* * *
Да, жители села Ситня-Щелканово имеют право слегка погордиться тем, что чаще всего все сёла Ступинской Земли имеют, практически одну, официально зафиксированную дату своего происхождения – это 1500-какой-нибудь год. Скучно.
Связано это было с тем, что тогда, в середине XVI-го века ввели писцовые книги, чтобы пересчитать русский народ и русские земли, т.е. официально вести учёт тому, чем владеет Россия.
Но Ситня-Щелканово оказалось в особом положении, хвалиться, правда, особо нечем, но всё-таки – по народной легенде (свидетелей уже не осталось), здесь, в этих самых местах прятался от властей очень крутой такой хан, короче – бандюга, по имени Щелкан (ну или ещё – Шолкан, Шовкан), который в 1327-м году сильно по безобразничал и без удержу бесчинствовал в городе Твери, чем и заслужил гнев и немилость властей. Поймали его или нет, о том вестей нету, но вот название места сего осталось – Щелкановка, но, к сожалению, это пока ещё, является, как ни кем не подтверждённая, документально, версия...
И вообще, в прошлом (а может и в не далёком прошлом), месту этому уж как-то очень везло на людей, ну не совсем хороших, короче – на забулдыг... не в обиду законопослушникам...
Вот, к примеру, имеем ещё одну такую запись – на протяжении почти всего XVII-го века сельцом Ситна (Щелкановка тож) владел стольник Алексей Иванович Головин. И таков, видать по всему, был он мот и забулдыга, что до того довладелся-дощелканился, что в 1677-м году в присутствии старосты и околоточного, описывая имущество, за ним записывают один бобыльский двор и тот оказался совершенно пуст... вот так вот...
Теперь к делу – в писцовых книгах от 1577-го года, ни какого Щелканово официально ещё не было, а было записано: «Село Ситна, вверх реки Ситенки Каневского стана в вотчине за Иваном, Петром да за Ондреем за Петровыми детьми Головина, а в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, древяна».
До подлинно не известно, в каком году, в каком веке в селе на реке Ситенка была возведена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но ясно одно, что к началу XIX-го века она обветшала уже настолько, что проводить богослужения, в столь обветшавшем храме, стало просто опасно, из-за угрозы обрушения храма. И прихожане церкви Покрова Богородицы были вынуждены, 12 декабря 1834-го года обратится к святителю Филарету, митрополиту Московскому, с прошением о назначении к ним постоянного священника и выдачи храмозданной грамоты на возведение нового каменного храма, на месте обветшавшего старого. И в начале XX в. был построен прекрасный каменный, во Имя Покрова Богородицы храм, в стиле эклектики с престолами во имя святителя Николая и во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» в трапезной. Церковь возвели всем миром, без особых изысков, довольно обычную, для небольших сельских церквей, непритязательную по архитектуре. Но в этом храме, завораживающе притягивала взор, уникальная по архитектуре, колокольня, в чём-то вторящая одну из башен Московского Кремля, что являлось броским украшением храма и привлекало взор путников и просто любителей прекрасного... проезжавших по Каширке...
Стоит, сегодня, обязательно стоит, вспомнить простого Ситне-Щелкановского крестьянина, главного жертвователя Покровского храма, Алексея Ивановича Крылова, который в 1894-м году в селе Ситня-Щелканово на собственные средства построил новое, крытое железом, деревянное одноэтажное здание церковно-приходской школы! Вечная ему память!!!
Во времена, надеюсь краткого, «торжества» сатаны, после кровавого 1917-го года, храм был закрыт, как и повелось в те годы (но вот вопрос – кем повелось – православными(?), так их же было большинство, или я не прав?, и в России, в те кошмарные годы Православия-то и вовсе не было, а лишь Его призрачная видимость?), церкви были разграблены, утварь церковная, книги и всё, что можно было сжечь, сожгли, устраивая сатанинские хороводы вокруг кострищ, вокруг грядущего адского огня, в котором все мы, грешные и сгорим. В 1970-е годы стены храма растащены на кирпичи для сараев и гаражей(!). Вот и вспомнишь тут начало нашего рассказика, про хана Щелкана, злодея и душегубца из города Твери и стольника Алексея Ивановича Головина, забулдыгу и алкоголика, пропившего всё, до последнего гвоздя – вот, они, первоистоки духовной хронической заразы, чем все мы хронически и смертельно больны, ибо здоровый Русский человек не довёл бы Храм Божий, да и Россию в целом до такого... не нахожу слов...
 Честно скажу, глядя в конце 1980-х годов на то, что оставалось от храма, я даже теоретически предположить не мог, что эти обломки ещё кто-то решится возобновить, как ХРАМ... НО, Слава Богу – такие ЛЮДИ нашлись!
Я помню те, не побоюсь сказать, радостные моменты, когда отец Олег, загородив все дыры и щели в колокольне храма, устроил в ней крошечный храмик с алтариком, иконами и мы в этом, не скажу, комфортном, но всё-таки, ХРАМЕ молились, не скрывая слёз радости – (а Апостолам лучше было???) (у нас сохранились фото этого импровизированного храма).
В 1990-х гг. церковь передана общине верующих. Не смотря ни на, что Храм с Божьей помощью, практически восстановлен из того, что восстановлению не подлежало и всё это, благодаря Господу нашему Иисусу Христу и отзывчивым, добрым людям, верным Богу!!!
В храме пребывает Великая Святыня – Частица Животворящего Креста Господня, а так же Частица Мощей Святителя Алексия, митрополита Московского.
Слава Богу, за всё! Слава Великой России!!! С нами Бог!

* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.