Исторические этюды. с Старая Кашира

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические справки.*
Храм иконы Божьей Матери «Знамение». Село Старая Кашира. (доXVII в.- Кошира)
* * *
Храм Знамения весьма примечателен. Примечателен во многих отношениях.
Во первых, он примечателен, как архитектурный и исторический памятник.
Во вторых, он примечателен, вернее приметен, довольно издалека, в частности с шоссе, проходящем вдоль славной Русской реки Оки, когда едешь со стороны города Озёры или Коломны – «живописные» развалины стен древнего храма видно с шоссе за десятки километров...
В третьих, он выполняет роль символического маяка на берегу реки Оки. С воды руины его поверженных стен, так же видно за десятки километров, да и жители противоположного берега Оки с глубочайшим сокрушением, «любуются», погожим днём, краснокирпичным уродством развалин этого, некогда, величественного храма, расположившегося на самой высокой точке Ступинского берега Оки.
И, в-четвёртых – храм этот, волею судьбы и Господа Бога, расположен теперь на Новом Ступинском Погосте и то, в каком состоянии он находится, располагаясь на, теперь уже, Центральном Ступинском Кладбище, это весьма ярко свидетельствует о том, в какой стране мы живем, и чьи мы подданные, и кому должно быть стыдно за не восстановленный до сих пор храм. И кто и как относится к скорби родственников, чувства которых оскорбляют страшные руины храма, так до сих пор и не обретшие вида, достойного истинному облику Православного Храма. Где в соответствии с православными канонами каждый, по воле усопшего смог бы совершить чин отпевания и поминовения усопшего... и это в столь богатом городе...
Ну, и, наконец – в пятых... А в-пятых немного древней, славной и трагичной истории этого храма и места его расположения...
Село Старая Кашира расположено на месте бывшего посадского города-крепости Кошира, впервые упоминавшегося в 1355-м году.
По версии академика С.Б. Веселовского городище Кошира, возможно было основано ордынцами на дороге из Орды на Север.
В духовном завещании Великого Князя Ивана Ивановича Красного от 1355-56-го годов уже встречается название поселения Кошира, в устье реки Коширки, которое он завещал сыну своему Дмитрию, а так же в 1355-м году упоминается Епископ Коломенский, который уже тогда титуловался и как Коширский.
При святом благоверном князе Димитрии Донском, Кошира стала городом. В конце XV начале XVI вв. Кошира была пожалована в «кормление» бывшим казанским царям Магмет-Амину (1496 - 1502), Абдул-Лятифу (1512 – 1516) и Шигалею (1532). А в 1531-м году была построена новая Каширская крепость. Вот как описывает древнюю Коширу писцовая книга от 1578-го года: «...место городовое... в длину 80 сажен, а поперёк 60 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Коширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кошире..., а в нём была соборная церковь Успения Пречистой, древяна»...
Высокие крепостные валы, заросшие бурьяном, сохранились до нашего времени у села Городище.
 Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Черная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобожденные от несения посадского налога – «тягла», Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов.
 В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После последнего набега хана Давлет-Гирея в 1571-м году Кошира была разграблена и сожжена...
Но восстанавливать Коширу не стали и в начале XVII-го века перенесли Каширу на правый берег Оки: «Для перенесения на новое место Каширы за реку была поменяна земля с Ильиными. Ильины стали владеть старой Каширой, а один стал воеводой в Новой Кашире».
В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная, которую он предъявил писцам в1627-м году, и в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за речкой, за старой Каширкой, именуемая Рождественская слободка, принадлежит ему Якову Ильину.
А так как городище Старая Кашира располагалось на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться – Заречной. Только лишь к концу XIX-го века Заречная слободка стала именоваться – Старая Кашира, а место где расположены заросшие остатки городища Кошира, стало называться просто – Городище.
В 1816-м году владельцами села дворянами Ильиными, был построен храм иконы Божьей Матери «Знамение», по инициативе и активном участии в строительстве Елизаветы Фёдоровны Ильиной. Надгробный памятник устроительницы храма, сохранился до нашего времени – скромное надгробье из белого камня, на одной из граней, высечена хорошо различимая надпись – «Создательница Храма сего Елизавета Фёдоровна Ильина. Скончалась 25 августа 1849 года». Конкретно место ее погребения неизвестно, но в соответствии с Православными Традициями, место это, вероятнее всего, у стен алтаря...
Господи, упокой душу, рабы Твоей Елизаветы, во Царствии Твоем и сотвори ей Вечную память! Аминь.
Церковь возведена на краю огромной природной чаши. С юго-восточной стороны храма открывается, потрясающий своим величием, простором и красотой, раскинувшийся на десятки километров, приокский пейзаж. Церковь построена из красного кирпича, изукрашена резными деталями из белого камня. Сооружён храм в лучших традициях русского классицизма. Боковые притворы были украшены портиками тосканского ордена (ныне разрушены). Храм увенчан восьмигранной в плане ротондой, раскрепованной по сторонам света.
Трехъярусная колокольня соединена с четвериком посредством трапезной. С южной стороны ( со стороны Оки) к храмовым портикам, украшенным (в прошлом) колонами, от церковных врат поднималась широкая белокаменная лестница...
В кровавом 1938-м году храм закрыли... И если бы вы видели, дорогие мои братья и сёстры, ЧТО они, эти нелюди, с ним сделали – будто огромный великан, развлекаясь, топтал Храм ногами, рвал его руками, отламывал от него всё, что можно отломить, отрывал всё, что можно оторвать... но всё ж, пусть изуродован, но ОН – выстоял!.. И я уверен – придёт время, и ХРАМ засияет вновь первозданной красой!
С апреля по декабрь1937-го года в Знаменской церкви совершал служение священник Феодор Грудаков.
Священник Фёдор Васильевич Грудаков родился 13 февраля 1889-го года в деревне Песья Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова. После окончания в 1905-м году Перервинского духовного училища Фёдор поступил в Московскую Духовную Семинарию.
В 1911-м году, после окончания семинарии Фёдор Грудаков был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда.
15 августа 1930-го года по ложному доносу Федор Грудаков был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, благодаря лжесвидетельским показаниям священников Сергея Горского и Владимира Беляева (добытых пытками, угрозами и силой). А 5 сентября 1930-го года «тройка» ОГПУ приговорила священника Ф. Грудакова к пяти годам заключения, которые он отбывал на строительстве Беломорканала. В апреле 1934-го года отец Фёдор был освобождён.
В апреле 1937-го года Ф. Грудаков получил назначение в Знаменскую церковь села Старая Кашира Каширского района Московской области.
В декабре 1937-го года председатель колхоза в селе Старая Кашира написал донос в каширское отделение НКВД, в котором требовал срочно арестовать отца Фёдора за то, что тот сорвал очень важное партийное мероприятие, собрав в храме всех колхозников, оправдывая это праздничным богослужением Введения Богородицы во Храм...
4 декабря 1937-го года священник Фёдор Грудаков был арестован Каширским отделением НКВД.
В тот же день отца Фёдора перевели в Таганскую тюрьму в Москве, а уже 7 декабря «тройка» НКВД приговорила отца Фёдора к 10-ти годам заключения.
27 декабря 1937-го года с этапом заключённых отец Фёдор прибыл в Самарлаг НКВД, где и умер от непосильного труда и голода 26-го ноября 1940-го года и был погребён в общей безвестной могиле...
 Память священномученика Фёдора совершается в день мученической кончины26(13)ноября
Святый священномучениче, отче наш ФЁДОР, моли Бога о нас! Аминь.

* * * * 
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя...