Гнездо

Александр Филатов
Добротную боевую машину получил в свое распоряжение рядовой Владимир Бестов – ЗИЛ-131 называется. Новенькая! Каждую деталь, каждую гайку и болт осмотрел он придирчиво и весело – все было на месте, пахнущее металлом, свежими смазками, бензином и заводской краской. Теперь бы – за руль!..
Но командир взвода лейтенант Олейников приказал загнать зилок на хранение в бокс батальонного автопарка: машина должна выполнять только учебно-боевые задачи.
По субботам, в парко-хозяйственные дни, Владимир, часто вздыхая, осматривал и обслуживал машину так же, как в день получения, и все ждал настоящего дела.
Вот и сегодня он присел рядом с автомобилем и размечтался о будущих маршах. Володя увидел себя, как бы, со стороны, в залихватской пилотке на затылке, уверенно обращающего с баранкой, с полуслова понимающего команды старшего машины… Вдруг его внимание привлекла обыкновенная трясогузка.
Птичка приседала, вроде бы звала за собой, но, убедившись, что человек не двигается, юркнула, оглянувшись несколько раз, на бензобак ЗИЛа, а потом – под кабину, где стояли аккумуляторы.
Что такое? Куда ее понесло?.. Владимир поднялся, подошел к машине и полез под мотор. Трясогузка с писком выпорхнула из полутемного уголка и прошмыгнула под самым носом Бестова.
Да! Он увидел гнездо. За время, пока машина была без присмотра, семья трясогузок свила гнездо. Мало того, в нем было шесть маленьких голубовато-серых яиц.
Трясогузка взволнованно металась под крышей бокса, к ней присоединилась еще одна…
Вот тебе, и обслужил машину! Что сказал бы по такому поводу Олейников? А сколько смеху будет в роте, если узнают? Зашпыняют, ведь! Солдат покраснел, как девчонка, но, благо, этого никто не увидел, даже он сам.
Первым желанием Владимира было: вытащить гнездо и выбросить его из бокса, но что-то его удержало. Машина – машиной, а весна – весной! Выброси, а что будет с птицами?...
Птичье гнездо – это дом! Можно ли брать его в огрубевшие шоферские руки, можно ли переносить гнездо с места на место, не откажутся ли трясогузки от гнезда?
Дом… С первых месяцев службы Володя вспоминал родительский дом, ему казалось, что нет у него ничего дороже мамы, братьев и сестры.
А это - птичий дом. Неужели надо его выбрасывать? Что было бы с человеком, который однажды не нашел бы свой дом на привычном месте? Страшно! И птицам, видимо, будет страшно… Но и оставлять гнездо в машине никак нельзя.
Не бойтесь, трясогузки, Володя что-нибудь придумает.
Володя вышел из бокса, отыскал лейтенанта Олейникова у одного из пожарных щитов автопарка.
- Разрешите обратиться, товарищ лейтенант!
- Валяй!
- Понимаете… тут такое дело… - замялся Бестов.
- Ну, что случилось? Не стесняйтесь.
- В моей машине поселились трясогузки! – выпалил Володя. - Да, товарищ лейтенант! Примерно, с неделю живут. В прошлую субботу их не было. А теперь – гнездо. Что делать?
- Выбросить! И дело – с концом – сказал лейтенант.
- Как же так, товарищ лейтенант?.. – хотел, было, продолжить разговор солдат.
- Машина у вас боевая, Бестов? Боевая… Выполняйте немедленно! – отрезал командир взвода и отвернулся к описи пожарного щита.
- Есть! – машинально ответил Володя и побрел к боксу. К воротам бокса подлетела трясогузка. В клюве ее было какое-то насекомое. Когда Бестов вошел в бокс, из-под мотора вылетели сразу две птички.
«Бедолаги!» - подумал Володя. – «Ну, зачем для гнезда вы избрали именно мою машину?»
Он осторожно взял теплое гнездо и положил на ладонь, вылез на свет и посмотрел на него с близкого расстояния. Дом, настоящий птичий дом! Надо аккуратно переложить его в другое место.
... Закончились учения. Водитель третьего класса, рядовой Владимир Бестов за отличные действия по тревоге и смелость, проявленную при отражении десанта «противника», получил первую благодарность от командира взвода. Наконец-то, Володя опробовал в деле машину и себя. Все было в порядке.
После мойки Володя загнал свой автомобиль в бокс. В ушах еще гудел рёв военной техники, глаза слипались от усталости… Он вышел из машины и глянул в уголок крыши: трясогузки нашли свое гнездо! Трясогузки не бросили свое гнездо, они то и дело метались к нему с добычей. Здорово!
Открылась дверь бокса, в проем двери, в лучах солнечного света стоял лейтенант Олейников.
- Ну, что, боец, доволен машиной? – спросил офицер.
- Так точно, товарищ лейтенант! – ответил, вытягиваясь, Бестов.
- Молодец! Машину помыл хорошо. Надо ее опечатать – сказал Олейников.
Лейтенант быстро справился с делом и пошел на выход из бокса. Неожиданно остановился, словно, что-то вспомнив.
- А где было гнездо твоих трясогузок? – спросил он негромко.
- А, вот тут – Володя показал под кабину машины – теперь вон там… Живут!
- Знаешь, а я боялся, что ты буквально исполнишь мой приказ, хотел потом поправиться, да замотался… А ты – сообразил! – сказал лейтенант.
Встречая родителей, в гнезде громко гомонило счастье трясогузок – их птенцы.