Барабаны судьбы

Марат Назимов
 

       "Портрет твой, портрет твой, работы Пабло Пикассо..."
       
       Из песни

 …Впереди, на большой поляне, горел костер, жарко пылали угли. Вокруг костра сидели на корточках туземцы с раскрашенными лицами и выбивали дробь на маленьких барабанчиках, зажатых между колен. Борю с крепко связанными руками несли на каких-то очень неудобных жестких носилках все ближе к этому костру. Он бессильно мычал и дергался, но угли неумолимо приближались и пылали все жарче…Боря, изнемогая от ужаса, дернулся в последний раз, скатился с носилок и…проснулся.
 Он лежал на своем просторном балконе рядом с ветхим продавленным матрацем, уложенным на картонные листы. Под утро стало холодно и Боря крутился во сне, наматывая на себя простынь, пока не запеленал себя, как мумию. Солнце уже начинало припекать, поднимаясь над крышей соседнего дома. Боря, катаясь по балкону, все-таки выпутался, наконец, из своего кокона, с огромным облегчением встал на ноги и подошел к краю балкона.
 Дом был старый, двухэтажный, построенный в конце двадцатых годов прошлого века в модном тогда архитектурном стиле «бау-хаус». Конструктивизм, проще говоря… Просторный балкон из треснувшего местами серого бетона, полукругом охватывал угол дома и можно было в течение дня прятаться от солнца, уходя за этот угол. Боря перетащил свой матрац на противоположный конец балкона, в прохладную тень от густой листвы огромного старого дерева, нависавшего своей кроной над балконом и над крышей дома. Оно, это дерево, с могучим узловатым стволом в три обхвата, было, пожалуй, ровесником старому дому, а может быть, даже старше его.
 На втором этаже был расположен склад магазина и никто здесь не жил, кроме старого холостяка Бори, который полгода назад пришел сюда по объявлению о сдаче дешевой и уютной комнаты в тихом месте. Ему, художнику, работавшему в манере импрессионистов, этот уголок со старым деревом над просторным балконом, сразу понравился. Кроме тишины и уединения, здесь было нечто неуловимое, создававшее настроение для работы. Комната была небольшой, но с высоким, хотя и грязным потолком. Впрочем, и стены были не чище. В углу был отгорожен санузел – крошечная душевая и унитаз, в углу напротив стояла проржавевшая газовая плита с духовкой. За всю эту роскошь хозяин запросил всего двести долларов, но убедительно попросил никого сюда не водить и, уходя, не оставлять двери и окна открытыми. Боря вначале не обратил особого внимания на эту просьбу, звучавшую вполне естественно, но потом уже сообразил, что ушлый хозяин этого старого дома и магазина в нем, получил в его лице бесплатного сторожа. Да, именно сторожа, который охранял хозяйское добро уже самим фактом своего проживания здесь, да еще платил за это двести долларов…А сама эта комнатка была когда-то местом отдыха для работников магазина, где они обедали и переодевались. Был здесь когда-то и ночной сторож, которому, естественно, нужно было платить зарплату. А теперь ситуация изменилась – вместо ночного сторожа появился Боря, который не требуя зарплату, платил сам…
 
 А сейчас Боря, отодвинув толстую ветвь над балконом, увидел барабанщика, навеявшего на него кошмарный сон. На противоположной стороне улицы сидел загорелый тощий субъект с длинной редкой бородкой, одетый в подобие грязной серой туники. Он сидел на корточках, привалившись спиной к каменной ограде, и прикрыв глаза, выбивал длинными пальцами дробь на барабане, зажатом между торчавших острых колен. Барабанчик, похожий на половинку большой дыни, был помещен острым концом в треногу-подставку и звучал в общем-то приятно, издавая какую-то знакомую мелодию. На заборе, сложенном из розоватых тесаных камней, вился дикий виноград, над забором нависала пышная зелень с яркими цветами, а дальше, утопая в этом великолепии, виднелась роскошная вилла, построенная в модерновом стиле..
 Вдруг открылась резная деревянная калитка и появилась хозяйка виллы, молодая и стройная, на редкость красивая женщина с тонким холеным лицом в обрамлении густых смолисто-черных волос. Она что-то сказала барабанщику, похоже не очень любезным тоном. Он торопливо встал, сунул барабан в матерчатую сумку, лежавшую под ним, и заговорил с извиняющимся видом. Женщина со снисходительной усмешкой протянула ему руку и барабанщик торопливо ухватил поданную ему купюру, коротко поблагодарил и быстро зашагал к автобусной остановке, как бы боясь, что женщина передумает и захочет забрать назад щедрый гонорар…Проводив его внимательным взглядом, женщина посмотрела затем на дом напротив и Боря поспешно отпустил ветку дерева, спрятавшись за густой листвой. С некоторых пор он старался не попадаться на глаза этой женщине. Около двух месяцев назад, ясным солнечным утром, когда воздух прозрачен и свеж – такие дни случаются в Тель-Авиве в мае – Боря вышел на балкон покурить и увидел эту соседку на балконе. Перегнувшись через перила, она, улыбаясь, разговаривала с кем-то невидимым, стоявшим внизу. Ее улыбка рядом с яркой цветущей зеленью была необыкновенно тепла и радостна в это ясное смеющееся утро и Боря с нарастающим волнением почувствовал, что на него «накатывает волна» вдохновения. Он торопливо вынес на балкон мольберт, кисти и краски и не мешкая принялся за работу. Краски ложились как бы сами собой под точными мазками, Боря не очень старался передать внешнее сходство – он спешил поймать и удержать, запечатлеть на холсте само настроение, солнечную радость этого утра, как бы сгустившуюся в белозубой улыбке женщины на балконе напротив…Он продолжал торопливо работать, не сразу заметив, что женщина давно ушла с балкона, а на холсте непонятно почему возникло вдруг море. Прозрачно-изумрудные длинные волны с белоснежными пенистыми гребнями катились из далекой сиреневой дымки на песчаный берег с караваном верблюдов, уходящим, тающим в этой дымке…В общем, получилось что-то в манере Сальвадора Дали.
 Закончив работу, Боря уже не прикасался кистями к холсту, боясь что-то испортить, нарушить в ней. Картина получилась, удалось поймать и удержать на холсте красоту и радость, настроение того утра. И встал вопрос – что делать с этой картиной? Мысль о том, что надо попытаться продать ее – причиняла боль, это значило отдать за гроши, загубить частицу своей души. Предложить какому-то музею или выставке.? Ему, никому неизвестному здесь художнику? Нет, это просто глупо. Он и в Петербурге, откуда приехал несколько лет назад, был почти неизвестен, а здесь…Здесь он продавал иногда свои работы на площади возле городского рынка, куда выносили свои картины такие же как он художники-репатрианты. Они его знали, вот и вся известность…
 Неделю назад Боря все же вынес туда свою новую работу и с волнением обнаружил, что она не осталась незамеченной. Он поймал несколько внимательных взглядов своих коллег –художников, молча отходивших от него после осмотра картины, возле которой стали чаще чем обычно собираться посетители этой уличной выставки-продажи. Подошли и долго стояли две интеллигентного вида пожилые женщины, увешанные золотыми ожерельями и браслетами, они оживленно и быстро разговаривали, бросая острые взгляды на Борю.
 -Это ваша картина? Вы ее написали? – Спросила наконец одна из них на иврите, с оттенком недоверия. – Как вас зовут? – Спросила она затем, уже на английском.
 Боря, говоривший на английском немного свободнее, чем на иврите, сумел довольно толково и уверенно объяснить, что автор картины именно он и вынув удостоверение личности, назвал свое имя.
 - Сколько вы хотите за эту картину? – Спросила другая женщина. Взяв картину в тонкие руки с набухшими венами, она долго вертела холст, вглядываясь в краски и даже понюхала холст все с тем же недоверчивым видом.
 -Пятьсот долларов. – Ответил Боря со скучающим видом, прекрасно зная, что больше чем сто долларов здесь никто не просит. Он тут же пожалел о своих словах, смекнув, что надолго навлек на себя неприязнь тех коллег, которые считались здесь талантливыми и перспективными художниками. Боря слегка сник и поспешил отойти со своей работой в тень, поняв, что неосторожным заявлением поставил себя в положение зарвавшегося выскочки.
 -Я дам вам двести долларов, но попрошу вас дать мне ваш адрес и номер телефона. – Сказала одна из этих двух женщин, вернувшихся опять к нему. – И, пожалуйста, скажите какими красками вы работали…
 Вокруг опять стали собираться люди, с любопытством прислушиваясь к этому торгу. Боря отошел на несколько шагов , взглянул на свою картину со стороны и вдруг, холодея от догадки, понял почему она привлекает внимание. Ведь это же тень Несбывшегося, мелькнувшая перед ним в то утро и удержанная красками, осталась на холсте! Вся эта маленькая страна, с обилием цветов, как бы растущих из камней, страна моря и солнца, была яркой иллюстрацией к книгам Александра Грина…
 Он потоптался в растерянности, чувствуя себя человеком, делающим непоправимую ошибку, затем торопливо стал упаковывать свои работы в объемистую сумку под удивленными взглядами покупательниц.
 -Извините…Я должен посоветоваться с женой. - Сказал им Боря, собираясь уходить. – Она хочет пятьсот долларов и ни цента меньше. Ничего не поделаешь – женский каприз…
 -В таком случае позвоните ей по телефону и посоветуйтесь сейчас! – Сердито ответила женщина, предлагавшая двести долларов, и всплеснула руками. – Нет, я никогда не видела такого странного художника! У вас есть телефон? Если вы забыли его дома, то возьмите мой мобильник и позвоните ей. Я тоже хотела бы поговорить с ней…
 Боря, никогда не имевший жены, но достаточно хорошо знакомый с женскими капризами, замахал руками, отказываясь от поданного ему мобильника.
 -Увы! Она потеряла вчера свой телефон и я не могу позвонить ей теперь…Я приду сюда через неделю и мы поговорим об окончательной цене…
 …Это было неделю назад. А через день после торга на площади Боря шагал от своего дома к автобусной остановке и вдруг поймал на себе внимательный взгляд красотки из виллы напротив – она проезжала мимо в сверкающем «Ягуаре». Когда она проехала, Боря обернулся и опять увидел ее снисходительную усмешку в зеркале заднего вида. Он мысленно поежился, увидев себя со стороны – жалкое существо с венчиком седеющих кудряшек вокруг загорелой лысины, кривые волосатые ноги, давно нестиранные шорты и старенькая майка…Нет, он, конечно, не герой романа.
Ну и бог с ним, с героем и романом. Зато он какой-никакой, а все-таки художник…
 Боря, конечно, быстро догадался о причине внимания к себе со стороны соседки. Кто-то из ее знакомых был в тот день на площади, видел его картину и позвонил женщине, сказав, что некий художник продает картину с ее изображением. Очень может быть, что мобильник у этого знакомого был с фотокамерой и он, сделав снимки картины и ее автора, переслал эти изображения на компьютер этой красотке. Да, скорее всего так и было…Боря опять поежился, чувствуя себя человеком, попавшим в смешное положение, и пожалел о том, что не продал в прошлый раз эту картину.
 И сейчас, вспоминая обо всем этом, Боря поджарил яичницу, позавтракал и вскоре уже ехал в автобусе к знакомой площади. Добравшись до нее, Боря быстренько развесил на складном стенде несколько своих работ, стараясь не встречаться взглядами с коллегами-художниками. Никто из них в этот раз не подошел к нему , чтобы просто поздороваться…Он закурил и стал высматривать тех двух покупательниц, которые предлагали двести долларов в прошлый раз.
 -Шалом! –Услышал он негромкий приятный голос и, обернувшись, слегка опешил от неожиданности, увидев перед собой красотку из виллы напротив. Она с приветливой улыбкой смотрела на него, затем перевела взгляд на картину. Боря машинально отметил, что она не только стройна, но и довольно высока ростом, заметно выше его…- Это ваша картина? Сколько вы хотите за нее?
 -Пятьсот долларов. – Ответил Боря и тут же мысленно обругал себя идиотом – Ну, почему он уперся на этой сумме? Теперь уже поздно, слово не воробей – вылетит, не поймаешь. – Не думаю, что это очень дорого – вы же видите, какая женщина изображена здесь…
 -Вижу! – Собеседница вдруг перешла на английский язык, как бы зная, что Боря владеет им. - Очень эффектная женщина. Мне даже показалось, что я где-то видела ее…Интересная работа…
 -Вы видели ее каждый раз, когда смотрели в зеркало. – Дипломатично подсказал Боря. – Она удивительно похожа на вас, странный и загадочный случай, из разряда редких совпадений. Уже одно это чего-то стоит. Ведь мы же абсолютно незнакомы…
 - Действительно, удивительное сходство. – Согласилась женщина. – Но все-таки, это не я. Вы, как художник, конечно это поняли…
 Да, Боря это понял, еще раз заглянув в ее глаза, большие и красивые, с проницательными огоньками в глубине. «Это не ты.» - Согласился он. «Нет у тебя лучистой теплоты и романтической мечтательности во взгляде, как у женщины на картине. Если бы ты была такой, то вряд ли ездила бы в роскошном «Ягуаре» и жила в трехэтажном особняке. Это я придумал тебя такой. Но на то я и художник…»
 -Вот что! – Женщина, как бы подводя итог, вынула кошелек из сумочки. – Откровенно говоря, я уже слышала об этой картине, но была настроена скептически. Меня уже изображали на картинах, но неудачно, на мой взгляд…А эта работа мне нравится. Я дам вам триста долларов. Картина хорошая, но… Не хочу вас обижать, но ведь вас никто здесь не знает. Во всяком случае, я не знаю вас, а я достаточно хорошо разбираюсь в искусстве и знаю более или менее известных художников…
 -Хорошо, берите за триста долларов. – Ответил Боря, заметивший краем глаза появление на площади двух покупательниц, подходивших к нему в прошлый раз. – Берите и поверьте, что если бы я был хоть чуть богаче, я бы просто подарил эту картину вам… - Он нагнулся и стал быстро упаковывать картину в плотную бумагу, перевязал затем ленточкой и подал ее женщине, получив взамен три купюры по сто долларов. Она улыбнулась ему вдруг так, как умеют улыбаться, наверное, только такие вот женщины.
 -Вам, наверное, жаль расставаться с этой картиной? – Она бросила на него понимающий взгляд с оттенком сочувствия. – Она сделана с душой, это видно…Но не грустите, у меня бывают известные люди и они, конечно, обратят внимание на вашу работу, которая будет помещена на видном месте. Кстати, вы подписали свою работу?
 -Да, - ответил Боря. – Есть подпись в нижнем углу и на обороте холста моя фамилия и имя. Год и место рождения, город Ленинград…
 Отойдя на несколько шагов, она обернулась и улыбнулась опять, послав воздушный поцелуй, и заторопилась к «Ягуару» на обочине, вокруг которого уже ходил кругами полицейский с явным намерением выписать штраф.
 Боря смотрел ей вслед, стройная фигура в черном облегающем платье, легко, как бы едва касаясь земли, уходила вдаль, густая грива блестящих волос, струясь, прикрывала глубокий вырез на спине. Вместе с нею уходила его картина…
 «На моей картине ты останешься такой же и через двадцать и через пятьдесят лет…» - С грустью подумал Боря, затем, как бы приходя в себя, вскинул голову и
 бросил взгляд в сторону тех двух покупательниц, которым уже что-то торопливо объяснял какой-то доброжелатель, часто показывая рукой на Борю. Он счел за благо собрать быстрее свои вещи и исчезнуть с площади.
 Вскоре он нырнул в многолюдную и жаркую, почти липкую духоту расположенного рядом городского рынка. Боря решил купить по такому случаю бутылку хорошего вина и приличную закуску, подумав также, что не мешает купить наконец и новый матрац. В самом деле, может джентельмен купить себе новый матрац и подушку заодно, если ему улыбаются такие вот женщины и покупают его картины? Безусловно, может и должен. Боря уже присматривался к аппетитного вида колбасе, как вдруг услышал крики и топот бегущего сзади человека, затем почувствовал резкий толчок в плечо. Он обернулся и увидел пробежавшего мимо парня, за которым с криками бежали двое мужчин. За ними с криком - « Не бейте! Только не бейте его!» - пробежала какая-то растерянного вида женщина. Парень нырнул в боковой проход и туда же побежали его преследователи…Ловят вора. Что же, это бывает на рынке. Боря попросил взвесить ему палочку копченой колбасы и полез в карман за бумажником. Достав его, он подтянул вечно сползавшие шорты и вдруг почувствовал какую-то тяжесть в заднем кармане.Он сунул туда руку и вынул из кармана…еще один бумажник.
 Боря в растерянности повертел его в руках, но раздумывать было некогда – продавец требовал платы за колбасу, а сзади уже напирали другие покупатели. Боря расплатился и торопливо зашагал к выходу из длинного рыночного прохода, уже сообразив на ходу, что вор, убегая от преследователей, сунул ему в карман улику против него – краденый бумажник.
 Он выбрался наконец из рыночных недр, прошел в сквер неподалеку от берега моря и сел на свободную скамейку. В бумажнике оказалось множество визитных карточек, банковская кредитная карточка, чек на солидную сумму, удостоверение личности, адресный листок хозяйки бумажника и двести сорок шекелей наличными деньгами. Боря нервно закурил и надолго задумался – что делать с этим нежданным подарком судьбы? Первый вариант и самый надежный – взять деньги ( ибо их все равно кто-нибудь заберет) и выбросить бумажник в мусорный бак. Потом спокойно уйти и забыть об этой истории. Сработает надежный, проверенный веками принцип - нашел – молчи, потерял – молчи. Да, но…Останется гнусный осадок в душе, который ему, художнику, помешает свободно работать, творить…Тогда есть другой вариант - можно просто пойти в полицию, предъявить там этот бумажник и рассказать все как было. Оформят протокол, по адресному листку найдут женщину-хозяйку бумажника и вернут ей краденое. Но…А вдруг в бумажнике была гораздо более крупная сумма и вор на ходу, на ощупь вынул из него большую часть денег, а сам бумажник сунул затем в карман Боре? Может такое быть? Не исключено. В таком случае Боре придется доказывать, что он не брал этих денег, надо будет обращаться к адвокату…Сработает другой, тоже проверенный веками принцип – никакое доброе дело не остается безнаказанным.
 Боря вздохнул и решил использовать третий вариант – послать бумажник его хозяйке по почте. Да, это самое верное, компромиссное решение… Боря вынул удостоверение личности и адресный листок этой женщины из бумажника. Фотография на удостоверении личности показалась вдруг знакомой, Боря всмотрелся в нее с неясной тревогой, затем прочел фамилию и имя – они были хорошо знакомы ему когда-то…Так. Если совпадет и год рождения, месяц и число, тогда…Боря отложил документы в сторону и опять закурил. Ладно…Этого просто не может быть, надо успокоиться. Он быстро взглянул на дату рождения в удостоверении и поперхнулся табачным дымом – это была хорошо знакомая ему дата …
 …Боря долго ехал на двух автобусах, с пересадкой, нашел наконец нужный дом и квартиру, постоял в раздумье у двери и резко нажал кнопку звонка. Дверь открылась нескоро и Боря увидел за ней постаревшее, но по-прежнему милое для него лицо Ниночки Лосевой, сокурсницы в художественном училище, с которой у него был когда-то долгий роман, закончившийся полным разрывом отношений…
. –Вам кого? – Женщина достала из кармана домашнего халата очки, всмотрелась в лицо Бори и ему стало ясно, что она не узнает его… Он достал из кармана бумажник и молча подал ей. Она взяла его с растерянным видом, раскрыла и взглянула с испугом и радостью на неожиданного гостя.
 -Скажите – это ваш бумажник? – Спросил Боря. – Проверьте, пожалуйста, все ли в нем на месте, ничего не пропало?
 -Документы на месте…Деньги тоже целы…И чек – тоже! Все на месте! Как он у вас оказался, как вы нашли меня?
 -Там был ваш адресный листок …Послушайте, вы не могли бы дать мне стакан воды? Жарко, очень хочется пить…
 -Господи! Конечно же, могу! И не только воды, я заварю вам кофе, у меня прекрасная кофеварка! Проходите, пожалуйста, и садитесь в кресло…Сейчас все будет готово…
 Боря прошел в салон, сел в кресло и вытащил из кармана смятый и не очень чистый носовой платок, утер лицо и потную шею. Так…Это она, точно она. Ниночка Лосева. Вот и фотография ее мамы, Анны Моисеевны, на шкафчике …
 -Вот и кофе, а вот «Кока-Кола» и холодная вода из холодильника! – В салоне появилась с подносом в руках хозяйка квартиры и села за столик , напротив гостя. – Ну, пейте и рассказывайте! Как все это получилось? Знаете, ваше лицо кажется мне знакомым…
 Женщина одела опять очки и всмотрелась в лицо Бори. И он увидел, как ее брови буквально полезли вверх от удивления и испуга…
 -Да, это я, Боря Каминский.- Подсказал Боря и залпом выпил налитую ему воду. – Это я, Ниночка…В это трудно поверить, я понимаю, потому что и сам еще не верю, но, как говорится, факты – упрямая вещь. Выпей тоже воды, успокойся и я все расскажу тебе. Просто получилось так, что я сегодня оказался на рынке…Я старый холостяк, так и остался неженатым, и время от времени должен покупать продукты, чтобы приготовить себе какую-то пищу…
 -Нет! Не рассказывай, Боренька! Не рассказывай…- Женщина тоже отхлебнула воды и сделала решительный жест.- Это же невероятный случай! Нет, не здесь ты расскажешь мне все…Вот что – поедем сейчас к морю, там на самом берегу, есть прекрасный ресторанчик. Вечером волны, освещенные прожекторами, катятся из тьмы прямо под окна…И чувствуешь себя...нет, не Ассолью - какая уж Ассоль в мои годы. Скорее - Аэлитой, вынесенной сюда из межзвездного мрака волнами судьбы...
 -Продолжаешь писать стихи? Ты всегда была неисправимо романтичной, Ниночка. Да и я - так и остался мечтателем...
 -Пишу! Стихи и картины. И, говорят, получается. Короче, поедем к морю, Боренька.

 Вот там ты мне все и расскажешь…А о себе я скажу сразу и коротко – я ведь тоже осталась одинокой. Так и не вышла замуж…Приехала сюда пятнадцать лет назад вместе с мамой. Она умерла год назад…А папа умер еще там. Вот так, Боря. Согласись, твое появление сейчас – это судьба…
 -Да, - кивнул Боря. – Не зря мне снились барабаны. Барабаны судьбы…
 
 * * * * * * *