Памяти достойного человека

Фома Заморский
Памяти достойного человека

На канале «Культура» часто бывают очень хорошие передачи
 
 Шиловский Евгений Александрович умер в 1952 году на 63-м году жизни от инфаркта миокарда на рабочем месте, будучи начальником кафедры Академии Генштаба. В конце 40-х годов отказался от должности Военного прокурора, за что был понижен в звании и должности. Он не хотел приговаривать кого-либо к смерти.
 Участник первой мировой, гражданской (на стороне Красной армии) и Великой Отечественной войны. Штабист и талантливый преподаватель военного искусства, в том числе во время Великой Отечественной войны, когда командиров Красной армии временно отзывали в Москву на теоретическую переподготовку.
 Его вторая жена Елена Сергеевна (Нюренберг - Неелова – Шиловская – Булгакова), прототип Маргариты Николаевны в романе «Мастер и Маргарита», стала любовницей Булгакова М.А. в 1929 году. В это время Шиловский был начальником штаба Московского военного округа и часто отсутствовал дома. Шиловский, узнав об измене жены, потребовал от любовников разойтись, что они и сделали. Через полтора года они вновь встретились и заявили Шиловскому, что не могут жить друг без друга и в 1932 году любовники поженились. Елена Сергеевна стала третьей, последней, женой и вдовой М.А. Булгакова, скончавшегося в 1940 году.
 Шиловский, не побоявшись писать заграницу (железный занавес уже опустился), написал письмо отцу Елены Сергею Марковичу Нюренбергу в Латвию, где он сообщил о разводе и поблагодарил его за хорошую дочь. Он сообщил бывшему тестю, что благодарен Елене за подаренные ему счастливые годы совместной жизни, проявив тем самым благородство русского офицера. Шиловский приехал на похороны Булгакова М.А., хотя покойный и слыл писателем-диссидентом.
 Шиловский познакомился в подмосковном санатории «Узкое» с дочерью А.Н. Толстого Марианной Алексеевной и вскоре, в 1936 году, они поженились. Марианна Алексеевна занималась физической химией и в санатории «Узкое» лечилась после отравления химикатами.
 А.Н. Толстой в это время продолжал писать роман-трилогию «Хождение по мукам», он внимательно слушал рассказы зятя Шиловского о гражданской войне, и Шиловский стал прототипом героя романа Рощина. Средний брат Шиловского служил в Белой армии, раз встретив Е.А. Шиловского в белом тылу, брат не выдал своим однополчанам красного командира.
 Е.А. Шиловский взял сторону большевиков, потому что во время первой мировой войны он убедился в нежизненности существующего строя, в существовании широчайшей коррупции, разъевшей империю, и считал, что революция позволит построить справедливое общество. Однако он не мог предвидеть, какие беды принесёт России власть большевиков.
 Во время репрессий военных в 30-е годы он не пострадал. Он считал, что работает не ради строя большевиков, а ради Отечества. «Надо дело делать, а что потом будет, так это, как получиться», - говорил он домашним.
 Авторы передачи о Шиловском, показанной по каналу «Культура» 7 января 2006 года, недоумевают, почему Шиловского не посадили или не расстреляли. Многие бывшие царские офицеры были репрессированы, а он не был. Стало быть, иногда кому-то везёт, заключили авторы.
По этому поводу давно течёт дискуссия, то ли А.Н. Толстой защитил Шиловского, то ли сам Сталин, поскольку якобы Шиловский был автором операции «Гроза» по нападению на Германию в 1941 году.
 Хотелось бы предположить, что, скорее всего, Шиловский выжил потому, что:

1. Не разделял взглядов Л.Д. Троцкого, личного и смертельного врага И.В. Сталина;
2. Не говорил о политике вообще, кроме как на партсобраниях, поскольку должен был быть, хотя и не фанатичным, членом ВКП (б);
3. Не занимался репрессиями, подобно Тухачевскому и прочим красным маршалам, истреблявшим крестьян;
4. Ни разу не ошибся в планировании военных операций, по крайней мере, не планировал и не допускал огромных жертвоприношений в битвах;
5. Не писал доносов;
6. Не пил, не барствовал и вёл достойный образ жизни.

 Недаром, когда И.В. Сталин в конце 40-х подбирал кандидатуру будущего Военного прокурора, то выдвинул требования: это должен быть человек во всех смыслах безупречный, незапятнанный, желательно из бывших русских офицеров.
 Остаётся лишь удивляться, насколько сильно бушевали гормоны трёх некогда молодых людей в голодный период государственного террора – Елены Сергеевны, Евгения Александровича и Михаила Афанасьевича – каждый из них имел в своей жизни трёх супругов.
 Подробности биографии Шиловского Е.А. можно узнать на сайте «Лебедянь.com».


Фома Заморский 8 января 2007 г.