Петровское. Глава из книги Пушкин в ермолке. Штаркман Анатолий

Анатолий Штаркман
28.05.05
Абрам Ганнибал завещал имение своему сыну Петру, но название в честь крестного отца Абрама. Я прошёлся по периметру парка, по лучам-дорожкам от круглой, покрытой густой травой, клумбы. Поднялся на грот-беседку с широким видом на озеро. Побродил по деревне, попил вкусной воды из чугунного литого крана возле накренившегося от времени деревянного домика с громадным кустом-букетом сирени.
У входа в музей привлёк моё внимание фамильный герб Ганнибалов с крестиком, таким же, как на могилах Иосифа Абрамовича и его жены Марии Александровны. «Крестик означает орден Александра Невского и ничего общего не имеет с религиозной принадлежностью человека», - объяснил мне экскурсовод. Он подробно рассказывал о личных вещах Абрама Ганнибала, инженерных инструментах, книгах, гобеленах и особенно остановился на иконе «Спас Нерукотворный», подаренной ему в Италии. Икона висела в спальне, вход экскурсантам туда не разрешался. «Ганнибал просыпался утром, молился, ему приносили чашечку кофе… Хорошо быть помещиком», - улыбался экскурсовод Рассказ гладенький, со стихами, но, утверждает правнучка Анна Семёновна Ганнибал, иконы такой у Ганнибала не было. Конвейерный экскурсант стерпит.
Всё началось с того, что великому преобразователю России, так принято называть царя Петра Первого, на одной из гулянок в Немецкой слободе в пивной то ли немца, но, скорее всего еврея Ивана Монса, взбрела в голову мысль «в Европу прорубить окно». Для этого нужны были грамотные люди, а подданные его дворяне не очень-то торопились учиться. Тогда Пётр решил доказать нерадивым, что даже из отсталого африканского негра можно, перешагнув через сотни лет европейского развития, сделать образованного человека. Сказано – сделано, и Пётр велел своему послу в Турции купить на невольническом рынке несколько чёрных мальчиков и позаботься об их хорошем родовом прошлом. На рабов, как и на породистых собак, существовали родословные.
За выполнение столь необычного дела взялся купец Савва Рагузинский. Современные русские историки величают его Савва Лукич Владиславич из древней княжеской сербской фамилии. Однако Савва выбрал себе имя Рагузинский из рода Рагужей – так называли евреев бежавших от турков в начале 18 века из Рагузы. Сегодня имя этому городу Дубровник. Если бы он действительно был из старейшего сербского княжеского рода, то зачем ему понадобилось называть себя неродовым городским именем? К тому же, его родного племянника звали Ефим – имя явно еврейского происхождения.
В жизни всё было прозаичней. Савва Лукич знал, что Пётр Первый любит чёрных мальчиков и решил преподнести ему подарок. Приглашённый Петром из Голландии первый российский гравёр Шхонобек изобразил в 1705 году «Петра Первого с арапчонком». Царь на гравюре выглядит лихо, а лицо мальчика получилось грустным.
Абрама Ганнибала и ещё двух невольников привезли в Москву 13 ноября 1704 года. «Он был родом африканский арап из Абиссинии, сын одного из тамошних могущественных и богатых князей, возводившего своё происхождение по прямой линии к роду славного Ганнибала, грозы Рима. Его отец был вассалом турецкого султана, то есть Оттоманской империи, вследствие гнёта и налогов он восстал с другими абиссинскими князьями, своими соотечественниками и союзниками, против султана, своего властелина, за этим последовали разные небольшие, но кровопролитные войны. Но, в конце концов, победила сила, и этот Ганнибал, младший сын владетельного князя, на восьмом году жизни с другими знатными юношами-рабами был отправлен в Константинополь в качестве заложника», где был определён в сераль для воспитания среди пашей турецкого султана.*
Начало царствующей династии Абиссинии связано с библейским повествованием о любовном романе абиссинской царицы Савской (царица Шева) и еврейского царя Соломона (царь Шломо). Царица Савская родила от царя Соломона сына, который получил еврейское воспитание во дворе израильского царя и был помазан в иерусалимском храме царём Абиссинии (Эфиопии). Какая часть населения Абиссинии тех времён приняла иудаизм, как основу своего существования, неизвестно, но те, кто приняли, назвались фалашами. Со временем к ним присоединились евреи Египта и Иемена. С распространением христианства, мусульманства фалаши или, как они себя называют, люди дома Якова частично были деформированы подобно европейским евреям, но не ассимилированы полностью.
К концу 19 века в уменьшённой по сравнению с 16 веком Абиссинии проживало 120000 фалашей. К началу 21 века переселились в Израиль более 85000 выходцев из Эфиопии. В 1975 году Главный раввин ашкеназим Израиля Шломо Горен признал, что фалаши Эфиопии евреи согласно религии и закона, что они наши братья кровь от крови, тело от тела.
Могила Ганнибала не сохранилась, но на предполагаемом месте рядом с Суйдинской церковью в 1971 году установлена гранитная плита с надписью: Ганнибал Абрам Петрович, Генерал Русской армии, Прадед А. С. Пушкина. 1697 – 1781.*
Мёртвые не могут оспаривать надписи на своих могилах. Однако Ганнибал наговорил перед смертью автобиографию своему зятю Роткирху Адаму Карповичу, тот не поленился увековечить её для потомков на немецком языке.
Абрам Ганнибал «умер 14 мая 1781 года на 93 году своего возраста и был погребён в церкви своего главного имения Суйда Софийского уезда, в 58 верстах от С.Петербурга, и положен рядом со своей блаженной памяти супругой. Ещё восемь дней до своей кончины при уже сильном упадке сил находился он в столь ясном сознании, что припоминал со всей точностью события многих лет и мог их рассказать».** Его правнук Александр Сергеевич после скрупулёзных вычислений подтверждает смерть своего прадеда Абрама Ганнибала в «1781 году на 93 году своей жизни».*** Исследователь биографии Ганнибала Д. Д. Благой обратил внимание, что в дворцовых книгах опубликованы расходные записи, в которых фигурирует очень рано запись о выдаче сукна малинового на мундир Аврааму-арапу; в связи с этим он склонен считать его родившемся гораздо раньше, чем считалось. Итак, не в 1697 году родился Абрам Ганнибал, а в 1689. В Россию его привезли в конце 1704 года шестнадцатилетним юношей. Абрам Ганнибал математику знал хорошо, не мог он ошибиться, да и записывающий его зять тоже был грамотным человеком. Какой смысл было старому человеку Абраму Ганнибалу прибавлять себе возраст на смертном одре. Остаётся сделать единственный вывод, что произошла целенаправленная приписка или описка во время перевода. Отсюда два варианта. Первый – Абрама увезли из отчего дома в 12-14 лет. Второй – его увези в 8 лет, и он жил в серале 8 лет. За эти годы он смог бы выучить турецкий язык, но, живя в России, Абрам Ганнибал не проявил свои знания в этом языке. Это означает, что жил он в серале короткое время. Абрам был куплен Рагузинским в подарок царю для утех. Чем моложе, тем ценнее подарок, маленький рост только способствовали обману.
Наталья Телетова впервые подошла к провозглашению Абрама Ганнибала иудеем-фалашем из Абиссинии, но испугалась и в занимательном географическом повествовании увела читателя на озеро Чад. «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства, родился во владении отца моего, городе Лагоне, который и кроме того имел под собой ещё два города», - писал в 1742 году Абрам Ганнибал императрице Елизавете, дочери Петра Первого. Посочувствовав Набокову, потратившего много времени и сил на поиски Лагона, Телетова, ссылаясь на путешественника парижанина Д. Гнамманку, обнаружила существование двух городов Лагона «по обе стороны реки того же названия».* Река Лагона впадает в реку Шари, а та в свою очередь, в озеро Чад. Ещё один путешественник, англичанин Денхен, в 1824 году посетил Логон и записал в дневнике: «Логгун более здоровая и плодородная область, чем другие, орошаемые Шари». «Я же склонен думать, - писал Пушкинист Илья Фейнберг, - что в рассказах Ганнибала могли быть просто преувеличения. Но едва ли имеются основания подвергать сомнению его происхождение из Эфиопии, из Абиссинии. Сами эфиопы постоянно этим гордятся».*
Рагузинский прислал в С.Петербург трёх мальчиков, но только об одном позаботилась история и не случайно. Известно, что Абрам спал в соседней с Петром комнате, иногда и в его, и записывал среди ночи царские сны или другие важные мысли. Само собой напрашивается вопрос: на каком языке Абрам говорил с Петром и на каком языке записывал, чтобы утром царь мог понять? На современной карте средняя часть и верховья реки Логоне проходят по границе с Камеруном, в прошлом колонии Франции. Дети «владетельного князя» получали княжеское воспитание и французский язык на границе с французской колонией имел преобладающее влияние в округе. Угнанный в рабство в возрасте 12-14 лет, Абрам Ганнибал должен был знать этот язык. Пётр Первый также владел французским языком. Они могли общаться, и поэтому, в дополнении ко всем остальным качествам мальчика, Пётр Первый сделал его пажом.
В Константинополе Абрама переименовали в Ибрагима, с этим именем привёз его Рагузинский. Пётр Первый лично окрестил Ибрагима, дав ему своё имя Пётр Петрович Петров. Александр Сергеевич, правнук Абрама, утверждает, что крещение состоялось в 1707 году в г. Вильнюсе (Вильне) в Пятницкой православной церкви. Однако событие это увековечено в 1865 году на мраморной доске у входа в церковь другой датой: «В сей церкви император Пётр Великий в 1705 году слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла Двенадцатого подарил ей знамя отнятое в той победе у Шведов и крестил в ней африканца Ганнибала, деда знаменитого поэта нашего А. С. Пушкина».
Каждый исследователь знает, что в эксперименте всегда существует Бог, а пути господни неисповедимы. Несмотря на сложнейшие внезапные повороты в жизни, юноша не потерял своего лица и просил Петра Первого со слезами на глазах называть себя не Ибрагимом, именем из турецкого сераля, и не Петром, как его записала церковь, а Абрамом, и фамилию свою не позабыл, и любил вспоминать о детстве в богатом абиссинском доме, сравнивая свою судьбу с судьбой Иосифа, проданного в Египет сына Якова.
То, что Абрама Ганнибала крестили, доказывает, что родился он не христианином; отказ от мусульманского имени Ибрагим означает, что он не признавал себя мусульманином, а у язычников не принято называть детей библейскими именами, следовательно, он не был и язычником. Остаётся сделать единственный вывод: Абрам Ганнибал родился абиссинским евреем, был обрезан на седьмой день, как и положено, по обряду, и остался верен своему происхождению. Пётр Первый это знал, но Абрам был его любимцем, и царь уступил.
Впервые Ганнибал женился в 43 года на дочери греческого морского капитана Евдокии Диопер. Женщина не любила Абрама. Через восемь месяцев Евдокия родила белокурую девочку. Ганнибал обвинил жену в неверности; бракоразводный процесс тянулся до 1753 года.
Со второй женой, звали её Хрестина-Регина, Абрам Ганнибал познакомился в 1731 в городе Пернове. Город был известен не только как отвоёванный у Шведов западный форпост России, но и многочисленным еврейским населением. Часть из них присоединилась к Лютеранской церкви.
Немецкий реформатор Лютер в начале своей деятельности признавал, что древнееврейский язык один из лучших, что Библия является основой религии, а не Христос, как посланец Бога. Под такими лозунгами евреям было легче перейти в лютеранство и, это очень важно, сохранить недвижимую собственность на землю.
Отец Христины-Регины Матвей фон Шеберг служил в крепости капитаном. Шведское дворянство её семья получила в 1668 году после заключения Анросовского мира. Деда её звали Матиасом-Ото. Первая часть имени библейского происхождения, от Мататиа – имя музыканта, участвующего в перенесении Ковчега Завета в Сион. Отца Христины в честь деда назвали Матвеем. Фамилию Шеберг пишут по-шведски с двумя точкам над «О», Sjoberg, что обязывает произносить фамилию гортанно Шойберг или Шайберг. Шай на иврите - подарок, а Берг на немецком гора, всё вместе – подарок горы или дар горы. Мать Христины до замужества носила фамилию Альбедиль по имени испанского города Альбельда. Среди предков и родственников Христины встречаются фамилии: Ребиндер – от слова ребе, раввин, Розен – в переводе с иврита означает вельможа, граф. С прошлым Христину связывает её второе имя Регина – на иврите роптать, возмущаться.
У Абрама Ганнибала с Христиной родилось 11 детей: Иван Абрамович (1735-1805), Елизавета Абрамовна (1737-1815), Анна Абрамовна (1741-1810), Пётр Абрамович (1742-1826), Иосиф Абрамович (1744-1806) – дед Александра Сергеевича Пушкина, Агриппина Абрамовна (1746-1746), Исаак Абрамович (1747-1808), Екатерина Абрамовна (1750-1751), Яков Абрамович (1752-1762), София Абрамовна (1759-1802). Не имеет значение в какие церковные книги были вписаны Абрам Ганнибал и Христина-Регина, главное, что при первой же возможности оба возобновили связь с еврейским прошлым в именах детей.
Выйти из глубокого духовного подполья Абрам Ганнибал позволил себе только при дочери Петра Первого императрице Елизавете Петровне (правление: 1741-1762) Их великий правнук шестиконечной звездой на своей могиле не только приблизил себя к предкам, но и подтвердил глубокое уважение и верность их идеалам.

Где-то к часу вернулся из Петровского и сразу же к Пушкину. У лестницы, ведущей в церковь, группа экскурсантов слушала историю Святогорского монастыря. Таков порядок. Прежде чем навестить могилу поэта экскурсантов пропускают через церковь. Церковь и могила Пушкина сегодня неотделимы. Большого неуважения к памяти великого русского поэта невозможно себе представить. Я положил камешек и поспешил в Научный центр.
Пользоваться библиотекой мне разрешили. Приём был профессиональным и корректным, хочется выразить сердечную благодарность руководству музея и людям.
Меня интересовала досоветская информация о посещении могилы Пушкина россиянами, их отзывы, в частности, о шестиконечной звезде, упоминание о других захоронениях на холме.
1902 г., из путевых заметок Г. Я. Осиповича.
«На обелиске с лицевой стороны, обращённой к алтарю выпуклый крест и лавровый венок под ним».*
1856 г., Розберг М. П. Могила Пушкина.**
«Место его успокоения находится против главного алтаря и украшено, впрочем, очень скромным памятником из бело-сероватого мрамора, представляющим обелиск сажень вышины над небольшой аркой, завершённый бронзовым вызолоченным крестом».
!848 г, Путевые заметки Мицкевича. ***
«Подъём по лестнице к церкви крут и высок: он идёт всё время под навесом и, так сказать, направляет идущего прямо в церковь. Отслушав молебен, Великий князь посетил Могилу Пушкина, находящуюся снаружи церкви со стороны алтаря, подле самой кручи монастырского холма. «Над могилой А.С. Пушкина, близ церковного алтаря, возвышается простой изящный саркофаг из белого мрамора, осенённый золоченным крестом. Надпись указывает время рождения и кончины поэта».
1899 г., «Пушкинский Угол», В. П. Острогорский. «Прежде над ней был только чёрный простой крест с лаконичной надписью «Пушкин» весь заросший травой и покосившийся. Теперешний памятник небольшой, простенький белый обелиск, выветрившийся и тоже покосившийся от времени, с кирпичным, порастающим травой, подножием, окружённый простой железной решёткой, с надписью Александр Сергеевич Пушкин. Род. 26 мая 1799 г., скончался 29 января 1837 г. Когда поставлен он неизвестно, но уже стоял в 1859 году. Ничья заботливая рука, как видно, не прикасается к памятнику. Обелиск порастает травой, грязен и испещрён надписями посетителей, которые даже отметили на памятнике свои имена. Впрочем, часть надписей на днях смыта по просьбе художника Максимова. Несколько дней назад посетили также могилу: академик Леонид Николаевич Майков и попечитель харьковского учебного округа Ив. Ив. Хрущов с надписью: «От Леонида Майкова и Ивана Хрущёва». Рядом с могилой поэта, слева, ветхая плита с почти стёршеюся надписью могилой деда Пушкина, Осипа Абрамовича Ганнибала. Ни матери, ни отца могил не сохранилось. Рядом с Ганнибалом маленький новый каменный крестик с надписью: Нюня – умерла 8 июля 1889 г., а за «Нюней», у самого уже обрыва, древняя, совсем покосившаяся плита над бабушкой Пушкина, Марией Алексеевной».*
Итак, ни один из посетивших не оставил упоминание о 21-ой шестиконечных звёздах на могиле Александра Сергеевича Пушкина; все, как один, описывают неухоженность могилы, крест и цвет мрамора
В библиотеке меня терпели часов до семи, хотя рабочий день кончается в пять. Монастырские вороты были открыты, и я снова взошёл на могилу Пушкина. Постояв немного, оглядевшись, посмотрев в висящую надо мной камеру, я осторожно ступил ногой между могилами Иосифа и его жены Марии и рукой начал ощупывать проступающие буквы: «Здесь погребено Тело Иосифа Абрамовича Ганибала Родившегося…
Далее мне не было дано. Появился человек, не говоря ни слова, пристально посмотрел на меня. Я отошёл в сторону. Поступок с моей стороны неосторожный, но хотелось узнать подлинность. В причёсанную истину не верил. Правописание Ганнибала с одним «н» убедило меня, что плита настоящая, но расположение плит не соответствует рисункам прошлых лет. На рисунке Г. В. Розена,* посетившего могилу в 1902 году, Мария Алексеевна и Иосиф Абрамович лежат головами в противоположную сторону (валетом) и не в один ряд, смещённые. О том, что это родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных можно узнать, только прочитав надпись черными буквами на современной мраморной доске: «Здесь, на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных, покоятся…» Кроме таблички никто и ничто не подтверждает принадлежность этого места к родовому кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. Обычно в таких неудобных местах на задворках церкви без надписи «раб божий» хоронят неверующих во Христа, или, как их называют, безбожников.

В 1833 году Пушкин выехал в Оренбургскую губернию для сбора материала о Пугачёве. «Он суеверным старикам, а особенно старухам, не понравился и произвёл на них неприятное впечатление тем, что, вошедши в комнату, не снял шляпы и не перекрестился на иконы и имел большие ногти; за то его прозвали «антихристом»; даже некоторые не хотели принимать от него деньги (которые были светленькие и новенькие), называя их антихристовыми и думая, что они фальшивые».*

С левой стороны от могил есть скамеечка. На ней и сидел я до темноты. Я знал, что завтра покину Пушкиногорье и вряд ли приеду сюда ещё раз. Не потому, что природа мне не нравится, и не потому, что кто-то причинил мне лично зло. Появились ассоциации, чувство неудобности, как будто бы что-то давит, раздваивает.
Секретные объекты обычно строят на лоне природы в отдалённых местах от людей. Мне приходилось на них бывать в мою российскую бытность по долгу работы. О возможной опасности предупреждают инструкции, но всегда не верится, что она может существовать среди первобытной красоты. Телом я ничего не чувствовал, вот только счётчик Гейгера в боковом кармане возле сердца, внезапно предупреждал громким стуком. Вот и сегодня, не счётчик, а само сердце чувствует, как неслышно работает машина смещения человеческих душ.
Александра Сергеевича Пушкина продолжают наказывать колокольным церковным звоном и крестом, которые он не воспринимал, местом захоронения, которое не завещал.