Направление на север, северо - запад

Таня Асулин
"Какая же все-таки наглость-
без спросу украсть ребенка!"

Современный российский сериал
------------------------------------------------------
Сколько раз она давала себе слово выключать мобильник на ночь! Ведь проще простого запомнить - поставить время будильника и сразу отключить. Но кто ей может звонить в полдвенадцатого ночи, если все знакомые в курсе, что Эвелина ложится в десять. Сбросить этот нежданный звонок она не решилась. "Ладно, раз уж проснулась, надо ответить. Заодно и выключу потом."
-Добрый вечер, это Эвa? - вопросил энергичный голос на иврите.
-Да, я слушаю.
-Эва, это говорит Хана... Хана, сестра Иосефа. Когда-то я бывала у вас в доме, Лизе тогда был год.
-Лизе скоро будет девять, - пробурчала Эвелина, с трудом припоминая симпатичную девушку, подарившую дочке обожаемого до сих пор плюшевого песика.
-Как бежит время... Мне нужно с тобой встретиться и поговорить. Очень важное дело, касается твоей дочери. Я не могу о нем сообщить по телефону.
-Я работаю в Тель-Авиве до пяти... в половине шестого у входа в Дизенгоф-центр подойдет?
-Хорошо. До встречи. Пожалуйста, не забудь, это срочный разговор.

"Да уж, как говорится, спишь и во сне не выспишь. Что ей от меня надо? И при чем здесь Лиза? Кажется, никаких проблем той семье я не создавала. Отцовство подтвердить не требовала, на алименты не подавала. Жили мы с Лизаветой все эти годы сами по себе, никого не трогали, росли потихоньку..."

И она начала вспоминать. В тот год восьмого марта Иосиф привел в гости свою сестру, посмотреть на четырехмесячную дочку. Оба они страшно смущались, молча сидели на обшарпанном хозяйском диване в Эвиной съемной квартире. Маленькая Лиза, ни на кого не обращая внимания, верещала ультразвуком, не желая запаковываться в спальный мешок.
Позже Хана приезжала несколько раз одна, рассказывала о своей упертой семье и окончательно развеяла слабые надежды Эвы на совместную жизнь с Лизиным отцом.

"Эва, ты представляешь себе, что такое еврейская религиозная семья из Грузии? Это люди, помешанные на условностях, на том, что скажут или подумают соседи, живущие, как в деревне прошлого века. В невесты Иосифу они хотят только дочь раввина из известной в общине семьи. Младшему, конечно, тоже. Раввинов не напасешься! Отец отмазал Иоську от армии с таким диагнозом, что закрыл ему дорогу и на учебу, и на работу. Трудиться он сможет поэтому только в нашем семейном магазине, как и сейчас, нарезая колбасу. Зарплату, конечно, не получает - все в домашней кассе. То же самое сделано и с младшим братом - за отказ идти служить он сидит в армейской тюрьме. Отец и ему диагноз приготовил, такой, что даже права будет трудно получить.
Оба сына теперь под сапогом, и никуда из клана не денутся.
Ты знаешь, каких нервов и слез стоило мне закончить колледж? А уйти на съемную квартиру? Сколько скандалов я вынесла, сколько раз мне устраивались сцены с обмороками и вызовами амбуланса матери?
Теперь они хотят меня быстро выпихнуть замуж. Мне 23 года, по их понятиям - переспелка, готовая выскочить за любого хозяина штанов.
А как у нас знакомят, ты видела? Показывают дома видеокассету с чьей-то свадьбы. Останавливают кадр, и, тыкая пальцем в одного из гостей, говорят, что это мальчик из хорошей, уважаемой семьи, у них свое место в синагоге. На следующий день меня тащат на встречу, причем идет вся семья... Да что говорить... Я сбежала из этого дурдома. Купила себе независимость, возвращая им ежемесячно деньги, потраченные на обучение. Возмущаются, но берут. Так вот, Иосеф никогда на такое не решится. Он до полусмерти боится отца."

Тогда Эвелина поняла, что легко отделалась. Дочка при ней и здорова, денег, конечно, впритык, но на еду и аренду маленькой квартиры хватает. Еще и курсы по специальности наклюнулись, и своя собственная мама готова посидеть с ребенком. Чего еще желать?

В очередной приезд Хана подарила Лизе забавного песика, который надевался на руку и шевелил лапками. Щенок был назван Буки и поселился в детской кроватке. Засыпать без него девочка решительно отказывалась. Иногда среди ночи из Лизиного угла доносился хриплый лай. Это приборчик, зашитый в собачьем животе, оживал от случайного нажатия и выдавал порцию звуков. От этого лая подпрыгивала даже Эвина мама, спавшая в салоне, а сама Эва надеялась, что батарейка скоро кончится...

Последний раз Хана приезжала, когда Лизе исполнился год. Малышка уже переступала вокруг овального журнального столика, крепко держась за края. В центре стола на подушке важно сидел Буки.
-Эва, так приятно, что мой подарок пришелся Лизе по душе. Хоть что-нибудь от нашей семьи, кроме попреков и злости. Не хотела тебя расстраивать, но, когда Иосиф рассказал дома, что у него родилась дочка, мать билась в истерике и кричала, что сама отвела бы тебя на аборт, если бы раньше узнала.
Эти люди считают себя богобоязненными, а свои поступки - единственно правильными. Не буду их судить, все же - моя семья.
-Бог им судья, Хана. Держись, ты сильная, я уверена, что ты выстоишь и не сломаешься. Спасибо тебе. У Лизы теперь есть дружок. Посмотри, как она его нежно гладит!
С тех пор прошло 8 лет. Мама Эвы получила маленькую социальную квартирку, а Эва с Лизой перебрались поближе к хорошей школе. Лиза уже закончила второй класс, а Эвелина работала компьютерным графиком, когда раздался ночной звонок, вызвавший поток воспоминаний...

Назавтра в половине шестого Эвелина топталась у главного входа в Дизенгоф-центр.
-Интересно, о чем будет разговор, - думала она, поглядывая на часы.
-Привет, ты совсем не изменилась, - около Эвы стояла повзрослевшая элегантная Хана в льняном костюме. На светлой ткани эффектно выделялся водопад черных кудряшек.
Они поднялись в тихую кондитeрскую на верхнем этаже и сели за столик у окна.
-У меня неприятные новости, - Хана сразу же приступила к делу, говоря заранее обдуманными фразами. - Они хотят забрать у тебя дочь!
-Но Лиза записана только в моем паспорте, причем имя Иосефа нигде не фигурирует, - Эва слышала, как со стороны, чужой деревянный голос.
Показалось, вдруг, что в здании отключили все кондиционеры, и духота вползла с раскаленной улицы липкой змеей. Под легкой рубашкой она почувствовала взмокшую спину.

-Я расскажу все по порядку. Несколько лет назад сосватали Иосефу невесту из религиозной семьи. Обыкновенная усатая Риночка, ничего особенного, - Хана ядовито усмехнулась. -Еще через год женили младшего, Давида. И ни у того, ни у другого до сих пор нет детей. Сделали все проверки - здоровы молодые...А невестки не беременеют. Отец пошел к раввину, тот говорит, что старые грехи надо закрыть. Тут они про Лизу и вспомнили. А мать сдуру еще и к гадалке поперлась. Ну и получила по полной программе - что "сироту" надо взять в дом, и тогда невестки понесут... Бред, конечно, но ты не знаешь мою мать. Ей можно внушить, что угодно, лишь бы это исходило от "уважаемых" людей. Соседи посоветовали гадалку, значит, все ее слова - правда...
Короче, они свихнулись на этой идее. Хотят навестить тебя, извиниться за прошлое, пригласить приехать в гости на выходные. Потом попросят привезти Лизу на каникулы. Потом они заявят в социальную службу, что ребeнок должен воспитываться в религиозной среде, а не у матери-одиночки... Такие случаи бывали!

Эвелина слушала, машинально раскачиваясь на стуле. Мысли в голове жужжали, свиваясь в кольцо, надо было ухватить обрывок и начать разматывать этот страшный клубок. "...отберут Лизу...суд...адвоката хорошего...деньги срочно снять...с Жанной посоветоваться...Лизу - сразу к бабушке...адрес у меня другой...нового паспорта он не видел...паспорт...паспорт...загранпаспорт...продлевала зимой...ЗАГРАНПАСПОРТ!"

-Эва, ты слушаешь? Я понимаю, ты в шоке...Надо что-то придумать. Я и сейчас живу отдельно, но рядом с семейкой и бываю у них через день. Сообщу тебе, когда они решат приехать, а ты отправь Лизу к знакомым. Не надо, чтобы они ее видели... Ты живешь там же?
-Нет, мы переехали...пусть приедут по старому адресу, там соседи объяснят, где мы живем сейчас. Так удобнее.
-Ну, тебе виднее... Держись, Эва! Буду информировать тебя при любой возможности. Если что, у меня есть знакомый адвокат, специализируется по семейному праву. Пока!

"Хорошо, что автобус по дороге домой стоит в пробках. Есть возможность все обдумать. Надеюсь, адвокат не понадобится. У меня есть идея...рассчитаная на тупость бюрократической системы, пусть даже и оснащенной компьютерами. Но надо действовать быстро."
Дома Эвелина первым делом открыла воду в ванной и набрала номер своей мамы. "Направление на север" - всплыла в голове фраза из читанного вместе с Лизой пиратского романа.

-Алло, мама! Привет, как Лиза? Ходили в бассейн? Очень хорошо... Мама, у меня прорвало трубу, слышишь, как хлещет? Конечно, вызвала, но, пока они доедут, пока воду перекроют...в салоне уже ковер плавает... Пусть Лиза побудет у тебя несколько дней? Чистую одежду я завтра завезу, книжки - игрушки у тебя есть. Ну, спасибо, с Лизой я поболтаю вечером. Пока.

-Жанна, приветик! Как твои мальчишки? Все здоровы? Ну, вот и славно. У меня намечается отпуск за свой счет - шеф сидит без заказов. Интифада, туристов нет совсем, не до гостиничного дизайна сейчас. У тебя угловая комната свободна? Примешь гостей на недельку? Спасибо. В Белфасте, как всегда, дождь? Я так и знала. Твой Фил по-прежнему любит израильские маслины? Отлично, привезу. Я тебе еще перезвоню, когда определюсь с датой...

Эвелина перевела дух. "Так, за квартиру заплачено за три месяца вперед. Деньги из банка можно взять в четверг. Как удачно я тогда поленилась и не закрыла всю сумму на два года...в очереди сидеть не хотелось...Собирала Лизе на университет, а вышло...дан приказ ему на запад..."

Хана позвонила через день.
-Эва, крепись. Мать собирается приехать к тебе в пятницу с утра и уговорить поехать к ним на уикенд. Море, пляж, синагога - традиционный набор. Не соглашайся! Да, я говорила с адвокатом. Он сказал, что тебе, вероятно, выезд из страны закроют, но сделать это может только отец ребенка. Определить отцовство генетически - процедура дорогая, но родичи намерены ее провести. Тяни время, без твоего согласия к Лизе никто подойти не сможет. И никуда ее одну не отпускай!
-Моя жизнь превращается в плохой детектив, - подумала Эва, влезая в Интернет.

 До пятницы она переделала кучу дел. Нашла на сайте Исратурс горящие билеты в Белфаст (там отменили пивной фестиваль). Договорилась с шефом об отпуске с "открытой датой" - тот был только рад, работы и вправду совсем не было. Взяла из банка все "образовательные" деньги, перевела их в фунты. Дома убрала Лизины игрушки, одежки и фотографии. К утру выходного дня Эва была готова к нападению.

В дверь постучали в одиннадцать.
-Доброе утро! Можно увидеть Эву Кмас... Кумар...Комисcарчук?
Смуглая женщина, стоявшая на пороге, не была похожа на мегеру из Ханиных рассказов. Обычная заезженная восточная тетка, постаревшая в тридцать лет и с тех пор носящая только черное. В студенческой поездке по Военно-Грузинской дороге Эва таких встречала в каждом селении...

-Ой, какая сладкая девочка, - запричитала гостья, глядя на фотографию в рамке. - И как на Иосифа похожа, прямо одно лицо!
-Конечно, похожа, - ехидно подумала Эва, - я самую восточную девчушку выбрала из Интернета, расстаралась для несостоявшейся (слава богу!) свекрови.
-А где же Лизочка, - поинтересовалась горянка, закончив цепко оглядывать книжные шкафы и сервант, набитый учебниками вместо хрусталя.
-Лиза с моей мамой уехали на неделю в Эйлат, - соврала Эвелина, отчаянно надеясь, что чертов мобильник не начнет звонить прямо сейчас. - А завтра и я присоединюсь к ним.

-А мы хотели пригласить вас с дочкой к нам в гости. Все же родня. У Иосефа вот деток нет пока, Лиза - наша старшая внучка и наследница. Кстати, надо бы вписать ее в паспорт отца.
-У Лизы нет отца. Можете считать, что ее мне морским ветром надуло.
-Ну, зачем ты так? Ты на нас не обижайся. Мы - люди верующие, у нас свои устои. За жениха, у которого ребенок на стороне, не всякая пойдет. А семья наша уважаемая, нам абы какая невестка не нужна...- гостья осеклась.
-Ну, вот и чудно, - отозвалась Эва, цепенея от ненависти. - Абы какая шикса с русской фамилией и ребенком к вам в семью и не лезет. Поэтому оставьте нас в покое! И вообще, извините, сегодня пятница, короткий день, мне многое надо успеть.
Эвелина встала и подошла к двери, демонстративно открыв задвижку.
-Я не прощаюсь, мы еще увидимся. С социальным работником ты по другому заговоришь, - прошипела посетительница, спускаясь по лестнице.

"А ведь я даже не знаю, как ее зовут...Ну и ладно. Главное, они не знают, как теперь зовут меня!" И Эва полезла на антресоли за чемоданом.
Укладывая свои и Лизины курточки, она вспоминала свою первую израильскую работу. Тамошняя секретарша ужасно коверкала ее имя, каждый раз пытаясь написать его другими буквами. А уж фамилию "Комиссарчук", звучавшую анекдотически, и произнести с первого раза никто не мог.
Помучившись с полгода, Эва послушала доброго совета и сменила имя с фамилией. Теперь она была Лина Тарлинская. Имя "Лина" было коротким, писалось на иврите в единственно возможном варианте, а фамилию она взяла бабушкину.

Знакомые, как и прежде, звали ее то Эвой, то Линой, но в загранпаспорте, полученном 7 лет назад, был записаны новые "выходные данные". Тогда же Эва заказала отдельный загранпаспорт для Лизы. С фотографии в нем глядела лохматая большеглазая мордашка, а подпись гласила, что хозяйку зовут Элизабет Тарлинская.
"Несколько опереточно" - думала Эва тогда, не представляя, как все эти невинные ухищрения пригодятся потом.

Ее размышления прервал "Турецкий марш" на мобильнике.
-Шалом, это Лина? Ваши билеты до Белфаста готовы. Можно их забрать сегодня, или в воскресенье, за три часа до вылета. Стойка Исратурс в новом терминале. Счастливого пути!
-Гениальное изобретение - кредитная карточка, - устало подумала Эвелина и положила Буки в Лизин рюкзачок.

Жарким воскресным утром Эва и подпрыгивающая от нетерпения Лиза ждали начала регистрации в громадном зале аэропорта Бен-Гурион. Эвелина нервно оглядывалась, а Лиза радостно каталась на багажной тележке, отталкиваясь от гладкого пола новенькими кроссовками.

"Наверное, я успокоюсь, только сев в самолет. Но нас никто еще не ищет, они думают, что мы в Эйлате. Да и искать они будут Эву Комиссарчук. А ее нет. Исчезла, аннигилировала. Растворилась во влажной духоте Тель-Авивского побережья. Семь лет прошло с момента смены имени, после этого старые данные автоматически удаляются из компьютера.
...Надеюсь, Жанна смогла заказать билеты до Ванкувера...Брат живет там уже 15 лет. За все эти годы я не обременяла его просьбами. Пришло время попросить о помощи.
Нотариально заверенный рассказ Ханы у меня с собой. Письмо на английском от шефа, подтверждающее стаж работы - тоже. Как хорошо, что в Канаду не нужна виза!"

В самолете Лиза плюхнулась в кресло у окна и сняла рюкзачок.
-Мама, как здорово, что ты не забыла взять Буки! А, кстати, куда мы летим?
-Направление на север, северо - запад, - бодро ответила Лина и благодарно пожала Букину лапку...