Что лучше?

Дуняшка
 Психологическая статья с опорой на роман «Русские души»
 

 Что лучше – знает Бог, что лучше – опыт скажет,
 Не нам, не нам решить загадочный вопрос!
 
 Ростопчина
 
 Вопрос этот пронизывает весь роман, хотя прямо ставиться лишь в эпизоде «Счастливый человек» («Царское Село»). Что лучше: быть счастливым в рамках общества, в котором существуешь, невольно повинуясь законам этого общества, не ища себе страданий в предметах, возвышающихся над обывательскими представлениями о благополучии, «которое часто приравнивается к счастию» (опять же, в рамках этого общества), или, имея стремление к высокому, стремиться, наслаждаться, но, неизбежно сталкиваясь с действительностию и с теми, кто представляет ее, (они – назовем их людьми I типа, - разделяются, в свою очередь, еще на две группы, об этом позже) – ввергаться в страдания. «Высоки ваши наслаждения, зато как остры, как разнообразны ваши страдания!» - говорил о таких людях герой повести А.А. Бестужева-Марлинского «Фрегат «Надежда», которого можно отнести к т.н. «сочувствующим», 2-ой группе
 I типа. Выходит, что высоким наслаждениям неизменно сопутствуют пусть высокие, но страдания, нередко доводящие человека до состояния, которое никак нельзя назвать высоким (ссылаюсь на тот же «Фрегат «Надежду»), а тем, кто высоко не стремиться, страдать почти не приходится, за редкими исключениями, и то страдания их не будут столь «острыми» и «разнообразными». Так что же лучше?.. Так сразу ответить нельзя. Для начала следует рассмотреть, как разделяются т.н. люди первого типа.
 Во-первых – это те, что мы будем называть «враждебными». Они, порождения, своей среды, «существующего общества», живущие его законами, его интересами, абсолютно не приемлют никаких устремлений, выходящих за его пределы. К тем же, кто имеет эти устремления, они относятся, в лучшем случае, с насмешкой. Самое ужасное – это брачные союзы между такими разными людьми (что мы наблюдаем на примере Павла Муранова и Евдокии). Дружеские отношения также не могут быть искренними и доверительными, полное понимание здесь невозможно. «Враждебность» неизбежно проявляется, чаще всего – в насмешках ( как пример – «друг» Одоевского – Соболевский).
 Во-вторых – «сочувствующие», те, кому не дано понять этих устремлений, но которые с пониманием относятся к тем, кто их имеет (чаще всего это люди по существу добрые, терпимые к чему бы то ни было. Как пример – Михаил, Прасковья). Они могут быть преданнейшими друзьями, но не наперсниками. Наперсниками могут быть только принадлежащие к одному типу, это соприкосновение душ, близкое к любви. Тем более, если говорить о любви – истинные чувства могут возникнуть также только при таких обстоятельствах.