Чувство Времени - часть 1

Феана
Иллюстрация - Игорь Титченко

Фрагмент из книги «ХРОНОС»

Вопрос: Почему людям обычно не хватает времени?

Ответ: Нет развитого чувства времени, под которым понимается движение одухотворённых мыслей, направленных к главной цели.





Часть 1


Ежедневный ритм жизни обычно проходит в привычной последовательности событий. Все наши привычки порождает время. И само время воспринимается привычно, ведь оно есть всегда. Привычный ритм нарушается, когда случается нечто необычное, ломающее старые привычки и порождающее нечто новое. Как Шекспир говорил в своих вечных сонетах: «Случайностей предвидя миллион, вторгающихся в каждое мгновенье, ломающих незыблемый закон, сметающих и клятвы и стремленья…» Давайте представим, что Бог или вдохновение открыли вам нечто прекрасное! Замечательно, что такое иногда случается… И вот, вы просто не в силах молчать об этом… Эврика!


Но когда вам нечто совершенно ясно и хочется эту ясность передать другим, то им, всем другим, обычно некогда… :) Для каждого свои приоритеты, своя ясность… А проще говоря, у каждого свои заботы или своя «суета сует». Нельзя же отнимать время у занятого человека на всякие глупые восторги или новое знание, которое может, в конце-то концов, тоже устареть, как и всё остальное. Тем не менее, все друг у друга только и делают, что... беззаботно отнимают самое драгоценное - время. Причем время жизни!



А мудрый Сенека писал так:
«(1) Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи Время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило.

Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на те дела, что нужно.

(2) Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу.
Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего.
Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.

(3) Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает…»*
 
Вот и я отнимаю... но для вашей же пользы, надеюсь.
Следует сказать, что, читая и вникая в первоисточники, я хорошо усвоила
"теорему Восприятия":


Теорема:
 
Даже если вам удастся ненадолго привлечь внимание постороннего человека вашей "эврикой", удержать его совершенно невозможно, если только человек сам внутренне не готов к восприятию вашего открытия. А для резонанса нужно особое время, точнее сказать, развитое чувство времени.


Точно так же и вера человека во что-либо или кого-либо, обычно легко завоевывается, но трудно удерживается по единственной причине - человек имеет индивидуальные "настройки", привычные приоритеты, а перенаправить течение мыслей человека можно только убедив его в «личной полезности» вашей информации (знания) или веры (осознания), или знания прекрасного нечто (творчества). В слабых же умах любая призывная (крикливая, амбициозная...), особенно повторяющаяся информация (реклама) легче прививается, этим пользуются все, кто стремится извлекать благодаря такому обстоятельству выгоду, потому-то в массовом сознании так много растёт сорняков… умышленно насаждаемых, плодоносящих своим подобием. В сильных умах, в сознании целеустремлённых людей идёт постоянный поиск, селекция информации по частотному резонансу восприятия, где тернии сомнений сменяются лаврами приобретений новых убеждений, более глубоких знаний или одухотворенной веры. Сильные умы, достигая предел разумности, становятся вечными странниками Вселенных. Да ведь если ум перестанет двигаться, работать, остановившись на достигнутом, умрёт. Да, умрёт, как умирают тела, сохранив зёрнышки смысла для будущего посева, превратившись в нечто иное (формой и содержанием)


Чувство «отсутствия или нехватки времени» для размышления над философскими проблемами о цели жизни, то есть, отсутствие развитого индивидуального чувства времени, (не путать с чувством хода традиционного времени для сообщества) характеризует суетливых людей, но суета вполне оправдана условиями и целью их жизни. Такие люди живут в мире медленно текущего времени, их мысли движутся со скоростью роста знаний о жизни. При этом они могут быть подвижными, деятельными, заниматься полезной умственной работой. Ум их будет казаться активным, хотя бы и снующим в ограниченности материального сознания. На таких малых скоростях мыслей, то есть, неразвитости чувства времени, множество людей воспринимает свою реальность, она обычно связана со средой, в которой происходит бурлящая событиями жизнедеятельность, с местом (координатой) нахождения человека. Бытие определяет сознание, но и наоборот!  Приходит такое время, когда сознание определяет бытие в большей степени нежели наоборот.



С ускорением течения важных душе мыслей, а также фантазии, воображения,  при повышении чувственности человека, расширении спектра и углублении смыслов, осуществляется взаимосвязь многих разных реальностей. Место пребывания тела в видимом мире перестаёт быть главным местом жизнедеятельности. Новая среда пребывания мысли человека начинает играть существенную роль. Когда доминантные мысли ускоряются, можно говорить о новом чувстве времени. Мысль, управляющая судьбой, в отличие от прагматичного ума и его действий, существо духовного плана.



Мысли духа формируют душевный мир человека, а ум лишь с усердием пытается делать это. Кстати сказать, когда ребёнок слушает сказку душой, он живёт в той реальности, сказочной, она для него настоящая. Возвратившись в обычный мир, теряет остроту ощущений, и продолжает жить на малых скоростях мысли земного ума. В отношении взрослого сказочника так говорить уже некорректно, потому, что взрослый человек, обогащённый опытом ума и чувств, способен к творчеству на более осознанном уровне. Он может удерживать своё внимание на главной цели, даже во время пребывания в других мирах. Вот почему так полезны сказки и мечты людям взрослым.



Как только меняется цель и проясняется понимание перспективы, так сразу же меняются условия жизни, появляется как бы дополнительное время для размышления и творчества. Это не бесспорное, но замечательное утверждение, проверенное практикой. Будущее, перестраивая настоящее ради себя, меняет ход судьбы.



Появляется развитое чувство времени. Глубоко мыслящий человек становится духовным учёным или философом, мастером или писателем, призванным в доступной и интересной форме передать "свои" знания другим, подрастающим детям, тем, кому принадлежит наше будущее. Сенека обращался к Луцилию, а фактически он в настоящем времени передаёт знания нам.


Задумываясь над смыслом жизни и конкретными целями человека, начинаешь осознавать, что главное достижение или условие хорошего качества жизни человека - это ощущение свободы от временных пут. 


Посвящённые в тайны мира древние философы давным-давно объяснили нам причину существования времени-пространства. Для понимания Её и требуется людям время. Причина связана со следствием необходимостью. А мини-модель этой причины - сферический** рост человека галактического уровня сознания. Микросущество в макрокосмосе. Связь микро и макро миров реализуется душой одухотворённой.



Как же именно сопрягаются миры?

Многоаспектно, сферически, но прежде всего, привычной, долговременной памятью. Цветущие одуванчики, например, открывают свои соцветия навстречу солнцу утром и закрывают вечером, взаимодействуя с космическим объектом - звездой. Вот какая интересная привычка… генетическая память поколений. Таких примеров - всё вокруг и всё внутри нас.

Только регулярные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, могут восстановить силу и эмоциональное состояние, вызванное стрессами. Привычные действия, циклические реакции - оказываются благими, хотя мы часто пеняем себе на дурные привычки. Привычка - дитя времени. А когда ребёнок вырастает,  меняются условия жизни и привычки! Ведь малыш живёт в ритмах иных, нежели взрослый человек. Подобное происходит и с растущей душой человека.


Думается, что чем выше или глубже человек постигает мир, тем большее тождество ему открывается, более красивым он видит и слышит мироздание, тем очаровательнее становится восприятие времени, так просыпается долговременная память предков, в нём расцветает извечная мудрость его природы - человечности. Ускорение течения времени волей ума может сменяться замедлением, под воздействием чувств меняется ритм и мелодия звучания времён.


Музыка сфер - реальность творческого человека! Немногие пока её слышат.
Что касается развитых чувств человека, хотелось бы несколько уточнить их количество. Количество связанно с качеством и зрелостью ума и души.


К примеру, муравьи, величайшие строители и организаторы гармоничной жизни своего сообщества, руководствующиеся коллективным разумом, оказывается… слепы. Человек же обладает зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, инстинктом (продолжения рода и самосохранения) - как естественными чувствами. Но и большинство животных тоже ими обладают. К ним следует добавить память (или чувство времени), интуицию (восприимчивость, воображение и предвидение). А в основе всего заложено главное чувство - желание - оно даётся свыше. Желание движения, движения и развития, но и торможения, умирания: тела, ума, восприимчивости, души... А уже в основе чувства желания (любого) заложено чувство необходимости (цели). К примеру, необходимости развития тела, ума, качеств души, включая все оттенки характера и взаимоотношений с миром. Чувство необходимости цели обычно не осознается на ранней стадии развития ума человека. Многие материалисты, к примеру, не видят цели развития цивилизации, полагая, что само накопление информации и разнообразия форм материального мира есть такая необходимость.


Для обретения развитого чувства времени  сначала формируются вспомогательные чувства: духовного зрения, духовного слуха и духовного вкуса. Образуется структура вложенных подобно матрёшкам многих чувств.
Кроме перечисленных есть ещё важнейшее чувство Меры (соразмерности, ритма, уместности, тактичности...) и базовое, родовое чувство Человечности - отождествления своих желаний с желанием блага для всего Человечества. Эти чувства в полной мере принадлежат мудрейшим древним, но и наследникам их -  современным одухотворённым, гармоничным людям.
 

Чувство необходимости (цели), формирующее желания (развития), часто называют чувством любви, даже если развитие идёт от противоположного, то есть, от чувств ненависти, мести и так далее. Не стоит доказывать эту очевидность, ведь стремление жить и продолжаться в потомках материального и/или духовного миров присуще всем даже на уровне врождённого инстинкта. Всё живое нацелено на стремление жить и продолжаться во времени тем или иным способом. Всё умирающее в одном мире (течения времени) стремится продолжаться в ином мире,  ином качественно времени, куда уходит его сущность.
 
Для осознающего мир это значит, что цель жизни - любовь - желанье творить!


В итоге перечислю ещё раз это условное разделение чувств:


Телесные чувства

1. зрение,
2. слух,
3. осязание,
4. обоняние,
5. вкус,
6. инстинкт желаний.


Душевные чувства

1. память,
2. интуиция,
3. желания души,
4. необходимость,
5. мера,
6. человечность.



        Духовные чувства

1.      Боговдохновлённость,
2.      родовая (тысячелетняя) память,
3.      надвременное знание цели (необходимости, замысла...)
4.      Чувство единения
   


Как человек использует своё время жизни?
Я бы сказала, что это главный вопрос жизни.

...продолжение в части 2,   но, может быть, достаточно сказано?




Примечание:
* Книга "Прогулки с Сенекой" в ритмах - http://online.pubhtml5.com/ucdb/krvu/

** Сферическое мировосприятие - тема бесед на форуме сотворчества  -
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/37-1884



*******


По прошествии многих лет перечень видов чувств увеличился, кроме главного, о котором говорится во второй части публикации - чувстве времени, развились чувства момента действия, сопереживания единств, необходимого терпения, гармонии противоположных состояний, ритма времён, страха гибели, (например, астрально-каузальных восприятий), взаимодополнения, ведущей цели, единения с родными душами, резонанса духа, Боговдохновенности...

Примерьте на себя и продолжите перечень...


Дополнение 2023 г.

По Проклу:
С тремя видами жизни связаны три вида творческой силы. Первая может делать вещи способными для принятия божественного света и вообще объединять их с богами и связана с боговдохновенностью и манией (mania). Вторая, уступающая ей, познает сущность сущих вещей, полна благородных символов и связана с воспоминанием (анамнесисом), а третья, смешанная с мнением и фантазией, «является ни чем иным, как подражанием».


 -  Таким образом, творческие силы:

Боговдохновенность
Воспоминания
Подражания


ЗРЕНИЕ СЕРДЕЦ - https://stihi.ru/2023/04/19/6662