Крепость Шпандау

Валентина Томашевская
Крепость Шпандау. Zitadelle Spandau

...Впервые услышав в берлинском метро название остановок « Ратхауз Шпандау», «Альтштадт Шпандау»,
попыталась припомнить, где и что я слышала о Шпандау, что-то из учебника истории, из прессы, из каких-то немыслимых глубин взывало это название. Поскольку бывая в Берлине, мы уже не раз останавливались на ночевку у сестры моего спутника, которая живет в районе Берлина - Шпандау, решила узнать поподробнее, а затем посетить известную крепость Шпандау (Zitadelle Spandau). И такой случай представился в этот раз.

Мы приближаемся к крепости из красного кирпича, с окнами вверху, слева от цетрального здания возвышается старинная средневековая башня (башня Juliusturm, 1230 года, – одно из самых старых зданий в Берлине), проходим по мостику над рвом, по бокам зелень листвы, уходящие вдаль дорожки парка. Тихая заводь пруда.
Табличка, афиши, рассказывающие о жизни в крепости, о ее истории. Театру Шпандау 10лет – первое, что ухватывает мой глаз. Построена крепость в 16 веке, первое поселение на этой территории датируется 1050 годом. Впервые цитадель упоминается в архивах 1197 года.

Сама цитадель занимает площадь в 300 метров. «General Aug. von Truemer befreite Spandau 27.4. 1813.» Упоминается имя Рудольфа Гесса (Rudolf Hess - заместитель Гитлера по нацистской партии еще со времени ее создания в 20-х годах.

Шпандау известна тюрьмой для военных преступников. Построенная в 1876 году около крепости, после войны она находилась в ведении сразу четырех секторов; четыре державы вместе контролировали тюрьму и во время холодной войны, сменяя друг друга каждые 4 недели. Здесь отбывали наказание приговоренные к тюремному заключению во время Нюрнбергского процесса военные преступники...

После Нюрнбергского процесса  казнили через повешение  11 человек, тех, кто античеловечаские замыслы имел.  Рудольф Гесс не участвовал в войне, его в мае 1941-го  арестовали англичане, но он был другом , секретарем Гитлера, писал со слов фюрера его книгу "Майн кампф". Теоретик, осудили на пожизненное, но будто бы его убрали, много знал, хотя ему и было  за  90.

«В 1941 году в одиночку совершил перелёт в Великобританию с целью убедить британцев заключить мир с нацистской Германией, но потерпел неудачу со своей «миссией», был арестован британскими властями и пребывал в плену до окончания войны, затем был передан Международному военному трибуналу. Нацистский преступник входил в список 24 главных обвиняемых на Нюрнбергском процессе. Был признан виновным по двум из четырёх пунктов обвинения и приговорён к пожизненному заключению, которое отбывал в тюрьме Шпандау в Западном Берлине более сорока лет. До конца жизни сохранил верность Гитлеру и его идеям, а после самоубийства превратился в кумира неонацистов и правых радикалов, возведших его в мученики».

Утром 18 июля 1947 года Рудольф Гесс и ещё шесть осуждённых были доставлены самолётом «Дакота» из Нюрнберга на аэродром Гатов в Западном Берлине, а затем перевезены в тюрьму Шпандау в автозаке с закрашенными чёрной краской окнами[. После обыска и медицинского осмотра заключённым выдали поношенную концлагерную робу серого цвета с номерами на коленях и спине. Рудольфу Гессу был присвоен седьмой номер. В соответствии с приговором Международного военного трибунала заключённые должны были находиться в тюрьме под стражей. Их разместили в одиночных камерах размером 3 на 2 метра во внутреннем тюремном блоке так, чтобы они не могли перестукиваться. В камерах, оборудованных раковиной и унитазом, имелись железная койка с матрацем и простынями, деревянный табурет и стол. Обыскивать заключённых разрешалось в любое время. Заключение было одиночным, но работа, прогулки и посещение часовни оставались общими.

...С 1966-го по 1987 год Гесс являлся единственным заключенным.
Четыре оккупационные державы все это время содержали крепость-тюрьму для одного узника. Википедия.

Первым делом – музей. Макет крепости (это типично военная крепость, с защитными валами, окруженная прудом, принадлежащая к наиболее хорошо сохранившимся памятникам времен Ренессанса в Германии. С четырех сторон крепость упирается в треугольньные пики - острова земли, обсаженные по краям деревьми, омываемые по краям водами пруда). Оружие, барабаны, кольчуги, металличские нарукавники, металлические шлемы - с орлом, львом или короной сверху.
 1808, 1843, 1862, 1902, 1915.

« Pro Gloria et Patria».
Особо выделила шлем , улыбнувшись: над стальными ушами створки, прикрепленные, как дверцы...

...Книги для чтения des Grafen Rochus Guerin von Lyhar von 1590. А вот и он сам собственной персоной – взирает одним глазом(второй потерян на войне) с портрета.
Подарок именитой женщины своему мужу к серебрянной свадьбе в 1880 году – массивная цепь с подвешанными украшениями, каждое из которых, величиной с хорошие овальные часы, украшено короной – установка на власть, на высокое положение, на богатство,- подумалось.

Один из стендов рассказывает...
С 1936-го по 1945 год в Zitadelle Spandau размещались газовые лаборатории.
Фото детской коляски. Белая брезентовая палаточка с окном в ней.

Другой музей – музей старого города Шпандау. В правление прусского короля Фридриха Вильгельма I, Шпандау, наряду с Потсдамом, стала «оружейным заводом» королевства, впоследствии здесь производили кареты, а позже – автомобили, печатные станки.

...Белая шикарная карета, на двух кучеров спереди, украшена с двух сторон закрепленными на ней фонарями, с орлом.
Рядом – под стеклом бело-серая шинель кучера, семейные фотографии.
Верхний этаж занимает киностудия, где снимались и снимаются фильмы. Съемочная аппаратура былых времен, афиши, костюмы.
Узнаваемо милое лицо Роми Шнайдер на афише...

Музей армии и артиллерийского оружия. Гаубицы (Haubitze )19 – 20 веков (немецкие, русская, французская, ядра.
Музей 15 -16 веков. Фундамент домов 11 – 15, 16 веков. Несколько средневековых костюмов,
зримо, наглядно вводящих в эпоху. Черно-бордовое, украшенное золотым позументом, складками платье.

Kunstbastion. Бастион искусства. Слева – кузнечная мастерская. Справа – мастерская художников. Современное искусство.

Галерея старинных художников, графиков. Рубенс, Lucas Vorsterman, Paulus Pontius, Jan Witdoeck. В основном на библейские темы.
 Особо выделила гравюру Pierre Clouwet (1629 – 1670) „Der Winter“- высокий навес сарая, люди стоят, сидя, занятые своими кповседневными делами, деревья в круглых крупинках снега...
 Здание театра ничем не примечательно, более чем скромная табличка. Спутник мой устал от впечатлений – отдыхает, я же, памятуя, что есть заинтересованное в этой теме лицо, настаиваю на осмотре, да просто зайти.

И не жалею о том. В утренний час двери театральные закрыты, но открыты двери мастерских по изготовлению художественного стекла, а также деревянных художественных изделий, музыкальных инструментов.

На стенах длинного коридора музыкальной школы в крепости Шпандау я увидела старинные лиры –  чудо -  даже висит карта Европы, где указаны места - родина - этих инструментов. Лира - lyra – древнегреческий струнный музыкальный инструмент, считающийся символом поэтического творчества, вдохновения инструмент. Гр. kithara – струнный щипковый инструмент древних греков, римлян, родственный лире). Я записываю названия и зарисовываю различные виды лир.
Шестиструнные, восьмиструнные, круглые и овальные, одноглазые и двуглазые, напоминающие изначально сумку с рогами быка по краям, постепенно контуры инструментов обретали более плавные ,  приближаясь к скрипке и гитаре.
Орфей играл на своей семиструнной лире - кифаре.

Что может быть сильней, глубинней
И благородней этих линий?
Гийом Аполлинер «Бестиарий, или кортеж Орфея».

Фото из инета, википедия, 2011 год.