Школа прошлого. Часть 2 Милостевый Государь

Надежда Прокудина
 Во 2А учился Витя Орлов. Учиться ему, страсть как не хотелось.
 Это занятие он находил скучным и не интересным... И вообще бесполезная трата времени, которая приносила одни только неприятности. И родители ,и учителя в один голос кричали, убеждали Витьку, что надо учиться.
 - Да!- говорил он.
 - Что,да?- спрашивали его. - Учиться будеш?!
 - Да!
 - Поведение исправиш?
 - Да!- со всем соглашался Витек ,но делал все по своему.
На уроках когда к нему приблежалась учительница, он опускал голову и весь замирал от страха.Вот она проходит по их ряду, вот Татьяна Ивановна подходит к его парте. У бедного Витька бешенно колатилось сердце. Ну конечно именно его нужно было спросить! В такие минуты Витьке хотелось провалиться сквозь землю,исчезнуть что бы учительница не заметила его. И вот однажды он в самом деле исчез. А дело было так......
 На уроке "Наш мир" Татьяна Ивановна рассказывала, как учились дети в 17 веке, но сначало она решила спросить о чем был прошлый урок. Учительница внимательно посмотрела на класс ,ее взгляд остановился на Викторе Орлове, он так испугался что его спросят, как вдруг исчез. Татьяна Ивановна ахнула:
 - Фу ты, уже в глазах мерещится, - и продолжила урок.
 А бедный наш Витек попал в тот самый, трижды проклятый, 17 век, да еще на урок словесности. Оглянувшись вокруг ему хотелось плакать и смеяться одновременно. Плакать потому что было страшно в незнакомом месте, а смеяться потому что люди вокруг были какие то странные. Учитель к примеру , в парике, и одежда на нем была чудная. Рядом с Витькой за партой сидел какой то долговязый парень.
 - Эй, ты ,слушай, - толкнул локтем его Витька.- Как тебя зовут?
- Михайло Ломоносов.
- А меня Витя Орлов. Я из...
Не успел мальчик договарить, как кто то схвотил его за ухо.
- Ой-ой-ой, отпустите, больно!- завопил мальчик.
- Что же вы так орете, Виктор?- сказал учитель.- Друг мой, будте мужчиной. Не могу смотреть спокойно, как вы мешаете другим. Что есть Ваше имя? - продолжал учитель.- Виктор, Виктория- победа! Я не вижу в Вас стремления к победе.
Садитесь и помните:сие есть последнее замечание. В дальнейшем поставлю на горох!
 Затем он обратился ко всем ученикам:
- Вам оказана высокочтимая милость,так учитесь! Вы одни из немногих кто знает грамоту в России!
 Витька сел почесывая ухо, за свою парту. На перемене он спросит л Михайло:
- А почему учитель так сказал?
- Как?
- Ну, что есть милость, что не все грамотные. Какая же эито милость учиться, это -каторга!
- Что ты, Витя? Как ты можеш так говорить? В России сейчас большенство людей безграмотных. Я вот например, сын простого рыбока, сбежал из дома ради обучения наукам.
- Ну ты даеш! Да если бы у нас так было: хочеш-учись, хочеш-нет. Никто бы не учился, ищи дураков. К тому же у нас каждый лох у меет читать, тоже мне наука..
- Где это,у вас? - удивился долговязый парень.
- Да это я так,мечтаю- замешкался Витек.
- Да, Витя, я тоже мечтаю, что наступят такие времена, когда все дети будут учиться грамоте.
 Они не успели договарить,потому что начался урок чистописания. Тяжело было с непревычки Витьке пером писать, оно цараполо бумагу, неизвестно откуда появлялись кляксы. Витька психовал,комкал бумагу,как вдруг почувствовал что его опять схватили за ухо.
 - Милостивый государь,извольте встать на горох!- и учитель указал на карзину в углу, по которой тонким слоем рассыпан сухой горох.
- За что?- пытался возразить Витька.
 Тогда учитель указал на грязное письмо горе ученика., и тот все понял. По началу на горохе было не больно стоять,но постепенно , сухой и жесткий, он словно впивался в тело.Ноги опухли, хотелось пить.Так он простоял до конца урока. Когда наконец то урок закончился ,ему помогли встать. Бедный, он еле-еле дошел до своей парты. Не успел Витька отдахнуть, как вбежал какойто толстый мужик и взволновонно зашептал что то учителю на ухо. Тот в свою очередь еще более взволнованно сказал:
 - Дети мои, Великая милость снизошла на нас. Сама Императрица хочет видеть вас! Пойдемте в зал церемоний.
 Все мальчишки( а это была школа только для мальчиков) гурьбой побежали в зал церемоний. Витька похромал за ними. Еще бы ему хотелось увидеть живую императрицу! Бедняга! Если бы он знал чем для него обернется эта встреча ,то похромал бы в другую сторону.
 В зале церемоний было очень красиво, все блестело золотом , раскошная обивка на креслах, огромные люстры из хрустоля переливались на солнце и озаряли зал всеми цветами радуги.Все стояли и с нетерпением ждали. Наконец то появилась Императрица: полная женьщина в порчевом платье, усыпанном брильянтами. Зал грохнул аплодисментами! После небольшой речи государыня попросила список успеваемости. Пробежав его глазами ,отсановилась на одной фамилии:
 - А что, Орлов Виктор, не плимяник ли графа Орлова?- спросила она директора школы.
- Так и есть, Ваша Светлость, родственник!- с подчтением ответил он.
- Ай,ай,ай! Какой конфуз!- недовольно покачала головой царица.- Ну, так всыпте же ему розог, что бы впредь не позорил знаменитую фамилию и в будущем лучше грамоту изучал!
 - Затем Императрица Всея Руси встала, и в ее глазах сверкнули молнии:
 Не для того царь Петр Великий накакзывал вам,дворянским детям,учиться наукам разным,что бы вы лодырничали. А для того что бы вы лучшие сыны , еще более Великой сделали нашу Русь-матушку! Знания ваши на благо Родине послужат!
 Все закричали:
 - Виват! Виват Императрица!!!
 После того как были награждены отличники, Царица уехала. А к Витьке подошел учитель и сказа:
 - Пройдемте ,судорь, извольте получить 10 розог!
Тут уж Витька не выдержал,упал на колени и взмолился:
- Пощадите! Я буду,буду учиться!
- Орлов, что с тобой?- послушался добрый голос Татьяны Ивановны.
- Встань с колен!
 Витька поднял голову и, увидев учительницу,не выдержал и заплакал, толи от радости, что вернулся, толи от боли в распухших коленях.