руководство по составлению генограмм

Александр Требунский
По многочисленным просьбам читателей, мы помещаем здесь краткое руководство по составлению генограмм

Что нужно выяснять при составлении генограммы, какие факты в первую очередь более полезны и оказывают нам помощь?
В предыдущих книгах* («Матрица жизни») в упрощенной форме мы представляли вам схемы построения генограмм, чтобы сделать изложение материала более понятным и наглядным.

1. Прежде чем составлять и анализировать генограмму, нужно определить: какие вопросы встают перед вами, что вы хотите отследить и понять?
Если вы анализируете чью-то генограмму, помните, что все люди, которые встречаются нам в жизни, привлекаются нами не только для того, чтобы «что-то» проанализировать, но и «что-то» нам показать. «То», что может послужить нам сигналом проанализировать «какой-то» свой вопрос.

2. Поскольку генограмма является инструментом для нашего понимания, ее нужно строить на листе достаточных размеров, чтобы вместились все ветви генетического дерева вашего рода и не пришлось бы прибегать к дополнительным клочкам бумаги. Чтобы это представляло собою некую карту. Для анализа каждой последующей темы нужно строить другую генограмму и целенаправленно работать, стараясь собирать как можно больше фактов.
3. Используйте условные обозначения. Например, в схемах кружком обозначается женщина, квадратиком мужчина, муж и жена соединяются сплошной линией, второй и последующие браки - дополнительными линиями, развод — двойным перечеркиванием этой линии. Линия от детей, рожденных до брака или вне брака, прерывается, немного не достигая линии, соединяющей родителей и т. д. Вы можете использовать свои обозначения, главное, чтобы было понятно вам.
4. Учитывайте, что одни модели поведения могут наследоваться по доминантному, а другие по рецессивному типу. Что человек может в чем-то повторять жизненный сценарий не только своих непосредственных предков, но и какого нибудь дяди или тети.
5. Прежде чем перейти непосредственно к тому человеку, вопрос которого вы разбираете, нужно рассмотреть все подобные ситуации (касающиеся этой проблемы) у его родственников и в предыдущих поколениях. Бывает, что мы касаемся друзей и знакомых консультируемого человека в случаях, когда выражено отождествление с другими и «проблемная рубашка тянется на себя», но и в этом случае основные причины, которые послужили этому, ищем в его истории.
6. При сборе фактов нужно не просто ограничиваться информацией, у кого сколько было детей, а выяснять по возможности, какие супружеские взаимоотношения (касающиеся анализируемого вопроса) были в каждой из этих семей, какие у кого черты характера проявлялись. Если какое-то звено отсутствует или какая-то информация второстепенна можно обойтись без нее. Важно учиться умению выделять главное, не застревая на побочных деталях, которые не относятся к теме, развивать интуитивное видение.
7. Готовых рецептов нет. В анализе каждой темы мы рекомендуем принимать во внимание основные вопросы:
История появления на свет: кому отдается приоритет: родителям или их совместному Творчеству с Разумной жизнью, были ли травмы рождения, как протекал период внутриутробного развития, раннее детство.
Семейные и личные законы, убеждения, традиции, общепринятые «нормы» во взаимодействии с законами Разумной жизни.
Сотворение кумиров.
Власть, контроль, «владение».
Болезни, вредные привычки, травмы, аварии.
Вопросы «долга», недовольства, страх, обиды, чувство вины…
Зависимость от духовных ценностей (что одобряется или порицается, осуждается).
Свобода Выбора.
8. В анализе генограмм, в каждой теме, для полной личностной гармонизации желательно поочередно разобрать и переосмыслить свои позиции в нижеперечисленных направлениях развития человека с учетом вышеперечисленных пунктов.
Мы не говорим о том, что все это нужно сделать одновременно и тем самым «все свалить в кучу». Нужно сосредоточиться на конкретном и придерживаться темы, чтобы шире взглянуть на то, что происходило, отследить, насколько «это» проникло во все сферы бытия и тем самым увеличить степень осознания.
Направления в развитии человека (перечень А):
Учителя и духовные наставники.
Отношения с родителями (физическими и духовными).
Отношения с братьями и сестрами.
Супружеские отношения, ТСЕ.
Отношения с детьми.
Дружба.
Взаимоотношения с коллегами, клиентами, отношение к коллективу, стране, общественным организациям, религиозным течениям, человечеству. Разрушение (ссоры, конфликты, войны...)
Деньги и материальные ценности как средство обмена энергиями.
Пища, секс.
Профессия, работа.
Творчество.
Лидерство, соперничество.
Целостное или фрагментарное восприятие мира.
Мудрость (отношение к конечным целям, принятие конечного результата Разумной жизни в будущем).
Высокомерие, категоричность, самобичевание или Доверие и Принятие.
Самосовершенствование или уход от реальности.
Стабилизация (Любовь).
Служение (кому я служу?).
9. «Знал бы, где упадешь, соломки подстелил» - гласит народная мудрость. То есть мы не можем контролировать конечный результат будущего. Одни люди ищут виновных, другие склонны сожалеть и заниматься самоедством за то, что «сделали не так», оказались не в состоянии проконтролировать жизнь близких, не послушались знакомых, родителей. И только потом понимают: никто не виноват, виновато невежество!
К анализу генограммы нужно подходить с пониманием, которое будет вести к осознанию и отказу от повторения какого-то семейного сценария и строить его не на обвинениях и осуждениях тех, кто привнес «это» в свою жизнь и жизнь близких, а на уверенности, что человек старался действовать в тот момент из самых лучших побуждений, делая все возможное. Допускать то, что ему не доставало знаний, и невежество оказалось сильнее. В каждой ситуации, которая создается в нашей жизни, непосредственно участвуют как минимум двое, а за спиной у каждого косвенно - несколько предыдущих поколений, и если кто-то меняется, это благотворно отражается на других. При объяснении нужно пользоваться фактами, которые предоставляет нам генограмма. стараться увидеть, как «то», что вы считали раньше отрицательным, помогало научиться чему-то, чего-то достичь. Не следует рассматривать события в краткосрочной перспективе, важен конечный результат. Вы можете прямо сегодня перестать считать себя «жертвой» и мучеником, а сказать: Разумная жизнь заботится обо мне и учит меня, поэтому любая ситуация для меня выигрышная и ведет к успеху!
Нужно стремиться составить и оформить генограмму так, чтобы она принимала во внимание все генетические факты анализируемой темы. Чтобы на ней, как на оперативной карте, вся картина происходящего была ясной и понятной. Генограмма объясняет не только наше прошлое, но и настоящее, так как наше сегодняшнее — это то, что мы делали в прошлом, а будущее –то, что делаем сейчас. Предположим, что ваша бабушка и мать теряли мужчин, - тогда и вы склонны привлечь партнера, предрасположенного к потерям отношений. Ваш дедушка увлекался выпивкой, его сестра болела определенной болезнью, папа изменял маме и т. д. В генограмме учитываются все сведения, которые помогают нам осознать и целенаправленно воздействовать на причины той или иной проблемы.

Если вы объясняете это своему мужу или жене, нужно обязательно сказать, что вы ни в чем не упрекаете его (ее), потому что он (она) неосознанно следовал(а) генетическому коду, повторяя семейную модель предыдущих поколений,что все можно исправить совместными усилиями, одному отказавшись от «этого», а другому от «того» и скорректировав это!
Действуя так вы установите климат доверия и взаимопонимания, которые необходимы для совместного решения вопросов. Потому что нет ни одной проблемы в жизни супружеской пары, корни которой не прослеживались бы в глубь веков и не присутствовали бы у их предков.
Если женщина хочет «что-то» изменить в своей жизни, а мужчина продолжает проявлять озабоченность проявлениями своего генетического кода или, наоборот, мужчина стремится к переменам, а женщина его игнорирует, потому что ее еще устраивает такое положение (варианты могут быть самыми разными), не оставляйте надежду, что, отражая ваши изменения, партнер начнет меняться и сам постепенно включится в работу. Часто оказывается, что новое состояние было желаемо и ему, просто он не знал, в каком направлении двигаться, предпочитая обходиться наследуемыми от предыдущих поколений старыми привычными формами ухода от жизненной реальности. Не отказывайте ему в Разумности, он это может! Это происходит в жизни каждого человека, только в свое время. Примерно так, как в стихотворении Ф. И. Тютчева: «Когда повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас». Как ни сильна привычка «кушать дерьмо», но и она надоедает. Тогда оказывается, что совсем рядом есть другой мир, другие отношения и можно жить по-другому. Наша задача в супружестве постараться как можно ближе подойти к тому идеальному состоянию союза мужчины и женщины, которое определено Чистым Сознанием Разумной жизни.
Но бывает и так, что живут вместе, рожают детей, а отношения поддерживают либо из «долга» материального благополучия, либо просто по привычке и конструктивного диалога между супругами не возникает, потому что кто-то уходит от него. Проблемы нарастают и постепенно ведут на грань разрыва. И тогда эти вопросы вынуждены решать дети. Меняться нужно обоим, в паре, на основе сотрудничества, взаимоуважения и взаимного признания равных прав.
10. При подведении итогов необходимо обратить внимание и постараться понять:
чьи основные «эталоны» лежали в основе прежнего поведения;
какие мотивации (убеждения, личные и семейные законы, общепринятые «нормы» лежали в основе отклонения от законов Разумной жизни;
связывались ли они чувством вины, «долга», страха с инстинктами самосохранения (выживания) или с какими-то духовными ценностями.
На основании своих выводов нужно написать утверждения (аффирмации), составить план переобучения и, целенаправленно следуя ему, двигаться к желаемому состоянию. Необходимо запастись терпением до получения первых результатов, а потом развивать и наращивать успех.
1) Аффирмации помогают нам отказаться от каких-то нежелательных убеждений, ложных семейных законов, моделей поведения, лежащих в основе тех «эталонов», которые в силу каких-то обстоятельств связались со значимыми для нас людьми, которым мы неосознанно следовали, воспроизводя таким образом в своей жизни чужой сценарий.
На основе анализа генограммы составляются аффирмации, состоящие из двух частей. В первой части отрицается отождествление (неразличение), которое лежит в основе переноса в свою жизнь нежелательного состояния и самого поведения, убеждения. Важно понимать, что это не отвержение, не отказ от отношений, это отрицание повторения невежества. Аффирмация начинается со слов: «Я — не бабушка (имя), не мама (имя) или не дедушка (имя), не папа (имя) и т. д. (определяется на основе анализа генограммы); я не теряю отношения, не виню себя и т. д., потому что...»
Во второй части утверждается отождествление с собой, со своим Разумом и желаемое состояние. Например: «Я (имя) доверяю своему Разуму и Разумной жизни, поэтому позволяю любить себя, иметь гармоничные отношения, основанные на сотрудничестве, взаимопонимании, признании равных прав и т. д. Я (имя) доверяю Разуму других, поэтому предоставляю им право развивать свои способности и возможности и т. д.
Я (имя) не генетический робот, я использую свое природное право быть здоровым, самодостаточным, успешным, повышать свою самооценку и т. д.»
Писать конкретную аффирмацию следует вдумчиво, наедине с собою, не отвлекаясь на посторонние дела, от 10 до 25 раз в день в среднем 2 — 4 месяца.
2). Анализ генограммы дает новое самоосознание, возможность перейти с проблемной орбиты на более успешную. Но каждое привычное состояние обладает инерцией, поэтому старое поведение периодически может напоминать о себе, как бы искушая вернуться в прежнее русло.
Между моментом осознания и конкретным воплощением нового проходит время, продолжительность этого периода у каждого своя. Это зависит как от объема задачи, так и от того, насколько «сломана» осознанием инертность старых представлений. Для того чтобы окончательно уйти от одного и неизбежно прийти к другому, необходимо наметить маршрут своего следования так, чтобы он конкретно указывал, что необходимо делать для коррекции мыслей и поступков. Для этого и составляется индивидуальный план переобучения.
Невозможно дать один рецепт на все случаи жизни, потому что каждая сложившаяся ситуация по-своему уникальна и имеет свои особенности.
Но есть общие пункты, которые могут быть полезны при составлении индивидуального плана и работе над собой. Поэтому мы рекомендуем еще раз обратиться к 1–4 книгам* (серии «Матрица жизни»), к разделам: «Как стать Сотворцом своей жизни», «Как экологично выразить протест и снять претензии?», «Каждый имеет выбор». Используйте также описанные в них техники, позволяющие: прощать обиды и не винить себя, прерывать «склейки», корректировать внешнюю и внутреннюю ориентацию, выравнивать позиции восприятия, и т. д.