Слава богу или хайль гитлер?

Фима Жиганец
ИСТОРИИЯ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ. ОКОНЧАНИЕ
НАЧАЛО ЗДЕСЬ - http://www.proza.ru/2006/06/29-114
ПРЕДЫДУЩИЙ ОЧЕРК ЗДЕСЬ - http://www.proza.ru/2006/06/29-121


*Звезда и свастика*
В КАЧЕСТВЕ ВОЗМОЖНЫХ СИМВОЛОВ большевистской власти после Октябрьской революции рассматривалась не только звезда, но и… свастика! Дело в том, что свастика (или, по-русски, «коловорот») как символ солнца освящена древними русскими традициями: под знаменем с этим знаком бился против ордынских кочевников знаменитый Евпатий Коловрат и многие другие русичи. В России этот знак, привезённый из Скандинавии, использовался как вышивка на костюме, тиснение на окладах икон, оружейный орнамент и т.д. Серебряный иконостас, построенный при помощи Донского казачьего войска для храма-памятника в честь столетия победы над Наполеоном, весь покрыт свастикой.

Учитывая эти традиции, Временное правительство, например, в 1917 году выпустило купюру достоинством 250 рублей, где двуглавый орёл был изображён на фоне свастики.
 
Большевистские геральдмейстеры тоже первоначально помещали свастику внутрь звезды. Например, бойцы Красной Армии Юго-Восточного фронта в 1918 году носили на рукаве свастику вместе с пентаграммой.

В конце концов, однако, свастика со звезды исчезла. Вспомнили о ней внутренние оппозиционеры большевистскому режиму значительно позже, во время второй мировой войны. Приверженцы подпольной антисоветской Катакомбной Церкви (Истинно-Православные христиане) поддержали немецких оккупантов в том числе и потому, что в символике последних присутствовали крест и свастика. На сайте «катакомбной церкви» и сейчас можно прочесть следующее:
 
«Если у большевиков символом была красная звезда (в Христианстве пентаграмма – знак антимессии), то у немцев – Крест, отчего последние, по крайней мере символически, выглядели защитниками Христианства. Впрочем, усиленное почитание нацистами свастики вызывало среди клириков (и грамотных мирян) ИПХ также положительную оценку, ибо в Христианстве гамматический Крест ( = свастика) употреблялся с древности. Насколько искренней оказывалась поддержка немцам, показывает случай на Сев. Кавказе, когда в 1943 г. группа монахов-отшельников (живших в пещерах) помогала немецким отрядам пройти по горным тропам, перевязывала раненых, сигналила летчикам! (В 1944 г. почти все отшельники были расстреляны СМЕРШовцами)».

Алексей Широпаев в своей статье «Православие свастики» приводит и другой пример, подтверждающий распостранение знака гамматического креста в православии:

«Рассказывают, что наши солдаты-сибиряки, видя в небе самолеты со свастикой, шутили: "Кержаки летят!" - гамматический крест особенно распространён в старообрядчестве, прочно укоренённом в Сибири».

Однако сам Гитлер относился к христианству с пренебрежением и презрением. Это видно из стенограмм его бесед с соратниками - например, 19 октября 1941 года:

«Христианство – это прототип большевизма: мобилизация евреями масс рабов с целью подрыва общества… Сегодня Рим позволяет себе обвинять большевиков в уничтожении христианских церквей! Как будто христианство не вело себя точно так же по отношению к храмам язычников».
 
Так что нацистская свастика никакого отношения к защите христианства не имела. Хотя гитлеровцы действительно формально поощряли церкви любых конфессий, используя их в своих целях.

Любопытно также, что нацисты также перед войной использовали в знаках отличия своих охранных отрядов красные звезды. Таким образом, появление пентаграммы в качестве большевистского символа явилось, как мы видим, не столько результатом «масонского» выбора вождей революции, сколько носило в определённой степени случайный характер. На месте звезды легко могла оказаться и свастика.

Антикрестовый поход под звездой Самсона
ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ НАМ БЫЛ НЕОБХОДИМ столь подробный экскурс в историю большевистской геральдики? Да для того, чтобы показать: все пустые разговоры о «дьявольских символах» и «масонских корнях» большевистской власти – не более чем пустопорожняя болтовня. Как когда-то сказал профессор Преображенский, разруха не в сортирах, а в головах. Причина несчастий и катастроф – в людях, а не в символах.

Между россиян и до сих пор стараются дурачить «символическими» байками. Так, в конце прошлого года председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль высказались против использования христианских символов в гербе Российской Федерации. В частности, этих мусульман не устраивает наличие креста на российском гербе, а также изображение Георгия-Победоносца, поражающего дракона. Правда, большинство их соратников по вере тут же открестились от подобного радикализма, заявив, что подобного рода символика существует во многих европейских государствах, а исламская – в мусульманских государствах, где проживают граждане иного вероисповедания.

Кроме того, оппоненты «реформаторов» заявили, что «никто из граждан России не считает, что вынужден носить на пилотке 2 года службы пятиконечную звезду Самсона - символ ислама. Православные воспринимают полумесяц на крестах своих храмов и как астральный символ, и как «якорь веры» - но отнюдь не как напоминание о выплачивании дани крымскому хану. Фиксация на расшифровке символики приводит к паранойе».

За последнюю реплику голосую обеими руками. Нет, пожалуй, всё-таки одной. Потому что есть вещи, которые слишком болезненно воспринимаются и до сих пор, чтобы просто отнести их к области истории. Это касается в том числе и свастики.

Ещё памятен громкий скандал 2001 года, когда в селении Ведения Ярославской области местный священник отец Сергий, бывший офицер-подводник, установил на храме новые кресты, на которых была изображена свастика. Настоятель храма не скрывал, что является сторонником Русского Национального Единства (РНЕ) и хорошо знаком с самим Александром Баркашовым. Фотографию с ним он часто показывал гостям. В то же время отец Сергий неустанно объяснял любопытным журналистам, что свастика - это старинный православный символ, и никакого отношения к фашизму она не имеет. Главное отличие - загнутый влево угол. Гитлеровская же свастика имеет правый поворот. Правда, если смотреть на крест только с одной стороны…

Местное отделение охраны памятников истории культуры высказало епархии своё возмущение в связи с тем, что над храмом появилась фашистская символика. Руководство Епархиального управления отдало приказ прикрыть сомнительные кресты. Но прецедент уже создан…

Нет уж, если выбирать между «православной» свастикой и «дьявольской» звездой, я предпочту последнее.

К ИЛЛЮСТРАЦИИ НА СТРАНИЦЕ.
На некоторых американских Интернет-сайтах любителей военных раритетов предлагаются подобного рода бляхи гитлеровских солдат с приваренной к ним красноармейской звездой. При этом поясняется, что их якобы носили во время Великой Отечественной войны русские партизаны. Владельцы блях утверждают, что купили их в России. Но более вероятно, что доверчивых американцев «развели» наши отечественные юмористы…
Хотя на тех же сайтах утверждается, что такие бляхи носили и югославские партизаны.