А ваша собака меня не съест?

Николай Семченко
А ваша собака меня не съест?
Евгений Гришковец, «Планка. Рассказы». Издательство «Махаон», 288 стр., 2006 г.
«Сколько Вадик себя помнил, его всегда будили, тормошили, расталкивали, вытаскивали из сладкого сна. Так было, когда его маленького вынимали из теплой постели, полусонного, умывали, одевали и влекли в детский сад. Потом была бесконечно долгая школа с мучительными утрами, потом университет, где сна стало еще меньше, потом первая сильная влюбленность, уже почти совсем без сна, потом по-настоящему увлеченная работа, потом еще более сильная влюбленность, потом… А утром надо было лететь в Париж».
При чём тут Вадик, когда Евгений Гришковец написал это обо мне? Будто бы подслушал мысли, подсмотрел мою жизнь… А может, это и о вас тоже? Господи, когда же наконец удастся выспаться? А выспаться никак невозможно, потому что вдруг пропустишь в жизни что-то интересное… Хотя, конечно, есть другие люди, которые умудряются долго и сладко спать.
«Я помню, как обнаружил, что есть другие. Другие люди! Помню, как случилось это столь, казалось бы, очевидное откровение. Мне открылось, что все люди другие. Не такие же, как я, а другие. Все! И мир не населен мною, размноженным на миллиарды людей. Все другие люди они совершенно другие, а я другой для них. Вот так!» Но часто получается иначе: судим о поступках человека по своим законам, требуем от него того, что отвечает нашим представлениям о добре и зле, заставляем его вписываться в придуманный образ, рамки, стиль поведения. А он - другой, и мы для него - другие.
Что ж делать-то? А для начала прочитать хотя бы «Три рассказа из жизни юного военного моряка», объединенные в новой книге Е. Гришковца «Планка» под заголовком «Другие». Может быть, это самое лучшее, что до сих пор написал модный режиссер и писатель Гришковец.
Тонкие интонации, чудесная медлительность слова, передающая течение времени, живое действо и буйство, казалось бы, бессмысленных мелочей, которые, однако, делают бытиё значимым и осмысленным - всё это есть в его новой прозе. Впрочем, порой писатель спешит, будто торопится поскорее рассказать нам что-то очень важное и при этом, может, забывает о чувстве меры, повторяется, но всё это неважно. Потому что всё у него как в жизни: высокое и низкое, искреннее и не очень, утонченное и безвкусное - рядом. Читаешь - и как в зеркало смотришься…
Николай СЕМЧЕНКО.

Кстати. Четыре года Евгений Гришковец играл свой знаменитый спектакль «Как я съел собаку» на самых разных площадках и сценах. Он исполнял его в разных странах с переводом на самые разные языки. А напоследок сыграл его, сидя у микрофона в студии, - так получилась аудиокнига. Кое-что о собаках есть и в «Планке».

И в заключение анекдот:
- Скажите, а ваша собака меня не съест?
- Да что вы, только понадкусывает.