Аффективные расстройства в xxi веке

Юрий Виноградов
Общая структура доклада занявшего первое место по отзывам на первой студенческой конференции: "Информационное общество:психологические последствия"



Тезисы
1. Увеличение риска эмоциональных расстройств в XXI-м веке.

2. Увеличение риска эмоциональных расстройств связано с информационными технологиями.

3. Возможные причины увеличения количества эмоциональных расстройств: переизбыток информации, несовершенство культурно-исторических информационных фильтров, отдаление людей друг от друга.
Эмоциональные расстройства в XXI-м веке. Эссе

В своем эссе я хочу обратить внимание присутствующих на увеличивающийся в 21м веке риск аффективных расстройств. Эта тенденция появилась в обществе вероятно в связи развитием информационных и коммуникационных технологий.
Данная тема представляется особенно актуальной именно сейчас по нескольким причинам:
Во-первых, мы только начинаем входить в информационную эру и чувствовать ее достоинства и недостатки на себе. В текущем состоянии проблема эмоциональных нарушений воспринята некоторыми ведущими психологами и нам не придется начинать с нуля. Сейчас мы находимся на том историческом этапе, когда многое еще можно скорректировать без значительных потерь, усилить позитивные элементы информационных технологий.
Второе:
Основной вопрос доклада звучит так: почему ожидается увеличение именно аффективных расстройств в 21м веке в связи с совершенствованием информационных технологий.
XX-й век многими специалистами в психологии, психотерапии и психиатрии называется веком шизофрении. Например, можно ознакомится с подобным взглядом, прочитав книгу Ж. Гараббе “История Шизофрении”. Эта точка зрения завоевала популярность как в связи действительно большим процентом заболеваний шизофренией в XXм веке, так и в связи с активной разработкой ее теории и с рядом других причин. Как основную проблему XXI го века сейчас все чаще понимают аффективные расстройства и их формы скрытые за соматическими заболеваниями психической природы, такими как многие случаи гастрита, хронической усталости, заболеваний обмена веществ и др.
Эту тему разрабатывали в своих работах российские психологи Холмогорова и Гаранян.
Какие же социальные проблемы ведут к увеличению риска подобных заболеваний?
1.Обильное количество информации для второй сигнальной системы.
2. Постоянный рост количества этой информации.
3. Уменьшение времени полноценного межличностного общения.
4. Завышенные требования к эмоциональному состоянию в нашем обществе. Ограничения на негативные эмоции.

Эти явления непосредственно связаны с засильем информационных технологий. Начнем их разбор с конца.
Требования к определенному эмоциональному состоянию в наше время. Чаще это состояние легкой мании, в котором человек лучше всего способен работать не задумываясь. Само огромное время, уделяемое современным человеком труду, способствует этому. А это состояние само по себе является не желательным. Маньяки самый бездуховный народ. Непосредственно к этому ведет то, что человек перестает быть ценен сам по себе, и его всегда можно заменить другим. Это достигается и значительной унификацией образования и культуры. В современном мире необходимо быть достаточно талантливым и реализовавшимся человеком, чтобы сохранить индивидуальность. Способствует унификации и средства массовой информации.
У средств массовой информации есть явное тяготение к передаче эмоционально насыщенной информации, которая различными и часто грубыми способами влияет на человека. Не реализуемые желания появившиеся, например, после просмотра фильма о жизни голливудских звезд могут вылиться в ссоре в семье по поводу низкой зарплаты одного из супругов.
В тоже время обилие информации, ее разнородность, получаемая нами из книг или электронных носителей столь велико, что можно все жизнь прожить не думая своей головой, если не ставить перед собой творческих целей. В то же время переживать чувства нас не может научить никакой учебник, это может сделать только опыт, на который у современного человека остается не много времени, особенно если он хочет достигнуть высокого социального статуса честным путем. Это еще одна причина сложности эмоциональной сферы. Человеку приходится обрабатывать огромное количество информации, вытесняя из сознания свои эмоции, что и может вызывать психосоматические заболевания.
От аффективной составляющей нашей психики избавиться невозможно, в то время как от второй сигнальной системы человек может избавиться и с большим трудом, но все-таки выжить. Информацию можно разделить на непосредственную и символическую. Непосредственная это когда мы видим снег и думаем его, символическая, это когда определенным образом перекрещивающиеся линии мы интерпретируем как слово, обозначающее снег. Отключив символический уровень, нам всегда останется непосредственный, отключив непосредственный канал, мы автоматически лишаем себя возможности получать символическую информацию. Непосредственное восприятие информации это и есть наши чувства, эмоции, т. е. аффективная составляющая психики, без нормального функционирования которой невозможно восприятие реальности.
То как перебор информации приводит к уменьшению межчеловеческого общения интуитивно ясно. Некоторые люди проводят большую часть времени, путешествуя по Интернет, просматривая фильмы, читая книги, отдаляясь от близких людей, а некоторые даже теряю возможность вернуться в полноценный социум. Все это может привести к эмоциональным проблемам. Да и сам Интернет является для многих огромным скоплением социально запретных ресурсов.
Постоянный рост количества информации приводит к невозможности ее обработки и, следовательно, контроля. Так же приводит к нарушению ее критического восприятия. Культурно исторические фильтры, призванные охранять человека от переизбытка информации несколько отстают в развитии от лавины информационного потока. Еще одно следствие увеличения кол-ва информации это все возрастающая дифференциация профессиональной деятельности, то же мешающая целостному восприятию жизни, необходимому для формирования у человека чувства защищенности и гармонии. Таким образом одна из задач современной психологии и общества в целом – научится фильтровать информацию.