Нелюди

Юрий Иванов Милюхин
Произведение
Номинация: Литературно-критические статьи Автор: Юрий Иванов
 
Объем: 6 031 [ символы с пробелами ]
Объем по форматам (листов): A6: 5; A5: 2; A4 (в 2-а столбца): 1
 
 
НЕЛЮДИ.
О, как время летит! Пять месяцев прошмыгнуло, как отговорил в Рязани Первый съезд МСП “Новый современник”, делегатом на который я был приглашен Майзельсом в первую очередь. Когда вылезаешь из-за рабочего стола с кандалами по рукам и ногам, любая поездка праздник, хотя приковал себя к этому столу сам. Не пиши, и станешь вольным как птица, но замечают, подкидывают предложения, после которых даже оглядеться проблема, не то, что принимать участие в рецензированиии и отборе лучших произведений собратьев по перу. Поэтому еще раз приношу извинения Эдуарду Филю за предложение поредактировать “Философию жизни”, самого бы кто просмотрел. С умом. И сказал бы, опомнись, малый, пять книг галиматьи настрочил, гольной. Ну и что, что читают, что слухи всплескивают – галиматья и все. Об одном и том же, как воду в ступе толчешь. И я бы сразу переключился на зарабатывание бабок, на поездки по канарам с папуа-гвинеями, хотя сам для себя давно вырубил постулат: “У дурака одна дорога – намолачивать бабки. Купить можно все, но под каждым купленным будет стоять фамилия чужая”. Да какой там, баксов с золотом в упор не вижу, не то, что ярославско-красноярских деревянных. А тут и новая книжка узорами по обложкам уж манит.
Но разговор не о том, у каждого свой путь, о котором мало кто ведает, чаще прилепится не к своему и насмешничает бесталанный над остальными. У нас на портале таких полно, все вроде как при деле. Наверное и я такой, только на насмешки над истинно талантливыми смелости не хватало. А тут и время чуток объявилось, и борзости от передыху прибавилось, и бросился я наверстывать пропущенное.
По приезде в Рязань в зале заседаний нам подарки сделали, именные. Среди прочего подарили книгу «Край рязанский», до нее все никак руки не доходили. А тут сама в глаза бросилась. И пошел я косить ее с голодухи читательской, и такое разочарование вдруг испытал, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Дело в том, что книга сама по себе как бы на уровне, даже на российском, начинается не абы как – со стихов Есенина, с прозы Можаева. Но то ли произведения отобрали не лучшие, то ли сам я переменился за время перестройки – читать такое невозможно. Проза вообще никакая, у всех подряд, особенно у женщин, похожая на размазню на сковородке. Будь я редактором, я бы на Можаеве и иже с ним камня на камне не оставил – тягомотина до сведения скул. Отступления, повторы, ненужные пояснения, просто лишняя словесная шелуха, из-за которых самой сути на кроху не наберется. Какие: краткость – сестра таланта, слово отточенное бьет больнее /мое/, и так далее, истинная галиматья для полноты объема и получения большего гонорара. Кинулся просматривать свои советские труды – слава богу, совести и образования побольше, но тоже подхожу под клеймо «советский классик». От дальнейшей словомолотьбы спасло одно – изначально тянулся к литературе западной, пустопрений не терпящей – Ремарк, Фитцджеральд, Саган, за что не раз был посрамлен на писательских собраниях.
Но дело не во мне – у каждого свой путь, у всякого свой вкус – а в русской литературе вообще. Начал читать стихи, и вдруг почувствовал, как пахнуло на меня родиной, той самой, от которой ком к горлу подпирает. Когда я бывал пьяным – а я одно время был алкоголиком – я плакал под песни в исполнении «Золотого кольца», так за душу брали, что готов был выложить эту самую душу на ладонь и отдать ни за понюх табаку. Нужно сказать, что под зубастую лошадь Пржевальского – Надежду Бабкину – меня разбирало чувство непрязни, а Надежду Кадышеву я любил по русски – всем существом. Когда протрезвел – а трезвый я скоро девять лет – плакать перестал, начал вникать в смысл слов. У «Золотого кольца» смысла много, да все больше угнетенно-печального, будто насадили на Русь ярмо, по сю пору снимать не торопятся. Не наше донское о Степане Разине, вообще, в наших песнях и по морде схлопотать недолго.
Но поразили опубликованные в «Крае рязанском» стихи не великими чувствами к родине, а в полном смысле слова своей бесчеловечностью. Нету в них людей, одни березки, заводи, синие небеса, «стога сена в хмари дремной стерегут уют полей» – неопубликованные стихи Вячеслава Милюхина не из этой книжки, но смысл один. Даже еврейские редкие стихоплеты, как и прозаики, подпали под все перемалывающие жернова и пропели гимны природе, напрочь забыв про человека в ней. Получилось что-то вроде тунгусско-эвенкийско-казахского гимна малой своей родине – что вижу, о том и пою. В европейской, американской поэзии на первом месте человеческий индивидуум со всеми его достоинствами и недостатками, в российской «зеленые росточки с кудрявыми вершинками». Вот и вышло, что благородные порывы прописали какие-то нелюди. Воистину, бытие определяет сознание человека.
В который раз понял я, почему в России человек человеку враг, разве разглядишь его, чаще мелкого, недоразвитого, - а хоть и редкого развитого - за густыми лесами, за дубравами, за отражением небес в речных заводях. Учуешь ли за запахами спелой пшеницы, теплого навоза, парного молока? Услышишь ли даже в городе за пьяными разборками, за беспрерывным грохотом молотков за стенами – ведь мы газовые плиты научились мастерить сами – за странноватым смехом ни от чего, хоть от показанного нам корявого пальца?
Нет, конечно, несмотря на гениальные строки Молоткова в конце стихотворения “Догорает осень рыжим пламенем” – “...Пью по капле, радуясь, смакуя, терпкую оставшуюся жизнь...”. И статья эта сырая, потому что даже пропеченная она никому не нужна. Не дойдет она до русского так называемого самосознания, ведущего Русь своим путем, набитого одним, похожим на латиноамериканский, менталитетом, которому ближе индейские томагавки и перья, как нам кавказские кинжалы и необузданная гордость. А проще – сила есть, ума не надо. Думается, среди такого народа, порождающего подобное массовое творчество, жить будет все опаснее, потому что ему жальче животинку с хворостинкой, нежели себе подобного.
Творчество рязанских поэтов и прозаиков показали сие во всей полноте и собственного, и российского в общем бытия.
Но самое главное состоит в том, что когда мы начинаем видеть человека, писать о нем, то страшнее детектива или триллера вряд ли кто из живущих на планете Земля писателей придумает. Мы калечим, уродуем нашего соплеменника не имея в душе ни капли жалости, мы убиваем его, размазываем как сопли по асфальту, одновременно оказывая честь и уважение людям других национальностей. Значит, в глубине сознания мы понимаем, кем являемся на самом деле? Тогда почему не желаем расти, а показываем дурь в полный рост и во всей безграничной красе и уродстве? Впрочем, вывод прост, со времен Адама и Евы человечество не продвинулось в нравственном развитии ни на йоту. То есть, русский каким был, таким и остался, чеченец каким был, таким и остался, англичанин с евреем какими были, таким и остались.
Последние из перечисленных оказались разумнее всех с самого своего зарождения. Привет, как говорится, родителям, сумевшим воспитать в чадах кого надо, у нас этого не просматривается даже на века вперед.
 
 
© Юрий Иванов, 2006 Дата публикации: 30.04.2006 20:23
 
Количество просмотров: 170
 

Рецензии
pioner1957 [ 17.05.2006 ]
 
 А Вы не задумывалимсь о том, что не только "наше общество", но и всё человечество в целом - беспросветны? И что никакого страт егического будущего у нашей цивилизации - не наблюдается? И что люди в целом - прокляты., а Земля - обречена? (Я даже не про Бога - я о более глубоком)...
 
 И стоит ли скулить о гибнущей России, если весь мир катится в бездну?.. Юрий Иванов [ 17.05.2006 ]
 
 Уважаемый, о том, что вы сообщили, известно уже собакам, но есть притча о попавшем в кувшин с молоком мышонке. Никто не спасется, но... надо жить и работать.
 

Комментировать
Дед Мазай без зайцев [ 04.05.2006 ]
 
 Да уж, правы пионер и Юрий, зачем же так-то? Все равно, как говаривал Константин Сергеевич: "Не верю!" Все больше от позерства, а не от душевной обиды за Державу.
 Так что - третьим буду. На Руси это знаково.
 Василий Киселёв Юрий Иванов [ 04.05.2006 ]
 
 Вряд ли, на Руси тройка знакова лишь для алкашей и для НКВД.
Дед Мазай без зайцев [ 05.05.2006 ]
 
 А как же Н.В.Гоголь? Он об алкашах и НКВД ничего не писал. Не успел, видать.
Юрий Иванов [ 06.05.2006 ]
 
 Николай Васильевич придерживался персонажей сказочных, что не одно и то же с действительностью. Вот там тройка процветает во весь рост. Но на сказках здорово не поумнеешь и не разживешься. Так-то, товарищ без ушей - прошу прощения за каламбур, я к вам всегда с уважением.
Дед Мазай без зайцев [ 06.05.2006 ]
 
 Фу, как Вы, неэстетично! Я хоть и без зайцев ушастых, но сам с ушами. Как говориться, да услышит! Пытаюсь. Пока, Юрий, не получается. Но, дай Бог, чтобы алкаши и энквдэшники - тоже сказочными персонажами стали. Пусть страшных сказок, но сказок, а не были.
 Удачи Вам,
 Дед Мазай Киселёв.
Дед Мазай без зайцев [ 06.05.2006 ]
 
 Кстати, насчет Кадышевой и Бабкиной, я с Вами солидарен: первая - истинная; вторая - а ля рюс. Это точно.
Юрий Иванов [ 07.05.2006 ]
 
 Весьма признателен за ответы, господин Дед Мазай без зайцев. А статья моя от беспросветности нашего общества, ни на йоту не сдвинувшегося с места с введением новых преобразований. Уж менты по телевизору от проститутства своего бесстыжего призывают население запасаться контраргументами от преступников. Цены на квартиры в москвах, в других городах, растут, обманы и подделки во всем, а ведь во главе нашего государства стоит хоть и потомок крепостных крестьян, но бывший - и нынешний - сотрудник КГБ-ФСБ. Толку от него, утонувшего в приемах с "умными" беседами. Мир уважает не его, а нашу заимствованную агрессивность и наши территории с немеряными богатствами. На то, что со временем мы разберемся сами, надежды нет - менталитет не позволит лет эдак еще пятьсот. Потому, пока просвета не видно.
 

Комментировать
pioner1957 [ 04.05.2006 ]
 
 Три вывода, сами собою напрашивающиеся в ходе чтения Вашей статьи:
 
 1. Есть такой великий литератор - Юрий Иванов. Раньше я про него ничего не слышал, но Ваша статья в полный голос о Вас сказала: есть такой Титан Мысли!
 
 2. Люди пишут о природе, потому что писать о современных людях и с к р е н н о никто не хочет. Даже - Вы. (Потому что, повторюсь, при куче изданных Вами по Вашим же словам к н иг лично я о Вас слышу впервые, значит - и Вы пишете либо не о том, либо не так).
 
 3. Заметьте: при 92 просмотрах этой Вашей статьи моя рецензия - единственная. Неинтересна люду предложенная Вами тема, скучно им на неё откликаться. Может быть - люд в чем-то неправ... А возможно - и Вы чего-то недопонимаете...
 В.Куземко. Юрий Иванов [ 04.05.2006 ]
 
 Вы правы, уважаемый, я был, есть и буду никто. Хотя, 92 умных промолчали...
Юрий [ 04.05.2006 ]
 
 Ну, многое из сказанного верно - но тон каков...
 И поневоле вслед за В.Куземко хочется спросить: а кто же он - этот "советский классик"?
 
 Потом разобрался. Это то, который представляясь, пишет:
 Нам не дано предугадать,
 
 Толь повернет фортуну вспять,
 Толь гением ума взорвется...
 
 Забыв при этом, что повернет ли фортуну некий Толь (Анатолий-Толя? или это такой вариант написании фамилии Барклая де Толли?) - нам не известно. Зато хорошо известно, что писать надо "то ли" - а значит, и "то ль" (хоть от такого употребления аж передергивает)...
 
 Это тот великий "советский классик", который пишет в своем выдающемся произведении "Сраная демократия" (так ее, паршивку!) - "Впереди шли две женщины бальзаковского возраста, по нынешним меркам сносно одетые, не голодные. Тротуар тянулся вдоль железного забора, за которым находился университет железнодорожного транспорта" - даже не задумываясь о двусмысленности и каламбуристости выражения "по нынешним меркам сносно одетые":)))
 Как минимум две двусмысленности:
 по меркам - имеются ввиду обычаи нынешние или мерки, по которым шилась одежда?
 сносно - то бишь, сносят все же свою одежду?
 
 В общем, "врече, исцелися сам".
 Или, по меньшей мере, с болшей любовью к людям говори о том, что в их поведении считаешь неприемлемым...
Юрий [ 04.05.2006 ]
 
 Да, тезка, а два дурака - Куземко и я - не смогли...