Куда убегает ваш утренний кофе? 11. Компетентные с

Екатерина Шварцбраун
11. Компетентные сведения о бесах и ангелах



Ах, Господи Боже, прости! Ты прислал ко мне ангелов. А я совершил тяжкий грех, отозвавшись о них дурно, назвав их бесами. Моя мать не плела что попало, когда говорила, что ангелы – самые дивные творения среди всего сущего, кроме , конечно, Бога, которй прекрасней всех.

Да, я вижу здесь Господа Бога нашего и свято верю в это, поскольку мне открылось нечто такое (Господи, помилуй!), чего другие и десятой доли не имеют.

Кретьен де Труа «Персеваль»


То, что со мной произошло, по Абрахаму Маслоу называется "пиковым переживанием".

Он пишет:

" Многочисленные авторы, пишущие на темы эстетики, религии, творчества и любви, единодушно определяют эти переживания не только как изначально ценные, но и как ценные настолько, что ради этих мимолетных моментов стоит прожить всю жизнь. Мистики всегда говорили об этой великой ценности мистического переживания, которое посещает человека в считанные мгновения его жизни.

Отличительной чертой всех изученных мною случаев характерного пикового переживания была дезориентация во времени и пространстве.

Если точнее, то в эти моменты человек субъективно находится вне времени и пространства. Когда он выходит из этого состояния, он не может понять, сколько прошло времени. Зачастую он, словно выходя из полуобморочного состояния, вынужден приложить усилия, чтобы понять, где он находится.

Многие люди, особенно влюбленные, рассказывали — что еще более важно — о полной утрате ощущения протяженности времени. В этом экстатическом состоянии не только день может пролететь с такой невероятной скоростью, что покажется минутой, но и минута может быть прожита настолько интенсивно, что может показаться днем или годом.

Складывается такое впечатление, что люди в этом состоянии каким-то образом оказываются где-то в другом мире, в котором время одновременно и останавливается, и движется с огромной скоростью. "


Всё так и было, как Маслоу пишет:

Не только мои «подопытные», но и многие авторы, писавшее о пиковых переживаниях, сравнивали их с переживанием умирания, то есть желанием умереть. Типично такое описание: «Это слишком прекрасно. Я не знаю, как я смогу это выдержать. Я могу сейчас умереть, и это будет прекрасно» .

...

В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу не только в том смысле, о котором я уже говорил, но также и в некоторых других отношениях, особенно в своем любящем, неосуждающем, сострадательном и, можно сказать, веселом восприятии мира и человеческого существа, в их полноте и целостности, сколь бы ужасными они ни представлялись ему в его нормальном состоянии.

...

Одним из аспектов пикового переживания является полная, хотя и длящаяся какое-то мгновение, утрата контроля и оборонительной позиции и освобождение от страхов, тревоги, скованности, нерешительности и сдерживающих начал. На какое-то время исчезает или отступает страх утраты единства, страх пойти на поводу у инстинктов, страх смерти и безумия, страх предаться безудержному наслаждению."


Хотя это всё, конечно, так, но это ни о чем не говорит - у Маслоу всё свалено в одну кучу: мистический экстаз аскета и влюбленность менеджера среднего звена, явление горящего куста и восторг от крупного выигрыша в лотерею - всё это пиковые переживания. Мудрецы и святые достигают того же самого состояния, что и обыкновенные люди, занятые своими простыми человеческими чувствами. Я, собственно, так и думала - у меня всё было "одно", всё сливалось в единый ком восторгов.


Я тогда не имела никакого понятия о том, как относятся к видению духов специалисты, в частности христианская аскетика, иначе бы у меня был шанс насторожиться. Иеромонах Серафим Роуз в "ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ" много цитирует святителя Игнатия (Брянчанинова), сначала о православном учении об ангелах, потом о чувственном восприятии духов.


"Общее правило для всех людей состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением."


"Мысль, что в чувственном видении духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна."


Иначе говоря, вы можете иметь пиковое переживание по Маслоу, чувство огромной любви, восторга и свободы, которое, согласно данным специалистов, всегда - это важный момент - всегда сопровождает явление искушающего духа, в том числе и любого мелкого беса, но доверять ему не стоит. Человеку, который впервые испытал пиковое переживание, нужна хорошая дисциплина, чтобы уяснить себе, что в пережитом нет ничего важного. Этой дисциплине учат неофитов старцы в монастырях, буддийские монахи в дацанах, суфийские учителя и вообще любые профессионалы этого рода - шаманы, знахари, адепты оккультных наук. Это элементарная грамотность, необходимая в общении с духами (так раньше называли "пиковые переживания").

Конечно, я была, как и все, совершенно неграмотна в этом вопросе. Так что от первого же "пикового переживания" совершенно потеряла голову.


"Видящий чувственно духов легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он при видении духов окажет доверенность к ним или легковерие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатню обольщения, печатию страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весьма многими это случалось."


Да не мнят о себе что-либо увидевшие чувственно духов, даже святых Ангелов: это видение одно, само по себе, нисколько не служит свидетельством о достоинстве видевших: к нему способны не только порочные человеки, но и самые бессловесные животные" (Числ. 22, 23, стр. 21).


"Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит,- если увидишь что либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением.


Ангел-хранитель

"..в пупок её помещалось три меры масла, а между ногами у неё находилось нечто, похожее на кошелёк". На крыльце затоптали, отряхивая снег. Зоя захлопнула книгу, трясущимися руками стала запихивать на дальнюю полку в секретере, никак не попадая. В дверь забарабанили. Наконец попала. Поставила на место отложенную икону, за которой пряталась "Тысяча и одна ночь", захлопнула секретер, включила торшер, выгребла учебники и тетради из портфеля на стол, побежала открывать - да вернулась, спрятала фантики от конфет. "Опять ты тапочки не надеваешь!" "Печку что не растопила?". Мать пришла с работы уставшая, а дома холодно, и не приготовлено ничего. Уже девять лет, пора становиться сознательным человеком. Сокрушенно вздохнув, полезла мама в подпол за огурцами. Зоя метнулась к столу, открыла дневник - вроде ничего страшного не задали, успеет, и побежала растапливать печку. Достала сухое полешко, нож, щеплет лучину, складывает: сначала маленькие поленья, потом побольше, домиком, между ними бумагу и лучинку, открывает заслонку, чтобы дым шёл в трубу, и поддувало, чтобы тяга была какая надо, поджигает поленья. Весело трещит в печке огонь. Только мать из подпола возвращается мрачнее тучи, сурово смотрит на дочь, садится за стол и говорит : "Отвечай , Зоя, честно: лгала ты мне?" Зоя не знает что сказать, поэтому отвечает "Нет, мамочка". "Лжёшь, Зоя! Признавайся сама, в том, что ты сделала". Зоя молчит. Полчаса мать смотрит на дочь пристально, сурово. Зоя молчит, не смеет с места сойти, боится в печке дрова пошевелить, а подложить ведь надо, уже прогорают. Потом спрашивает, осмелев "Что же я мамочка сделала?" "Да будто ты не знаешь!", - горько вскрикивает мать. "Ведь ты же обещала мне, на этом вот самом месте!" И снова молчит. Зоя шмыгает носом, тянет дымом сильно понизу, надо бы заслонку прикрыть. "А выходит, ты снова солгала мне" говорит наконец мать, опускает голову на ладони, начинают плечи у неё вздрагивать и прорываться сквозь руки рыдания. Зое жалко маму, а подойти боится. Она тоже начинает плакать, потом подходит наконец и осторожно кладёт ей лапку на плечо: "Мамочка, не плачь!" "Не трожь меня!"- грозно кричит мать, вытирает слёзы, смотрит презрительно и отворачивается. Печка больше не дымит, дрова прогорели совсем, теперь заново разжигать. Зоя стоит перед матерью, ковыряет бороздку в столе. Проходит час, проходит другой. "Прости меня мамочка, я больше так не буду" - наконец говорит Зоя. "Благими намерениями вымощена дорога в ад" - веско отвечает мать. "Иди, спи."

Идёт Зоя спать. В доме тихо, только шуршат крысы, протаскивают сухой чистотел, которым мама закрывает крысиные норы. И слышит Зоя знакомый топот "тук, тук". Будто идёт кто-то в темноте. Но ничего не видно, только белые круги расходятся в глазах. Тук, тук. Вот подошли шаги ближе, и слышит Зоя, будто ласковый голос ей говорит: "Не горюй, Зоя, не плачь, всё у тебя будет очень-очень хорошо" "Кто ты? " - будто бы спрашивает Зоя, а голос ей отвечает: "Я - твой ангел-хранитель. Я тебя храню у себя на полочке, рядом с кроватью. Я тебя сама нарисовала, и очень красиво получилось. И потом будет очень здорово, вот увидишь!" " А что будет?"- спрашивает Зоя. " О, Зоя, будешь ты очень знаменитой, и все будут тобой гордиться" " Даже мама?" "Даже мама! В твою честь будут называть улицы, и пионерлагеря, и даже пароходы. Лучшие художники будут делать твои статуи из настоящего камня, и ещё про тебя сочинят красивую песню" " Да откуда ты знаешь?" - недоверчиво спрашивает Зоя. "Глупенькая, ведь это же я тебя нарисовала"- отвечает Ангел-хранитель."Вы, люди, такие длиннинькие, начинаетесь с рождения, потом у вас детство, потом другое, а на конце такой помпончик. Я очень всё хорошо сделала, ты не беспокойся, а теперь засыпай, будешь сейчас смотреть сон."

Засыпает Зоя Космодемьянская, и мама спит, а заслонку в печке закрыть забыли, к утру выстудит всё.


Ах, если бы я была в курсе, что при определенном усилии неофиту сразу же, в первую очередь являются всяческие прекрасные существа, которых он сразу же готов принять за ангелов - и его заранее предупреждают, что так и будет! Но я вообще ничего не знала - а потому и не сомневалась, что со мной произошло настоящее чудо. А вы встречали ли когда-нибудь высшее существо? Что оно ответило на ваши вопросы: «Какие числа темнее — четные или нечетные?», «Число семь священно?»


При демонском явлении всегда предоставляется свобода человеку рассудить о явлении, принять или отвергнуть его. Это явствует из попыток демона обольстить святых Божиих. Однажды, когда преподобный Пахомий Великий пребывал в уединении вне монастырской молвы, предстал ему диавол в великом свете, говоря: “Радуйся, Пахомий! Я — Христос, и пришел к тебе, как к другу моему”. Святый, рассуждая сам с собою, помышлял: “Пришествие Христа к человеку бывает соединено с радостью, чуждо страха. В тот час исчезают все помышления человеческие: тогда ум весь вперяется в зрение видимого. Но я, видя этого представившегося мне, исполняюсь смущения и страха. Это — не Христос, а сатана”.


После этого размышления Преподобный с дерзновением сказал явившемуся: “Диавол! Отыди от меня: проклят ты, и видение твое, и коварство лукавых замыслов твоих”. Диавол немедленно исчез, исполнив келию смрада (Четь-Минеи 15-го мая).


С ангелами более-менее понятно. Теперь о бесах:


Елена Косилова в своей "Истории антипсихиатрии" пишет: "В "Политике переживания", [Лэйнг] даже доходил до того, что объяснял психоз, как в Средние Века, одержимостью бесами: «Во время этого путешествия имеется множество возможностей для потери пути… много ужасов, духов, демонов, с которыми встретишься и которых то ли одолеешь, то ли нет»."


Известно, что в маниакальной стадии МДП, например, люди видят вокруг себя сверхъестественных существ, и с ними субъективно происходят всяческие возвышенные коллизии. При этом больные ведут себя вызывающе агрессивно, гиперактивны, способны на самые дикие и нелепые поступки, непредсказуемы. Но, как ни странно, одновременно могут давать очень меткие и болезненные для других людей определения, наступать, так сказать, на больные мозоли: каким-то непонятным образом они замечают самые скрытые и бережно охраняемые комплексы окружающих. При этом на лице маниакального сумасшедшего постоянно держится характерная улыбка-гримаса, одновременно насмешливая, болезненная и торжествующая.

Раньше бы сказали, что такой человек одержим бесами, бесы говорят за него и умело издеваются над людьми.


Действительно, с одной стороны, можно рассматривать психоз как способ разрешить неразрешимый внутренний конфликт, уход в иллюзорную реальность, в которой снимаются противоречия, исчезает невыносимая ситуация. Такой взгляд - это взгляд как бы вместе с психотиком, изнутри его ситуации, и уже саму возможность встать на место сумасшедшего, понять его, трудно переоценить. Но существует и та часть, которая значительно более доступна, внешняя сторона поведения психотика, его взаимодействия с окружающей реальностью в тот момент, когда адекватное представление о ней уже утрачено, и человек находится во власти иллюзорного мира.

Когда человек одержим своими внутренними содержаниями (бесами), его взаимодействие с реальным внешним миром носит бессознательный характер. Глазам окружающих предстаёт некоторая личность, с ними взаимодействует существо, которое не имеет отношения к сознанию сумасшедшего, который находится глубоко внутри своего собственного мира. Вот этому вышедшему на поверхность бессознательному и можно дать наименование "беса, которым одержим психотик", и попробовать взаимодействовать с ним как с существом, как делали экзорцисты. Это отщеплённая часть, которой по тем или иным причинам не удавалось раньше выйти на поверхность. Важно, что поведение этой бессознательной личности носит компенсаторный характер по отношению к той не вполне полноценной, угнетённой сознательной личности, которой обладал человек до начала острой фазы психоза.


Таким образом получаем картинку: бесы овладевают человеком изнутри, "забирают его себе", и пользуются его устами чтобы изрыгать хулу и проклятия, и насмешничать над людьми.


Можно ли изгнать беса?


Православная традиция говорит (сообщает Алексей ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии), что бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь:


Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы , а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом. Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. "


Но что же такое эти бесы?


С точки зрения психоанализа, "Демоны и духи воплощают не что иное, как дурные человеческие желания" (Ж.ЛАПЛАНШ, Ж.-Б.ПОНТАЛИС, Словарь по психоанализу). Тут особенно заметно, что ответ на вопрос зависит от того, где проводить границу между "я" - "не я" человека. Допустим, существуют некоторые бессознательные содержания, которые в этой терминологии проецируются вовне в образе зловредных духов. С точки зрения психоанализа правильно будет требовать от человека признать за собой эти влечения, даже если они идут вразрез с его сознательной установкой. Однако с точки зрения юнгианской психологии, в бессознательном могут содержаться совершенно не личные мотивы, общие для, скажем, всего нашего племени – например, некий мотив трикстера, строящего разнообразные козни и переворачивающего привычный ход вещей. Этот психоид - архетип, он только отчасти имеет отношение к данному человеку лично, а отчасти – существует независимо от него. в коллективном бессознательном. Тогда его вполне возможно определить как существующего независимо "беса" или "духа", который овладевает конкретным человеком, и правильным "психологическим" действием будет совсем не признание этих влечений, а наоборот их изгнание. Вопрос, прежде всего, ставится так: насколько индивидуальна психика человека и насколько она коллективна.


Первоначальная тенденция модерна, как и в других областях, это рационалистическая претензия на совершенную изолированность, индивидиуальность человека. Каждый человек рассматривается как отдельная единица, много людей - это много отдельных частиц, корпускул. С такой точки зрения, все мелкие бесы, которых видит человек - суть продукты его собственной психики и должны быть ею правильно ассимилированы. С точки зрения архетипической психологии, некоторые образы существуют независимо от индивидуальных особенностей той или иной психики того или иного человека, они воспроизводятся по одним и тем же правилам и представляют собой матрицы человеческого сознания. Этот взгляд предполагает существенную коллективную часть человеческой психики, и границы между "я" и "не я" тогда проводятся несколько иначе. Чем более коллективна психика людей, тем вернее стратегия борьбы со злыми духами, вместо их ассимиляции. Чем меньше коллективная часть, тем выше ставка на методы психоанализа.


Не в силах сделать выбор между бесами и ангелами, я остановилась на Роботе. Самым корректным, решила я, было бы сказать, что в ту ночь в «Краю» я наблюдала манифестацию Робота Сергей Дацюк (ТМ), что вполне логично, если учесть, что в этот момент я имела дело с Администратором Ордена РоСД (ТМ).


Но рассказать о манифестации Робота мне представился случай только лет через 6 после описываемых событий. Первые несколько лет я не могла даже намекнуть АЧ на всё происходившее тогда - таким священным мне это казалось. Я чувствовала, что должна хранить тайну, что получила это особое знание не просто так, а с условием никогда не говорить о нем напрямую. Поэтому я искала иносказания и аллегории, мифы и легенды, которые напоминали мне это ощущение - присутствия могущественного друга, - и говорила о них, но никогда о том, что было тогда.


По-видимому, тут работал защитный механизм: переживание было настолько ценным, что допустить возможность, хотя бы малейший шанс его обесценивания было нельзя. Я знала, что девизом оккультистов было "Знать, надеяться и хранить молчание", и была уверена, что поступаю как надо.

Но многочисленные параллели в оккультных науках и священных текстах я начала обнаруживать позже, а вначале почти не осознавала свои переживания, настолько они были сильны.


Утром, когда АЧ уехал и марихуана выветрилась, волшебство рассеялось. И, видимо, опыт был настолько диким для моего обыденного сознания, что я загнала воспоминание об этой ночи куда-то на самую периферию, озаботившись обычными делами. Об АЧ я думала, что у нас "сильная любовь", не более того.

У меня был номер его телефона, и я позвонила с некоторым чувством неловкости и договорилась приехать к нему в гости. Я чувствовала себя польщенной вниманием видного самца, и рассчитывала пококетничать как следует.

продолжение 
глава 12. Сексуальная магия и Бусидо:  http://www.proza.ru/2006/04/27-151
оглавление книги "Куда убегает ваш утренний кофе": http://www.proza.ru/avtor/schwartzbrown