Русская рулетка. Нужен ли России суд присяжных?

Виолетта Викторовна Баша
Виолетта Баша, "Литературная газета"


Эйфория окончилась.
 
В России нет презумпции невиновности!
 

 

Не понять практичным иностранцам России, - ни умом, ни даже ностальгируя по тем временам, когда Европа была еще юной, полной жизни и эмоций, не похожей на нынешнюю, умиротворенную и скучающую. В какой еще стране поговорка «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» стала наиболее устойчивой по отношению ко всем «ветрам перемен» «национальной идеей»? Не раз слышала, что любой русский эмигрант воспринимается в Европе как прямой потомок классиков русской литературы, будь он даже сбежавший отдохнуть от трудов тяжких по реформированию отечественной экономики бандит. Потомки Достоевского, говорите? В материале Валерия Бурта «Оправдательный приговор и его жертва» - и преступление, и наказание, и русская классика: в Брянской области молодой мужчина, Александр Хахулин, убил ровесника-милиционера, был оправдан судом присяжных, и покончил с собой. Ну, «достали человека менты» (так, кажется, говорят в народе?), ну выпил и не сдержался (все так понятно - с кем не бывает?). А тут еще безденежье, безработица. Узнаваемо? Россия наша матушка. Но есть еще одно. Мы привыкли говорить о том, что наш народ терпелив, терпит любые эксперименты над собой. Изредка срываясь в бунт, «бессмысленный и беспощадный». Терпелив? Говорят, россомаха может одолеть нескольких волков, если ее загнать в угол. Это не месть и не обида. Думаю, этот самый Хахулин сам был не рад содеянному. Реакция больного общества, брошенного государством и обреченного на выживание. И что мы в таком случае хотим от суда присяжных?

Зеркало общественного сознания. Со всеми его мифами, обидами, маргинальным менталитетом. Посидите на процессах, послушайте «аргументы и факты». Может быть, именно там и следует искать эту самую национальную идею?


 Десять лет назад в России возродились суды присяжных, существовавшие в царской России и упраздненные в годы революции. Закон о введении судов присяжных принимался с большим трудом. Его противником выступила Прокуратура Российской Федерации. Законопроект дважды проваливали в Совете Национальностей. Только с третьего захода он прошел через Верховный Совет.
 Между тем, народ воспринял суды присяжных с энтузиазмом. Казалось, оправдательные приговоры посыпятся как из рога изобилия, что суд присяжных защитит от произвола судей, от признаний, полученных под давлением. В первые же месяцы каждый пятый обвиняемый подал ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Настало время эйфории, люди верили – присяжные оправдают любое преступление. Но… чуда не произошло. Если при самодержавии оправдывали каждого третьего, сейчас все суды вместе взятые решают, что подсудимый невиновен в 2 процентах случаев, то суды присяжных - в 16 процентах. И это при том, что присяжные рассматривают только самые тяжкие и жестокие преступления.
 



Русская рулетка


Суды присяжных рассматривают самые тяжелые, самые кровавые преступления. В прошлом году в Курске суд присяжных рассмотрел зверское убийство Сергеем Боевым семьи Чуриловых. Из-за 1500 рублей он зарезал пять спящих человек - всю семью своего друга. Убийца вырезал семью из пяти человек - старика, троих его сыновей и сожительницу одного из них. Как установило следствие, кромсая своих знакомых, преступник орудовал сразу двумя ножами.

Подозреваемого 39-летнего Сергея Боева по кличке Рыжий задержали буквально через несколько дней после расправы - он прятался на болоте, перекрасив волосы и сняв с зубов коронки. Во время задержания Боев попытался перерезать себе горло, но его вовремя доставили в тюремную больницу, где он выжил. А в начале этой недели в Курском областном суде начался процесс над Сергеем Боевым, который обвиняется в убийстве пяти лиц, совершенном с особой жестокостью. Судьбу «золотухинского мясника» должен решить суд присяжных - таково было требование подсудимого. Это будет первый суд присяжных в Курской области.

Из обширного списка присяжных, в котором около трех тысяч человек, были выбраны тридцать. Затем из них отобрали четырнадцать - двенадцать человек основного состава и двое запасных. В начале недели присяжные начали знакомиться с делом Боева.

Как сообщила «Комсомолке» судья Елена Безгина, приговор, скорее всего, будет вынесен не раньше следующей недели. К слову, против присутствия журналистов в суде Сергей Боев возражать не стал. Похоже, что наоборот обвиняемому нравится внимание прессы к его персоне. Он даже не отказывается от интервью и фотосъемки.




Обращаются к судам присяжных и в случае «громких дел». В Красноярске присяжные должны решить судьбу ученого-физика Валентина Данилова, которого обвиняют в шпионаже в пользу Китая. После того, как в Вологодской области суд присяжных оправдал убийцу, подобные случаи были и в Московском областном суде, противники суда присяжных стали давать интервью прессе под заголовками: «Убийцы выходит на свободу». Так ли это?

 В суде присяжных право решать участь преступника предоставлено двенадцати выбранным присяжным заседателям. Вердикт они будут выносить только на основании своей интуиции и морали. И хотя действительно часто убийцы стали освобождаться в зале суда, просить суда присяжных для многих обвиняемых – игра в русскую рулетку. Ведь решение присяжных является окончательным и не подлежит обжалованию в Верховном суде. Это и удерживает многих новоявленных Чикатило от желания «отдать себя в руки» присяжных. Суды присяжных редко выносят оправдательный приговор в случае особо жестоких преступлений.


«Работники большой дороги»

Вечером 25 января 2002 года Андрей Воронин остановил машину Атласова около кинотеатра «Россия» и попросил отвести его в Быково. Договорились о цене. С Ворониным в машину сели Алексей Афонин и Сергей Котов. Доехав до церкви в селе Быково, Воронин попросил остановить машину. Афонин накинул на шею Атласова шнурок и стал душить. Котов удерживал жертву за руку, Воронин - за ноги. Атласову удалось порвать шнурок. Тогда Афонин и Котов повалили жертву на пол, после чего, угрожая убийством, перетащили на заднее сиденье, где отобрали у него 400 долларов. Нападавшие забирали все мало-мальски ценное: чехлы от сидений, автомагнитолу. Самой дорогой из похищенных вещей был мобильник ценой 7 тысяч рублей. Угон машины в планы преступников не входил: прихватив награбленное, они скрылись с места преступления. Успех окрылил троицу, к тому же появились деньги на наркотики, и троица стала ходить на дело как на работу: в течение месяца они повторили нападения восемь раз. Действовали по отработанной схеме. В Москве останавливали машины и просили отвести их в сторону Быково. Дальше – сигнал к нападению, удавка на шею шофера. Удивляет список похищенных вещей. Кроме магнитол, чехлов и мобильников - аудиокассеты, сигареты, шоферский амулет - сувенирная собака, бутылка «Боржоми» стоимостью аж 20 рублей! Никто из водителей убит не был. В конце февраля «подмосковных робингудов» поймали на месте преступления.


… И замаячила «вышка»

 Ирина Эдуардовна Зыкова, адвокат Алексея Афонина: «По делу Афонина органы предварительного расследования вменяли обвиняемым статью 209 УК РФ - создание банды. А они забирали копеечные вещи, не причинив никому вреда. Машины не угоняли. Единственное оружие, которое у них было – шнурок». Если бы группу призвали бандой, Афонину с учетом бывшей судимости грозил бы пожизненный срок. В лучшем случае – двадцать лет заключения. Чтобы признать обвиняемых бандой, требовалось наличие оружия. И оно … нашлось.

Адвокат И. Э. Зыкина: «Задержали их в феврале 2002 года. А кинжал Афонин выдал в мае 2003 года. По словам Афонина, следователь сказал ему, что нужно оружие, тогда будет суд присяжных. Можете себе представить, что в трансформаторной будке в течение года хранится кинжал. Свидетели говорили, что работали в этой будке и не видели кинжала. А 21 мая 2003 года его внезапно находят…»

Присяжные признали, что не было кинжала, не было банды, признали эпизод, в котором Афонин не мог участвовать: в этот день он совершил кражу. Хотя обвинение считало, что в 2 часа он мог совершить кражу, а в полтретьего - разбойное нападение. Для Афонина прокурор просил 18 лет лишения свободы плюс 4,5 года за кражу. С учетом вердикта присяжных Афонину дали 17 лет лишения свободы. Котов получил 15 лет, Воронин – 13 лет.


Труп убил себя сам

И снова слушается дело о нападении на шофера. На этот раз жертва была зверски убита – череп проломлен в пяти местах. Анатомические подробности вызывают шок в зале суда. Четверо парней остановили «Волгу», попросили их довести до определенного места, но настоящей их целью было - завладеть машиной. На 19 километре от Москвы они напали на шофера. По словам адвоката, шофер сам полез на них с монтировкой, когда узнал, что платить ему не собираются. Мне не верится - это один-то против четверых? Обвиняемые в убийстве не признаются, один из них признает факт разбойного нападения. Очевидцев убийства нет, жертва уже ни о чем рассказать не может. В зале сидит вдова покойного. Ее руки едва заметно дрожат, она принимает лекарство. На что рассчитывают обвиняемые – не понятно. Из разговоров присяжных в курилке: «Один спал, другой вышел из машины, и никто не убивал! Что же, выходит, труп сам себя кирпичом по голове огрел?». Обвиняемые у них явно не вызывают сочувствия. Спустя неделю один из обвиняемых признал, что нанес два удара. Между тем, медицинская экспертиза утверждает, что ударов было не меньше пяти.

Наступил день, когда присяжные должны вынести вердикт. Но они сомневаются. Многое не доказано. Перед тем, как удалиться в совещательную комнату, где они запрутся на три часа, они слушают напутственное слово судьи. Речь судьи была яркой: «Если вы примите решение о недоказанности вины, нам придется открыть вот эту клетку и выпустить их на свободу». При слове «их» на лицах многих из присутствовавших можно увидеть явное отвращение.


Три томительных часа, пока присяжные принимают решение, в коридоре ведутся разговоры о том, нужен ли суд присяжных в России. Родственники убитого, жаждущие наказания убийцам своего мужа и отца, не верят присяжным. Говорят, что нельзя присяжных набирать из толпы – нужен образовательный ценз, иначе они не разберутся во всех тонкостях. А в совещательной комнате страсти разгораются не шуточные – громкие голоса слышны в коридоре. Судебный пристав рассказывает мне о выпущенных на свободу убийцах, которые, признав свою вину на предварительном следствии, на процессе отказывались от нее. «России суд присяжных не нужен, - делится он со мной. – Мы не можем защитить присяжных, если им угрожают. Как и не можем быть уверены, что им не дают взятки». Однако, подкупить все 12 человек далеко не всем по карману.


Наконец, все встают: присяжные выносят вердикт. По всем пунктам – «виновны». Вдова поднимает руку, сжатую в кулак.



В России нет презумпции невиновности


Если на вас напали и вы, не дай Бог, убили нападавшего, считайте, что вы уже за решеткой. Доказать, что вы действовали в целях самообороны практически невозможно. В судах общей юрисдикции практически нет шанса на оправдательный приговор, и ваша единственная надежда – суд присяжных. Адвокат Ольга Геннадиевна Шамакина рассказывает про случай из практики коллеги: суд присяжных признал факт самообороны и оправдал обвиняемого в убийстве. Адвокаты говорят – у нас нет презумпции невиновности. А вот смертная казнь вскоре может опять войти в практику – после того, как во всех регионах России начнут действовать суды присяжных, последним из которых станет Чечня - с 1 января 2007 года.


Адвокат И. Э. Зыкина: «В основу обвинения у нас часто ложатся объяснения оперативных сотрудников. Существует предвзятость органов обвинения, состоящая в том, что раз уже вывели что-то на стадии следствия, то надо этого и придерживаться. Оказывалось ли при этом давление, не оказывалось, не важно, но, как правило, оказывалось. Присяжные могут понять, по какой причине возник тот или иной документ».


Ольга Геннадьевна Шамакина, член Московской областной коллегии адвокатов:

 «В суде присяжных процент оправдательных приговоров на порядок выше, подсудимый может надеяться на оправдательный приговор, в то время как в судах общей юрисдикции это почти невозможно. Принцип презумпции невиновности у нас лишь декларируется. Часто в суде общей юрисдикции собранные в ходе предварительного следствия доказательства оцениваются с обвинительным уклоном. Присяжные, как правило, люди далекие от юриспруденции и вынося свой вердикт, руководствуются внутренним убеждением и совестью. Присяжные, являясь частью общества отражают его мнение, и иногда выносят оправдательный вердикт подсудимым, в чьих действиях формально содержится состав преступления, но обстоятельства его совершения приводят присяжных к выводу о невиновности подсудимого. Однако, иногда суд общей юрисдикции имел бы и преимущества с точки зрения подсудимых, но при условии – если бы всегда соблюдалась презумпция невиновности и все неустранимые сомнения в соответствии с Конституцией РФ толковались в их пользу. Так, суд общей юрисдикции предпочтительнее, когда в материалах дела имеются доказательства, полученные с нарушением закона (показания данные под физическим давлением сотрудников милиции и т.д.) и факт нарушения закона сотрудниками милиции установлен, а подсудимый впервые привлекается к уголовной ответственности и является добропорядочным гражданином.

Когда суд присяжных только возродился России, многие рассчитывали на шикарные оправдательные приговоры. Сейчас эйфория ушла. Практика показала, что с наряду с оправдательными, присяжные чаще выносят обвинительные вердикты ».

Присяжные – зеркало общества. Часто на эту роль привлекаются люди социально не благополучные, и, по мнению адвокатов, не испытывающие особой приязни к богатым согражданам. Эта тенденция особенно заметна в провинции. Один из адвокатов рассказал мне про случай, когда обвиняемых в изнасиловании девушки из богатой семьи оправдали, по его мнению, именно по причине нелюбви к богатым. И все-таки не стоит опасаться, что суд присяжных выпустит всех убийц на свободу. А вот не допустить того, чтобы в тюрьму угодил невиновный, он может. Суд присяжных эффективен, когда речь идет о таких преступлениях, за которые предусмотрено длительное заключение.


Дискуссия продолжается

Один из аргументов противников судов присяжных в том, что количество дел создаст завалы в судах. Но и подсудность областного суда сегодня невелика. Например, по Ивановской области в среднем в год рассматривается 50 уголовных дел. Самые высокие показатели применения суда присяжных - 40 процентов, то есть примерно 20 уголовных дел. Каков же итог? Миф о том, что суды присяжных дают только оправдательные приговоры, не подтвердился. А вот мнение о том, что оправдательный приговор – это ЧП, пора менять. Сторонники суда присяжных считают, что судьи боятся потерять независимость. С введением суда присяжных ослабляется возможность влияния вышестоящих судов на нижестоящие. В России жестко выстроена судебная иерархия и вышестоящий суд через телефонное право может влиять на нижестоящий суд. Введение судов присяжных такую иерархию ломает. Появляется истинная состязательность сторон. Обвинение должно представить стопроцентные улики, а защита - убедительные доводы.

Большой проблемой является нехватка присяжных. Только в Москве для судов всех уровней их потребуется около 150 тысяч. Руководителей предприятий, заявляющих: «А кто работать будет?», можно понять. И хотя государство каждому присяжному дает зарплату 50 процентов от оклада судьи, самоотводы стали не редкостью, одна из причин

– боязнь потерять работу.

Нужен ли России суд присяжных?

Эффективность его зависит от правового сознания общества и состояния общественной морали. Мировая практика показывает, что суд присяжных – неотъемлемая часть демократического устройства государства. И как таковая имеет право на существование.

Заместитель председателя Комитета по законодательству ГД РФ Павел Викторович Анохин: «Насколько мне известно, сегодня суды присяжных действуют на территории лишь 9 субъектов Российской Федерации. Как мы видим на примере других стран, эта система имеет право на существование, другое дело, что мы должны создавать такие суды присяжных, которым будут доверять и адаптировать их работу к нашей системе правосудия. Второй вопрос – финансирование. К сожалению, на данном этапе создание судов присяжных не финансируется достаточно, из-за нехватки средств многие Законы остаются нереализованными. Я надеюсь, что со временем мы сможем реализовать право жителей Российской Федерации на рассмотрение его дела судом присяжных, однако, для этого Государственной Думе необходимо провести еще большую работу».


Напомним о последних трёх процессах с оправдательным вердиктом. В Москве, где слушалось дело о массовых беспорядках на рынке в Ясеневе, в качестве обвиняемых предстали пятеро участников преступления. Но за решётку угодил лишь один. Двое обвиняемых получили условный срок наказания, столько же были признаны невиновными.

Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону рассматривал дело об убийстве группой спецназа ГРУ шестерых мирных чеченцев. Четверо обвиняемых не отрицали факта происшедшего, однако военные сумели убедить присяжных в том, что действовали «по приказу командования».



С начала 2003 года суды присяжных заработали в десятках российских регионов, в дополнение к девяти, где присяжные выносят вердикты с 1994 года. Каждый год в России люди подают 18 тысяч жалоб на нарушение закона судьями, но разрешаются конфликты только в 4 процентах случаев. И сторонники, и противники судов присяжных согласны в том, что по делам, подлежащим ведению суда присяжных, качество предварительного следствия выше, а нарушений прокуратуры и милиции – меньше.