Психологический манифест и комментарии к нему

Влад Лившиц
 
 На фотографии В. М. Лившиц
----

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ
 (Вызов XXI века к психологии и психологам)

 В 1960 году Жан Пиаже выразил
 твердую уверенность, что психология
 в XXI веке станет главной наукой
 В. П. Зинченко (2005 г.)

Золотой век психологии возвращается
на новом витке
 А. Г. Асмолов (2000 г.)

«В XXI веке нас ждет революция именно в
области психологии, в результате которой
получат объяснения с точки зрения
естественнонаучных представлений, с точки
зрения физиологии многие явления
человеческой психики и сознания»
  Проф. Принстонского института высших
  исследований Владимир Воеводский (2011 г.) [3]


 
 

 
 
Каждая эпоха имеет свои характерные особенности. Прошлое столетие завершилось бурным развитием информатики, и фактически создало возможности для неограниченного объема переработки и передачи информации. Разумное использования этого ресурса и будет предопределять, во многом, благополучие, как человека, так и общества. Психологическая наука и практика также достигли довольно высокого уровня. Настало время использовать психологию с большей пользой для человека.

Существенно изменилась сейчас научная парадигма, что нужно принимать во внимание при выработке стратегии дальнейшего развития. Так, из гносеологического принципа Андрея Колмогорова следует, что мышление человека и его творчество несовершенно и никогда не может быть достигнут абсолютный оптимум.
 
Из фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта вытекает, что мир не столь сложен, как представлялось ранее, хотя и обладает огромным разнообразием. Вместо нормального закона распределения, как оказалось, в большинстве случаев распределение носит гиперболический характер (закон Ципфа). Закончилась эра функционального представления о явлениях и, связанные с этим методы управления системами. В неравновесных системах даже одиночные импульсы могут приводить к необратимым или значительным изменениям. Аналитическое мышление во многих случаях теряет эффективность, и все большее значение приобретает интуиция и ее проявление – инсайт (озарение), т.е. внезапное проникновения в суть проблемы без аналитического мышления. Квантовая теория природы мозга и современная психоаналитика радикальным образом меняет наши представления о естественном и искусственном интеллектах.
 
В соответствии с известной инфопсихологией Лири-Уилсона, в нейронной информационной системе, к которой относится мозг, можно выделить восемь контуров психики. Причем у современного человека, как полагают авторы, пока доминирует лишь четыре первых контура психики. Идет формирование пятого – нейросамотического, который отвечает также за интуитивное видение. По теории Лири-Уилсона у большинства людей нашей цивилизации его еще нет и только специальной психологической техникой можно ускорить формирование пятого уровня. Однако создавать условия для движения в этом направлении уже можно (пока педагогика и система воспитания к этому не готовы).

К сожалению, при значительном изменении материального окружения человека, его поведение, структура управления людьми, принятие важных решений и другие социальные аспекты человеческого бытия полны анахронизмов. Социальные институты значительно отстают от реалий нового столетия. Отрицательные стороны жизни, такие как наркомания, СПИД, терроризм, детская агрессивность и насилие в обществе и семье нарастают. Неуправляемое расслоение по доходам и образованию, экологический кризис и многое другое пока не поддаются контролю. Вирусные заболевания принимают все новые формы, которые грозят пандемией человечеству. Приходится все сильнее ужесточать контроль над личностью и вновь возвращаться к применению оружия, как последней возможности сохранить статус-кво. Хотя потребление всяких благ у населения неуклонно возрастает, но при этом психологическое состояние школьников ухудшается (об этом свидетельствуют многолетние наблюдения психологов в школах). Психологическое состояние педагогов в школах, вследствие возникновения синдрома психологического выгорания, также внушает опасение. Пора взглянуть на ситуацию в целом, наметить возможные пути для выживания человека и сохранения цивилизации. Для этого целесообразно массированно использовать психологию, уровень развития которой достаточен для более существенной роли ее в обществе.

 На наш взгляд, конкретные пути системного использования психологии могут быть приблизительно такими:

1. Поведение человека формируется в раннем детстве и начальных классах школы (общепризнано, что до четырех лет формируется половина личности). Вполне логично взять под контроль психологии этот начальный этап становления личности. Возраст ребенка до 15 лет является решающим для формирования личности. В силу этих причин дошкольное и школьное воспитание и обучение до этого возраста должны проводиться педагогами высшей квалификации и психологами. Вообще, роль психологии в формировании личности имеет форму гиперболы. В раннем детстве ее значение очень велико, а затем постепенно снижается. В среднем возрасте человека психологическая помощь ему не так важна, а в пожилом возрасте надобность в психологии снова возрастает. Таким образом, две ветви гиперболы отражают роль психологии в жизни человека. Особо отметим, что при формировании мышления в детстве важно сохранить самую ценную способность для интеллекта – интуитивное (образное по Ж. Пиаже) мышление. При традиционном воспитании и обучении ребенка велика опасность подавления интуитивного мышления, что приводит к потере способности эффективно действовать в новой среде и нестандартных ситуациях, снижению способностей к творчеству.

В ряде стран психологическая помощь в школах для учеников и педагогов проводится по четкой системе, к примеру, в Германии. ( Малых С.Б., Шапкина А. Н. Психологическая служба в системе образования Германии// Вопросы психологии. 2004. № 5.).

2. Резкое расслоение в обществе по уровню доходов и способностей не является случайностью, а вытекает из фундаментального закона 20/80 (Парето). Для снижения социального напряжения необходимо смягчать неравенство в обществе путем спонсорства, пожертвований и налоговой системы («Благотворительность, как говаривали в старину, искупает невольный грех богатства»). Точечная система управления необходима для поддержки талантов. Этот человеческий ресурс важен для производства знаний, без чего система трансляции знаний (образовательная система) обречена на рост энтропии, т.е. дезорганизацию. В основном производство знаний сейчас является функцией человека. Для выживания человечеству необходимо непрерывно преодолевать тенденцию роста энтропии. В биосистемах это поддерживается механизмом самоорганизации. Техносфера пока подвержена росту энтропии. Создание механизма самовоспроизвоства у техносферы создаст совершенно новую ситуацию с ролью человека в мире. Теоретические основы построения самовоспроизводящихся машин, как известно, заложены работами Дж. Фон-Неймана. Велика роль в создании теории самоорганизующихся систем у Клода Шеннона и Андрея Колмогорова. По разным оценкам скорость производства знаний (СПЗ) у человека довольно скромная и ориентировочно составляет:

 128 бит/ (чел-час) - В. Лившиц (экспериментальные данные)
 103 бит/ (чел-год) - В. Найденова, Б. Долгоносов (экспертная оценка)
 
( Лившиц В. Скорость переработки информации и факторы сложности среды/ Труды по психологии ТГУ, 4. Тарту 1976; Найденов В. И., Долгоносов Б.М. Человечество не выживет без производства знаний/ Новости информационных технологий. WebStarStudio 2005).

В производстве новых знаний существенную роль играет лишь малая часть людей. Известный экономист Питер Друкер (Peter Drucer) справедливо считал, что самыми ценным работником в любой корпорации является работник знаний (knowledge worker) – этот термин он сам придумал. Можно выделить основных поставщиков новых идей в области науки и культуры. К ним относят пророков (порядка 40 человек), гениев (порядка 1000) и талантов (порядка 100 тыс.). Можно добавить еще Нобелевских лауреатов, число которых составило 700 человек за столетия существования этой престижной премии. Однако даже если эту элитарную группу удвоить, то цифра получится скромной. Общее количество людей за всю историю оценивают в 100 млрд. человек. Получается, что производство знаний также подчиняется гиперболическому закону распределения. Достижения в области искусственного интеллекта (ИИ) не оставляют сомнения в том, что эпоха ИИ не за горами. Выскажем осторожный прогноз, что система «Человек – ИИ» к концу нашего столетия станет лидировать в науке, а в XXII столетии будет главной в производстве знаний во всех областях. Положительная корреляция между численностью людей на Земле и новыми знаниями будет, наконец, преодолена.
 
3. Постепенно на всех уровнях выработки решений необходимо будет их принимать не большинством, а единогласно – путем консенсуса. Путь к консенсусу лежит через поиск компромисса, на базе принципа минимакса. Это очень жесткое требование, однако, является единственным путем к выживанию цивилизации в XXI веке. ЕС впервые широко использует консенсус. Вероятно, ООН положила начало применения принципа консенсуса в глобальном масштабе. Механизм консенсуса на личностном уровне пока почти не отработан. Презумпция невиновности редкое к тому исключение.
 
4. Необходимо создать механизм мониторинга для оценки поведения каждого человека при соблюдении конфиденциальности базы данных. Контроль психологического состояния должен стать основным способом социального управления в городах. Различные формы коллективного контроля постепенно должны или полностью исчезнуть, либо существенно сократиться. Фактически речь идет о создании системы точечного управления в обществе (подобно точечному орошению растений). Философия этой концепции относится к нанопсихологии (возможно, новое направление в психологии), которая занимается системами, состоящими из очень маленьких элементов (нано = 10 -9 метра). Например, по сравнению с величиной численности человечества в 6 млрд., человек является как бы наночастицаей человечества. Отметим, что размер атома составляет 10 нм, а человек = 10 нано - человечества. Порядок величин оказывается соизмеримым. Случайно ли это? Оставим вопрос пока без ответа. Сейчас господствует иерархический принцип управления таким множеством. На самом деле человечество состоит не из миллиардов отдельных людей, а из «частей человечества», которые включают в себя самого человека и «мысленную часть цивилизации» (культура, земля, вода, энергия и т.д.). В этом уже заложена принципиальная концептуальная разница между традиционной психологией и макро-нанопсихологией. Предметом нанопсихологии могут быть не только макросистемы, но и микросистемы. Сейчас бурно развивается нейропсихология мозга, которая изучает мозговые нейронные структуры, как распределенные, состоящие из мини - и макроколонок. ( Аракелов Г.Г. Нейронауки – основа развития психики// Вопросы психологии. 2004. № 5) Наноуправление позволит, на базе нанопсихологии и инфотехники, перейти в социальном управлении от принципа «Дай», господствующему теперь, к принципу «На». При этом постепенно отношение «на/дай» будет стремиться к единице. ( Американский психолог Уильям Джемс ввел известную формулу для измерения самоуважения у человека: самоуважение = успех/притязание). Аналогично У. Джемсу, можно предложить отношение для измерения степени социализации по формуле:

 Социализация = На / Дай

Где «На» это то, что система сама предлагает человеку, оценивая его реальное положение. «Дай» же это то, что человек сам пытается получить у системы.

 При достижении значения отношения единицы, можно предполагать, что социально справедливое общество будет построено. К сожалению, теперь такое «социальное отношение» почти равно нулю. По-видимому, постепенно будет найден разумный компромисс между обществом и человеком.
 
5. Механизмы свободной конкуренции, соперничества и состязательности не должны играть роль главного регулятора в экономике, культуре и других сферах общества. Пора ограничить беспрепятственный рост мегаполисов, поскольку они приводят к унификации поведения людей и, тем самым, снижению разнообразия личностей в них. По экспертным оценкам разнообразие личностей составляет величину порядка 10 млрд. и может быть приравнено по ценности к генофонду человечества.
 
6. Основной ячейкой общества должна стать личность, а не сообщества людей. Психология личности, методы ее психодиагностики и идентификации (с учетом современных достижений биологии и генетики), должны стать ведущими направлениями в психологии. К сожалению, современная семья больше не может служить основой общества, поскольку много неполных семей и более половины юридически семьи не оформлены. Наноличность отличается от традиционной тем, что обладает большой подвижностью. Компетентность в инфотехнологии, владение несколькими профессиями и языками, психологическая защищенность, способность играть многие социальные роли, отсутствием жесткой связи с определенными социальными группами, экологическая грамотность, этническая и религиозная терпимость и др. В таких условиях наноличность будет хорошо вписываться как в современное, так и общество будущего.

7. Сообщество психологов следует постепенно существенно увеличить и количественно приблизить к числу врачей, а затем и превзойти их число. (Такая тенденция уже заметна, к примеру, в Испании). Следует отметить, что ежегодно в Эстонии университеты выпускают психологов и врачей почти в равном количестве. Однако в целом в этой стране психологов пока меньше, чем врачей.

8. Создать институт семейных психологов, аналогичный семейным врачам. Установить норму: один семейный психолог на тысячу населения. Организовать подготовку семейных психологов при университетах, колледжах и медицинских училищах (сестра-психолог). Оснастить кабинет семейного психолога современной техникой. При кабинетах семейных психологов создать электронную базу данных по психологическому состоянию населения на участке. В целом психологическая помощь исходит из принципов: добровольности, доступности, конфиденциальности и разделения сфер компетенции.

9. Ввести должность главного психолога города. Главный психолог призван осуществлять координацию работы психологов в городе, интегрируя их в единую сеть. Контролировать уровень психологического обслуживания в муниципальных службах и организациях. Осуществлять методическое руководство психологами в городе и заботиться о повышении их профессиональной квалификации. Главный психолог должен быть компетентным как в вопросах психологии, так и инфотехнологии. Все школьные и дошкольные учреждения должны находиться в сфере обслуживания психологами. Труд психолога необходимо достойно оплачивать.

10. Пора уделять больше внимания психологическому состоянию педагогов. К сожалению, многие из них имеют «синдром психологического выгорания» (СПВ) или «психологической дезорганизации». Симптомы СПВ: эмоциональное истощение, негативное отношение к человеку, переживание некомпетентности и неуспешности в своей деятельности, усталость, потеря вкуса к жизни и др. (Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов// Вопросы психологии. 2005. № 2.). По данным психологического обследования педагогов в Польше, Австрии и Германии установлено, что более половины из них относятся к группе риска возникновения СПВ. У 28% уже имелись симптомы СПВ. Только 19% из обследованных лиц были психически здоровы и профессионально эффективны. ( Химия и жизнь. 2003. № 3). Полезно не менее одного раза, через шесть-семь лет работы педагогов с признаками СПВ, направлять на психологическую реабилитацию. По рекомендации психолога реабилитация педагога может проводиться и в более ранние сроки. Психологическое выгорание, может быть, нужно отнести к профессиональному заболеванию (и не только у педагогов!). В Швеции педагог имеет право взять годичный отпуск с сохранением 60% заработной платы для восстановления своих профессиональных способностей, падение которых вызвано психологическим выгоранием. Без нормализации психологического здоровья педагогов не может быть и речи о формировании полноценной личности у учащихся нового поколения. Педагогический и психологический корпус любой страны достоин необходимых трат. Они себя оправдают многократно!
 
11. Целесообразно сообществам психологов выработать концепцию по комплексной системе психологического обслуживания. Придать ей юридический статус в установленном порядке.

12. Гибкие (свободные) графики работы исторически были предшественниками раскрепощения личности от жесткой связи человека с рабочим местом. Возникновение виртуальных офисов (работа на дому на компьютере со связью через Интернет с организацией), наличие сотовой связи – все это существенным образом меняет наши представления о рабочем месте. В перспективе можно будет резко уменьшить число поездок людей на работу. В виртуальных организациях роль личности работника значительно возрастает. Гибкий режим проведения уроков также полезно использовать в учебных заведениях. Например, разрешать «опоздания» и «уход» с уроков или лекций в определенном интервале времени. Чтобы такой режим стал возможным, необходимо переходить от линейной схемы изложения материала к циклической. (Наши эксперименты показали такую возможность).


Многое можно сделать и в современных условиях. Новый подход к психологическому управлению населением, возможно, и не потребует много дополнительных средств. Наоборот, в целом затраты могут окупиться в приемлемые сроки. Хотя для получения полного изменения психологической культуры в обществе, вероятно, потребуется смена поколений. Однако промедление с разработкой и внедрением комплексной психологической системы, может, на наш взгляд, привести к огромным потерям. Ряд предложений могут быть внедрены сразу, в силу понимания сложившейся ситуации, а большинство – путем постепенного приближения к цели. При этом и сами цели будут трансформироваться. В известной мере, в нашей концепции не все может быть реализовано на практике. Но даже если несколько положений найдут практическое воплощение, то и этого будет достаточно, чтобы оправдать изложенное. Зачастую важна вербализация мыслей. Не только рукописи не горят, но и мысли, вероятно, не исчезают бесследно. Будем на это надеяться. По крайней мере, сохранение и воздействие на людей утопий психологов и многих мыслителей прошлого (к примеру, утопия Т. Кампанелла «Город солнца» ,1602 г.), внушают такую надежду.

 Х Х Х
 
В текущем столетии отмечается явная тенденция выдвижения психологии на ведущие позиции в обществе. Задача психологов и их сообществ воспринять и выполнить эту историческую миссию. Задача общества _ осознать такую потребность и реальными мерами ее удовлетворить. Мы предприняли попытку наполнить пророчество Жана Пиаже конкретным содержанием. Будущее покажет, насколько это нам удалось.



 КОММЕНТАРИИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ

 1. Как будет называться следующая волна технической революции?

В 1973 году наступила эпоха микроэлектроники. По расчетам профессора Пауля Циоло из Ливерпульского университета, смена технических эпох происходит в среднем через 52 года. Таким образом, в 2025 году, вероятно, возникнет новая техническая волна (начало уже отмечается). По моим представлениям она будет именоваться эпохой нанотехнологии, а ведущим направлением в науке будет нанопсихология (Жан Пиаже этого знать не мог). Нанотехнология и нанопсихология радикальным образом изменят экономику и систему управления человеком и человечеством. Нанопсихология это синтез квантовой физики, искусственного интеллекта, психоанализа. Частично она уже создана, но о ней мало пишут, поскольку это область военной сферы и бизнеса. Следует различать микронанопсихологию – на уровне квантовых мозговых процессов, и макронанопсихологию – на уровне управления человеком, обществом, глобальными системами (это особая область моего интереса). Фактически дело идет о создании комплексной личностно-ориентированной системе управления (ЛОСУ). Вряд ли она будет создана сразу. На первом этапе будут возникать локальные ЛОСУ, которые постепенно объединятся в единую систему. Уже можно увидеть приоритетное направление развития – молодое поколение. Дадим название этой подсистеме – ЛОСУ-М. По-видимому, это будет практическое воплощение идей целой плеяды психологов. Особую роль следует отвести Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу. Они первые заглянули в глубинные структуры человеческой психики и, что особенно важно, отметили сильное влияние детства на взрослого человека. Распространили это воздействие на все сферы деятельности человека.

2. Означает ли это, что функции государства, парламента и других институтов изменятся?

Несомненно. Средневековые механизмы управления городами, с позиции макронанополитики, просто устарели. Вся система буржуазной демократии и Евросоюза нуждается в замене на виртуальные институты. (ЕС сейчас копирует систему управления государством прошлых столетий). Громоздкий и малоэффективный аппарат управления ЕС должен модернизироваться по моделям макронанополитики (такой науки нет, но ее надлежит создать, иначе перспектива ЕС сомнительна). Дальнейшее расширение ЕС, несомненно, весьма проблематично в рамках старой управленческой парадигмы.

3. Как изменится система образования и воспитания?
 
Тут будут самые радикальные изменения. Перинатальная психология и нанопедагогика будут формировать личность путем целенаправленного воздействия на мозговые структуры по теории Лили–Уилсона, нанопсихологии и с учетом перентальной психологии. Как сказано в моем Манифесте, для эпохи нанотехники потребуется человек с соответствующей (пятой) структурой мозга на квантовом уровне. С традиционной системой воспитания и образования сделать это невозможно. Промедление приведет к тому, что расходы на подавление наркомании, терроризма, природных катаклизмов и других деструктивных процессов будут с каждым годом нарастать (социальные и природные аномалии – звенья одной цепи). Нанопсихологов (макро- и микро- профиля) будут готовиться в университетах. Кроме блока психологии (психология личности, психоанализа и др.), они будут иметь подготовку по квантовой физике, теории хаоса, биофизике, информатике, искусственному интеллекту. Скорее всего, это будут специалисты с двумя университетскими дипломами (из разных стран, например, в США и Англии).

4. Осветите более подробно макронанопсихологию.
 
Человек по отношению к численности человечества является нановеличиной. Ведь один человек равен 6 наноединицам человечества. Об этом в Манифесте сказано. По наноконцепции между человечеством и человеком нужно устранить все промежуточные звенья. Черты макронанотеории в Манифесте обозначены. Дальше
нужна колоссальная работа многих ученых, юристов и политиков.

5. Какова роль хронопсихологии при личностно-ориентированном подходе?

Люди не только отличаются друг от друга личностными характеристиками, но и сама личность динамична во времени. Даже можно рассматривать волновую теорию личности. А. Г. Аминаев (1972) и Л.В. Волкова (1998) исследовали ритмические процессы в психофизиологических и иерархических свойствах индивидуальности и обнаружили различные психоритмы у человека в виде единого ансамбля взаимообусловленных личностных качеств. Несколько раньше мы обнаружили и описали колебательные процесс при самообучении человека (В. М. Лившиц, канд. дис. по пс., 1967). Различного рода биоритмы также достаточно давно обнаружены и описаны физиологами (Н. Я. Пэрна, 1923). В силу этих причин психологическая сеть должна быть динамичной и учитывать ритмику, как у человека, так и во внешней среде.

6. Личностный подход в медицине.

В свое время врач мог более точно учитывать при назначении лекарств индивидуальные особенности пациента и его организма. Обычно лекарства изготавливались по прописи врача. Постепенно, с развитием фармации, индустрии лекарств, возможности индивидуального подхода резко сократились. Индивидуально врач подбирает лекарства, например, при назначении антибиотиков, препаратов от гипертонии и гормональные средства. Хотя это также делается часто методом проб и ошибок. Индивидуальный подбор лекарств сохранился и в гомеопатии (метод Фоля). По литературным данным эффективность лекарственных средств не превышает 70%. Постепенно медицина, с развитием новых методов экспресс-анализов, переходит на путь индивидуального подбора лекарственных средств, схем их приема, и с учетом индивидуальной биоритмики и личности (конституции) больного. Тенденция индивидуализации в подборе лекарств отмечается в США, а также в России (в Москве снова открывают аптеки, в которых лекарства делают по прописи врача!).


7. Ваши представления об искусственном интеллекте?

Сейчас под ИИ понимают, например, нейронные сети, копирующие разные функции мозга. К сожалению, наши представления о работе мозга находятся на уровне кибернетики эпохи микроэлектроники. Модели ИИ с позиции нанотехнологии будут конструироваться на квантовом уровне. Они будут использовать ОТО (общая теория относительности), теорию поля, вакуума и др. С такими моделями человечество продвинется к формированию интеллекта шестого уровня и выше по классификации Лили-Уилсона. Высказываются и более радикальные мысли о природе разума, который вовсе не является продуктом мозга! Хотелось бы отметить, что не техническая революция меняет мышление, а новый уровень мышления делает возможным приход новой технической волны (для изменения мышления человека требуется два поколения детородного возраста, что и дает 50 лет!). Вспомним Библию - «Сначала было слово…». По-видимому, значительно изменится подготовка психологов. Кроме психологии они будут изучать ИИ, биофизику и информатику.


 8. Вернемся к земным делам. Выскажитесь о проблеме птичьего гриппа и вирусах вообще. Почему человечество не может справиться с этими болезнями?

Сказать просто, это болезни уровня наномедицины. Глобализация экономики опередила эпоху нанотехнологии. Вирус птичьего гриппа воспользовался способностью птиц к сезонной миграции через всю Землю. Дикие птицы не умирают от этого вируса, но разносят вирус птичьего гриппа по пути миграции. С испражнениями они выделяют огромное количество вирусов. Птицефабрики, где производят мясо бройлеров и яйцо, очень чувствительны к вирусу. Иммунитет у птиц на этих фабриках подавлен. С точки зрения нанобиологии, такая биотехнология способствует пандемии птичьего гриппа на Земле. Вообще, вирусная инфекция – это болезнь, которая будет побеждена на следующем техническом уровне – наноэпохе. С ее приходом будут найдены эффективные лекарства и, без ущерба для природы, достигнут консенсус между целями человека, как вида, и вирусами. Нельзя рассматривать отдельно поведение вирусов и глубокое нарушение экологии на Земле. Так и хочется привести слова Альберта Эйнштейна: «Бог коварен, но не злонамерен!».

9. Можете ли вы назвать ученых, которые являются для вас авторитетами или контактируют с вами?

 Моя научная позиция не противоречит взглядам известного философа и писателя, профессора Mikhail Epstein (Михаил Эпштейн) из университета Эмори (США). У него есть удивительный Манифест, который он опубликовал в 2001 г. Профессор Paul Ziolo из Ливерпульского университета (Англия) - психоисторик. Мы втроем пришли к ряду одинаковых выводов, и даже термин нанопсихология, например, ввели приблизительно в одно и то же время, и независимо друг от друга. Не стоит этому удивляться. Это совпадение объясняется одним из трех гносеологических принципов (Колмогоров-Юнг), которые опубликованы на этом сайте. К моим единомышленникам я добавил бы профессора информатики и математики Владимира Скворцов (Казань), доцента Николая Богданова – специалиста по гомеостазу (Харьков). Из Москвы - профессора психологии Владимира Кудрявцева, из работ которого я заимствовал много ценного, особенно по вопросу создания многоступенчатых систем развивающего образования. Обобщение такого подхода и привело к мысли о психологической сети в городе. Такова моя виртуальная и референтная группа. Следует подчеркнуть, что все недочеты и слабые места в научных материалах принадлежат только мне.
 
10. Какие еще были психологические манифесты в истории психологии?

Среди множества различного рода психологических документов, названных манифестами или имеющих смысл таковых, пожалуй, можно привести лишь два. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал лекцию-манифест на заседании Американской психологической ассоциации: «Психология с точки зрения бихевиориста» ( „Psychology as the Behaviorist views it“). Эта лекция открыла новую эпоху в психологии. Второй манифест уже так и назывался, а не был отнесен к разряду таковых. Вот как он звучит: «Манифест петербургских психологов». Он был составлен Санкт-Петербургским психологическим обществом от 22 мая 2002 года и оглашен на третьем съезде Российского психологического общества. Было бы логичным объявить 24 февраля «Всемирным днем психологов». Как мне подсказал профессор Владимир Кудрявцев, пророчество о ведущей роли психологии сделал, кроме Пиаже, академик, философ Б.М. Кедров. Еще раньше В. И. Вернадский предсказал наступление «психозойской эры» (опять пример принципа синхронистичности по Юнгу!). Я согласен с Владимиром Кудрявцевым, что «в наших силах ежедневно делать все от нас зависящее, чтобы эти прогнозы и пророчества когда-нибудь сбылись». Предложенный нами манифест направлен на повышение роли психологии в человеческом обществе, личностный подход и смещение фокуса психологии на раннее детство. Время покажет справедливость такой позиции.

11. Остановитесь более подробно на способах психологической поддержки.

На современном этапе развития общества и психологии трудно даже перечислить все методы психологической поддержки (индивидуальной и групповой) и психологического сопровождения. Их множество. Сейчас более актуально говорить о психологической поддержке социальных работников. Отнесем к ним тех, кто работает с людьми. Тут педагоги, медицинские работники, чиновники, работники торговли, полицейские и др. Важно как можно быстрее включить их в психологическую сеть и обеспечить групповую или индивидуальную психологической поддержку. Тогда их не надо будет лечить от синдрома психологического выгорания вне работы. Однако психологические проблемы у человека могут возникать не от внешней среды, а от его миропонимания и мироощущения. У самоактуализирующихся личностей (таких людей обычно не более 1%) имеется как бы иммунитет от психологического выгорания. Поэтому психологическое сопровождение должно приводить к глубинным воздействиям на личность. По-видимому, тут могут помочь и методы нанопсихологии. По А. Маслоу (Hergenhanh B. R. An Introduction to Theories of Personality, pp. 341- 346) для самоактуализации необходимо иметь ряд характеристик, прежде чем она может произойти: свобода высказываний, свобода делать то, что хочется, свобода защищаться, порядок, справедливость, честность и правильная стимуляция. Настало время систему воспитания перестроить так, чтобы увеличить долю самоактуализирующихся личностей в молодом поколении. По Фрейду решающее значение имеет первый год после рождения ребенка. Поэтому нужно внедрить детских - и перинатальных психологов в психологическую сеть, чтобы способствовать выдерживанию указанных ранее условий для воспитания наиболее ценного типа личности. С этой целью организовать консультативную психологическую помощь родителям. Повсеместно ввести должность детского психолога в дошкольные заведения и перинатальных психологов в женские консультации и родильные отделения. Сфера перинатальных психологов должна распространяться с момента фиксации беременности у женщины до послеродового периода. По-видимому, основное количество психологов будет работать как детские и перинатальные.
 
12. Что такое психологическая сеть в городе?

В большинстве случаев, в городах психологи и их подразделения, как правило, существуют в виде мозаики. Нужна сеть с организованными потоками информации между адресатами и банками данных. Без сети информация, которая накапливается в городе (в дошкольных заведениях, школах и других учреждениях) носит локальный характер и постепенно теряется. Например, в старших группах детских садов и в классах начальной школы выявляются способности детей к искусству. Эта ценная для городских школ по искусству информация к ним не доходит. Такие школы не имеют четкой картины к новому учебному году о количестве способных детей, что не позволяет им планировать работу и способствовать развитию творческих навыков у нового поколения. Такая же картина и при формировании контингента студентов в высшие учебные заведения. Современные инфотехнологии с небольшими затратами позволяют решать многие подобные задачи. Городская психологическая сеть уже находится в стадии проектирования, например, г. Кохтла-Ярве (Эстония). Может быть, личностный подход можно обвинить в том, что при нем человеческое общество окажется разорванным на миллионы людей, не связанных друг с другом. Это заблуждение. Психологическая сеть, наоборот, придаст обществу огромную сплоченность. По-видимому, будут также самопроизвольно возникать в сети фрактальные структуры из людей. Психологическая сеть позволит психологическую помощь и сопровождение оказывать по принципу логистики «Just in Time» («точно в срок»)

13. Что такое сладкие роды?

Под сладкими родами понимают такие роды, которые протекают субъективно незаметно и при этом женщина испытывает огромное счастье. По крайней мере, в памяти роженицы это событие оставляет яркое впечатление счастливых мгновений. Протекание таких родов становится возможным в результате использования достижений перинатальной психологии. Это направление в психологии возникла в 1971 году в Вене по инициативе докторов Gustav T. и Graber T. Перинатальная психология изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах и их влияние на всю последующую жизнь (Брехман Г.И. Перинатальная психология – «Психологическая газета» № 4 1997 г.). За 25 лет существования перинатальной психологии радикальным образом изменились представления о влиянии дородового периода и родов на формирование личности. Например, доказано, что уже к шести месяцем беременности у плода имеются проблески сознания. Показано, что участие перинатальных психологов в дородовом, родовом и послеродовом периодах у женщины, можно резко уменьшить риск асоциального поведения у нового поколения людей. В силу этого, в психологической сети нужно делать акцент на перинатальный период, ясельный, садиковый возраст и начальную школу и, естественно, потребность в кадрах перинатальных, детских, и школьных психологах резко возрастает. Достижения перинатальной психологии столь внушительны, что ее становление следует отнести к значительным достижениям науки и практики ХХ столетия.


14. Какую роль сыграет закон 20/80 Парето?

Он будет все больше изменять отношения людей. Постепенно в каждой подсистеме будет выявляться группа, составляющая меньшинство (20%), но господствующая в системе. Сейчас, например, в торговых центрах она выявляются с помощью торговых карточек. Как известно, в торговых центрах пятая часть клиентов дает 80% выручки. Такую группу в любой точки каждой сети необходимо идентифицировать.

15. Кто ваши учителя?

Мне с ними очень повезло. Их было двое. Это профессор Андрей Колмогоров – знаменитый математик и логик. Другой - профессор Борис Ломов, психолог, основатель инженерной психологии в СССР.

 16. Вы бы хотели, чтобы Манифест и ответы на вопросы стали доступны людям?

 В этих комментариях содержатся важные детали. Было бы интересно, чтобы Манифест и комментарии к нему прочитали любознательные люди. Однако истина непременно прорвется через другие каналы, и будет исходить от других ученых. Манифесты появляются не на голом месте (обычно в переломные моменты науки и человеческой истории). На самом деле ставки столь велики, что даже слепые скоро прозреют.
26.03.06

17. Нанопсихология и наноэкономика

Фактически этот Манифест, суть которого в нанопсихологии, совпадает с идеями наноэкономики, которая вперые предложена на Западе Кеннетом Эрроу в 1987 году (в России в 1996 г. Г. Клейнером). В условиях возникновения нанообщества в конце XXI столетия нанопсихология и наноэкономика станут реальностью. Это еще один из удивительных примеров принципа двойника! (07.03. 2011)
 

P.S.
* 10-11 октября 2007 года в ООН проходил впервые ежегодный "День психологии" и психологов (Annual "Psychology Day") при участии APA (Американская Психологическая Ассоциация) и других подобных организаций аккредитованных при ООН. Это не случайно. 10 октября - "Всемирный день психического здоровья". Лед тронулся! В п.10 Комментариев мы предлагаем другую дату для Дня психологов - 24 февраля. Но не в этом главное. Важно то, что ООН подняла уровень значимости психологии до Мирового. Интересно и то, что наша мысль оказалась в русле современных тенденций социального развития.
 23.10.07
Международный день психолога
(http://news.megainf.ru/fakt/?q=++)
Есть интересные мысли

День психолога в России отмечают 22 ноября.

* Нужно несколько смягчить мою позицию по роли принципа Парето в человеческом обществе. Японская лин-технология использует принцип участия всех работников в совершенствовании производства. Крупные изменения, инновации, разрабатывают "избранные", но небольшие изменения вносят многие. При таком подходе удается резко увеличить креативный потенциал организации, которая изменяется каждый день. Европейская традиция тяготеет четкому разделению ролей и многоступечатом иерархическом управлении. Японская же культура больше разделяет концепцию "плоского управления".
23.01.08

* У современных детей происходит замедление скорости биологического развития, включая как период первого предростового скачка, так и сроков полового созревания. Отмечается также увеличение количества людей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров. Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров (равноруких) — около 10%, то в детской популяции доля левшей возросла до 11%, а амбидекстров — до 25%. В исследованиях известного психолога, биолога, антрополога Л.А. Рудкевича отмечается, что перечисленные морфологические изменения сопровождаются множеством психологических признаков. Дети нового поколения нуждаются в обучении и развитии в раннем возрасте (перинапедия), а также и в дородовой период (пренапедия). Эволюционные изменения человека необходимо учитывать во всей системе обучения и развития нового поколения.
17.04.08

------

см. также
1. Нанообщество Nano-Society (http://proza.ru/2011/02/13/1646)

2. Клейнер, Г. Наноэкономика//Вопросы экономики.- 2004, с. 70-93      (http://www.kleiner.ru/Articles/NanostLondon.htm)

3. Почему человек ведет себя неразумно
(http://www.svobodanews.ru/content/article/482200.html)

4. Союз психологии и онкологии - психоонкология
 (http://www.proza.ru/2012/11/13/1232)

6. В.М. Лившиц. Вызов XXI века к психологии и психологам