Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но фа

Влад Лившиц
(Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но факт)
                На рис.  Фрактальная монотипия (fractal monotyping) Леа Лившиц

В семнадцатом столетии итальянский художник Джованни Кастильоне применил новую для тех времен технику графики, которую назвали монотипией. Монотипию изготавливают так: на стекло, нанося краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к стеклу. На бумаге образуется оттиск, зачастую с необычными узорами и красивой расцветкой. Оригинальность рисунка в том, что он получается случайно и не может быть повторен художником. Эту технику использовали Рембрандт, Блейк, Дега, Гоген, Писсаро, Пикассо, Матисс. Применяется она и сейчас.

Если присмотреться к структуре монотипии, то на ней можно обнаружить удивительные узоры. Что это за узоры? Чтобы перекинуть мост между монотипией и компьютерной графикой, пора вернуться к современности. В семидесятых годах прошлого столетия американский математик Бенуа Мандельброт опубликовал книгу по фрактальной геометрии. От нее пошла прямая дорога и к компьютерной графике и многому другому, без чего вообще не смогли бы работать системы оптимального кодирования информации. Одновременно этот математик показал, что с помощью компьютерных программ можно создавать очень красивые рисунки. Их назвали фракталами Мандельброта. В конце прошлого столетия профессор Казанского технологического университета Владимир Скворцов и химик Владлен Лившиц из Эстонии, независимо друг от друга открыли, что узоры на монотипиях и фракталах Мандельброта имеют одну теоретическую основу – фрактальную теорию. А это означает, что компьютерная графика и монотипия, ближайшие родственники. Так соединились традиционное искусство и новейшая информационная технология в единое целое. Действительно, подтверждается известный афоризм: «Ничто не ново под луной». С этого времени стали называть монотипии несколько иначе, а именно, фрактальные монотипии(fractal monotyping). Художница Леа Лившиц довела до совершенства изготовление фрактальных монотипий, которые она назвала стохатипиями. На доме где жила в Эстонии художница, которая выделила в отдельную группу из монотипий фрактальные (стохатипии), и на базе произведений которой было сделано открытие о фрактальной природе  монотипий, установлена мемориальная плита. Интересно отметить, что еще один художник создавал свои графические произведения,  используя фракталы тогда, когда их теория еще не была создана. Это был знаменитый бельгиец Мариуц Эшер, однако его фракталы не были стохастическими.
Это все тайны фрактальной монотипии? Вовсе нет. Кроме фрактального искусства сейчас бурно развивается и эволюционное. Поскольку фрактальные узоры в монотипии появляются в результате процесса самоорганизации, то это явный признак эволюционного процесса. Кроме того, художник производит отбор из фрактальных рисунков те, которые отвечает его замыслу. При необходимости он вносит в них дополнения, то есть адаптирует. Из  этого следует, что фрактальные рисунки на основе фрактальной монотипии (стохатипии) являются видом эволюционного изобразительного искусства. Стохастические рисунки можно выделить в отдельное модернистское направление в изобразительном искусстве - СТОХАТИЗМ.

Примечание:
Прошло более трех десятилетий с тех пор, когда Леа Лившиц создала стохатипии. Теперь выяснилось, что она  внесла свой вклад во фрактальное изобразительное искусство. Ее стохатипии являются одной из новых форм живописи. Вот что пишет в научном журнале  об этом Е. В. Николаева:
"Концепции фрактальности обязаны своим возникновением такие новые формы живописи и медийного искусства как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена (Derek K. Nielsen), фрактальные монотипии Леа Лившиц, фрактальная абстракция Виктора Рибаса, фрактальный реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова, фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.)" (Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Электронный рецензируемый научный журнал. Выпуск №2, 2012  Поскольку фрактальное искусство относят к новому этапу в развитии искусства, искусства XXI, то вклад этой художницы значительно больше, чем считалось до этого. К сожалению, из ру.ВИКИ удалены статьи "стохатипия", "фрактальная монотипия" и др. Не сомневаюсь, что со временем в справочниках по изобразительному искусству и энциклопедиях этот недостаток будет исправлен. Ничего необычного в этом нет.   


См. также:
*Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях
* Родимин Е. Магия монотипии и секреты заговоров или история одного открытия
(http://veretina.com/articles/book.shtml)
* Ирина Веретина.  Энергоинформационная фрактальная монотипия
(http://veretina.com/articles/feim.shtml)
* Бенуа Мандельброт: Фракталы и искусство изломанности
(http://f5.ru/mrtelepuzo/post/299420)
* Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Электронный рецензируемый научный журнал. Выпуск №2, 2012 



---
Фрактальная монотипия Леа Лившиц