Булгаковский Ревизор

Владимир Павлов
Булгаковский ревизор

Много лет назад, когда Булгаков  стал для нас писателем номер Один в ХХ веке, купить его книги, по тем временам это слово часто заменялось другим – «достать», было делом почти невозможным.
Народ спекулировал, ксерокопировал и, очень редко, менялся им. Его даже на валюту тогда продавали в  магазинах «Березка», о которых сейчас мало кто  знает.
    Я заболел Булгаковым сразу и окончательно, без всякой надежды на выздоровление. Любой тираж его книг (а это десятки и сотни тысяч экземпляров) мгновенно исчезал. Большая часть тиражей уходила «налево». Обладание книгами Булгакова было предметом гордости любого книгочея. Страна, действительно, была читающей, не в пример нынешним временам.
Читали всё подряд, в том числе и журналы. Не те, которыми сейчас забиты все газетные киоски с голыми красотками, а настоящие, толстые литературные журналы, которые сейчас в продаже  увидеть невозможно, по причине их кончины или агонального состояния. В те далекие годы тираж среднего журнала составлял десятки, а то и сотни тысяч экземпляров! В конце восьмидесятых годов  некоторые журналы  имели тираж по миллиону экземпляров!
В Москве тогда работали десятки крупных букинистических магазинов, и от покупателей не было отбоя. Сейчас букинистические магазины в столице можно пересчитать по пальцам. Одной руки. В любой цивилизованной стране букинистическая торговля процветает. Везде, но не у нас! Мы превратились в какую-то Гвинею или Буркина-Фассо. А, может, я напрасно обижаю эти почтенные страны? И мы намного более дикие, чем сами себе представляем? 
Как-то в один прекрасный день, в начале восьмидесятых годов, я занимался своим любимым делом – рылся в книжных завалах и наткнулся на несколько номеров малотиражного Ежегодника рукописного отдела Пушкинского дома. Не глядя, я купил чуть ли не десяток этих ежегодников. Тираж оказался малым – 15500 экземпляров, а цена полтора рубля.
В ежегоднике за 1976 год я прочитал статью о Булгакове – «переводчике» Гоголя.
Булгаков написал киносценарии к «Мертвым душам» и «Ревизору». Инсценировка Гоголя по «Мертвым душам» достаточно широко известна – по ней шли спектакли во многих театрах страны. Известный режиссер Иван Пырьев даже собирался снимать художественный фильм по «Мертвым душам», но так и не снял. Вместо этого он сделал фильм «Партийный билет» в 1936 году!
По поводу «Ревизора» известно следующее: В августе 1934 года был заключен договор с писателем о сценарии «Ревизор» для постановки на Киевской киностудии. Булгаков сценарий написал, и даже была начата работа над постановкой фильма. Но в феврале 1936 года знаменитый режиссер Александр Довженко (чье имя до сих пор носит киностудия) выступил с разгромной критикой в адрес Булгакова и вопрос, естественно, был закрыт.
В архиве Михаила Афанасьевича хранится вырезка из газеты с выступлением А. Довженко.
Все помнят знаменитую концовку «Ревизора» Гоголя. Позволю себе напомнить её.

В разгар скандала с разоблачением Хлестакова в зале появляется жандарм и произносит:
- Приехавший из Петербурга по именному повелению чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно вылетает из дамских уст, вся группа, вдруг переменивши положение, остается, в окаменении.
Далее следует знаменитая немая сцена с описанием застывших фигур чиновников. Занавес.

А вот конец «Ревизора», который написал Булгаков.

« Первым от столбняка очнулся городничий. Он сразу все сообразил. К нему вернулась его деятельность. Ему захотелось выпутаться из этого ложного положения. Осмотрев чиновников, Антон Антонович деловито начал:
- Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам известие - к нам приехал ревизор.
Земляника шепотом подавал совет:
- Ехать парадом в гостиницу.
Ляпкин-Тяпкин предлагал свой выход:
- Вперед пустить голову, духовенство, купечество, вот и в книге "Деяния Иоанна Масона"...

Антон Антонович окончательно пришел в себя. Он никому не мог доверить нового ревизора.
- Нет, нет, позвольте уж мне самому.
При последних словах городничий вынул деньги, и все чиновники полезли в карманы и отдавали все на общее дело.
Когда у городничего в руках оказался порядочный куш, он перекрестился и исчез.
У двери пятого номера гостиницы, где остановился новый ревизор, появился городничий, осторожно постучав, скрылся за дверью, и сразу же из-за двери послышался сильнейший начальственный разнос.
Потом все смолкло.
Из номера выскользнул Антон Антонович, облегченно вздохнул, перекрестился и сказал:
- Взял!»

Гениально и очень по-русски!


НА ФОТОГРАФИИ ДВЕРЬ  - НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЫ  № 50

ЗАГЛЯНУВ В МОЙ ФОТОАЛЬБОМ ( http://vpavlov2006.narod.ru/ ),  ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ ФОТОГРАФИИ  ИЗ   БУЛГАКОВСКОГО МУЗЕЯ.