Первая торпедная атака на батумском рейде

Владислав Поваров
Первая в мире атака миноносцами кораблей имела место в ночь на 16 (28) декаб-ря 1877 года. Для того чтобы понять как могла удаться японцам другая такого же типа атака в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года стоит, все-таки, сравнить их - для об-щих выводов.
Подробности дела под турецким тогда Батумом можно найти в газете “Крон-штадтский Вестник” за 1878 год. Итак :
“Кронштадтский Вестник” № 10 от 22 января (3 февраля) 1878 года :
Кронштадт, 21-го января.
Сегодняшние газеты, вечерние телеграммы и другие известия, не принесли нам ни каких новых сведений о заключении перемирия или о подписи предварительных мирных условий. Войска наши идут вперед по всем направлениям и уже заняли Демотику, Узун-кепри, Разград, Осман-Базар и Базарджик. В Армении 18-го января сделана была атака на Батум, которая однако-же не увенчалась успехом и стоила нам одного из самых храб-рых генералов нашей кавказской армии. В этом деле был опасно ранен, командир 1-й бригады 41-й пехотной дивизии, генерал-маиор Шереметев и скончался от раны.
Наши морские команды, вышедшие из Кронштадта 23-го декабря [4-го января 1878 г.], под командою капитан-лейтенанта Конкевича 2-го; на другой-же день, 24-го, двинулись из Петербурга эшелонами. Первый эшелон из 100 человек, при 2-х унтер-офицерах, под командою лейтенанта П. Росселя, вышел из Петербурга 24-го декабря в
3 1/2 часа по полудни. Как нам сообщают, до станции Жмеринки следование команд[ы] и ее кормление шло без задержек. Но отсюда начались задержки и всякого рода препят-ствия, которые все усиливались по мере приближения к границе. На всем пространстве этого пути, скопление поездов было ужасное. В Корнеште наши моряки видели поезд, который уже три недели как стоял на месте. На этом поезде доставлялись части нового железного моста для Дуная. Даже военные поезды на этом пути стоят по неделе и более. Наши морские команды были сравнительно доставляемы довольно быстро и 31-го де-кабря первый эшелон благополучно достиг Ясс, где команда была расквартирована. 1-го января прибыл в Яссы второй эшелон, с начальником отряда капитан-лейтенантом Конкевичем. В Яссах по распоряжению корпусного командира генерала Дрентельна на-ша команда была задержана впредь до востребования. По последним известиям от 6-го января наши моряки находились еще в Яссах, где царствует сильная дороговизна на все, но всетаки [так в тексте] не в тех ужасающих размерах, о которых говорят в Петербурге.
Ниже читатели найдут извлечение из рапорта командующего пароходом Великий Князь Константин и копию с рапорта лейтенанта Зацаренного о минной атаке, произве-денной в Батуме в ночь с 15-го на 16-ое декабря прошлого 1877 года. В добавок к этим оффициальным [так в тексте] сведениям нам кажется не безынтересным привести неко-торые подробности о том-же предмете, заимствованные из корреспонденции из Батума от 31 (19-го) декабря, напечатанной в газете “Times” от 14 (26-го) января.Начав с описа-ния ночной рекогносцировки, произведенной Гобарт-пашей на яхте Иззедин, корреспон-дент переходит к описанию минной атаки, произведенной нашими моряками. Эта атака по его словам произвела сильное впечатление, так как на этот раз русские моряки упот-ребили в дело не шестовые мины, которые не представляют особенной опасности ( ? ) при бдительном надзоре за приближающимися шлюпками, а употребили в дело













- 2 -
 
рыбо-видные [так в тексте] мины или мины Уайтхеда или нечто в роде того. Посредством этих мин атака на неприятельское судно может быть сделана с расстояния 1000 ярдов; вот почему не смотря на то, что мины, пущенные русскими, и не произвели повреждения и даже не разорвались, они всетаки [так в тексте] сильно встревожили всю турецкую эскадру, которая видимо не была приготовлена к такого рода атакам. Пере-ходя за-тем [так в тексте] к описанию атаки кореспондент “Times’a” говорит следующее :
“Сторожевые катера, которые составляют защитительный пояс (protecting cor-don) были расположены в расстоянии 200 или 300 ярдов (100 или 150 сажень) от судов эскадры. Ночь была темная и пасмурная, так что русское судно или суда могли занять свое место прежде чем что-либо выдало их присутствие сторожевым шлюпкам. Первое, что увидели с наших катеров было огненный морской змий, который пронесся с неверо-ятной быстротой по верхушкам волн. Тотчас-же со всех катеров и с судов эскадры от-крыли огонь по тому направлению откуда был пущен огненный змий, оказавшийся под-водной миной или подводной ракетой. Тем не менее неприятель продолжал свое дело, пользуясь темнотой, которая усилилась еще более вследствие начавшейся пальбы и пус-тил еще несколько таких мин (у страха глаза велики, мины были пущены всего две). Наконец наш огонь показался ему через-чур [так в тексте] сильным и он удалился, при-чем два или три турецких парохода последовали за ним, но он успел укрыться. Положе-ние турецкой эскадры было затруднительно и Гобарт-паша не решился выслать погоню в море из опасения, что высланное судно будет пущено ко дну. Одно, что оставалось сделать было направить сильный огонь в сторону удалявшегося неприятеля в темноте, на удачу, что и было исполнено с полным успехом. Многие офицеры и матросы уверяли будто бы они видели черные точки, двигавшиеся по тому направлению, по которому они стреляли, но это вряд-ли справедливо и я полагаю, что самое лучшее, что можно сделать в будущем, это увеличить район охранительного пояса (cordon) катеров, вы-ставленных впереди эскадры. Теперь обратимся к тому действию, какое было произве-дено неприятельскими торпедами. Я стоял на палубе флагманского судна, когда с шипе-нием, мимо нас пронеслось одно из этих отвратительных чудовищ. Оно шло, как каза-лось, почти по поверхности воды, со скоростью около 12-ти миль, издавая глухой шум и оставляя за собой яркий фосфорический след. Пройдя за нашей кормой, чудовище уда-рилось о цепь, на которой мы стояли, ошвартовавшись к берегу, не разорвалось, и оста-новилось у деревянной обшивки пристани, где и было найдено на другое утро. Три или 4 [так в тексте] таких торпедо [так в тексте] прошли по среди [так в тексте] судов нашей эскадры и на другое утро две из них были найдены у берега.При расматривании тех мин, которые достались в руки турок, они оказались очень сильным, неуклюжим и сложным оружием, с крайне хитрым механизмом и многими отделениями внутри. Они были заря-жены 35 фунтами [английскими,не русскими] хлопчато-бумажного пороху (пироксилин). Длина их равнялась 7 футам 2 дюймам. Пускать такие мины, или водяные ракеты, с рас-стояния 800 или 1000 ярдов, составляет бесспорно болшой успех минного дела, тем не менее о действительности этих ракет нельзя судить потому, что не [так в тексте] одна из них не была взорвана. Как кажется, эти мины могут двигаться только по поверхности воды (*) и потому действие их на броненосцы не может быть опасно. Не смотря на все это нельзя не отдать справедливости смелости русских моряков, которые произвели эту

(*) Мины Уайтхеда всплывают после того как как прекратится их движение; этого, как видно, не знает корреспондент “Times’a”. Прим. ред. “Крон. Вест”.













- 3 -

замечательную атаку, столь интересную для всего морского мира. При этом следует за-метить, что суда эскадры стояли носом к морю и были ошвартованы к берегу с кормы, так что атаковать их можно было только по носу. Адмирал (вероятно Гобарт-паша) по-лагает однакоже, что сторожевых катеров и бдительного надзора вполне достаточно, чтобы уберечь эскадру от действия подобных рыбо-видных мин. Интелегентные [так в тексте] люди на турецкой эскадре думают, что атака была произведена с больших паро-ходов, а не с катеров; ночь однако-же была так темна, что никто не в состоянии сказать как происходило дело. Деревянная рама, найденная на рейде, имеет вид, как будто-бы ее поднимают с боку, как шлюпку на боканцах.В вехней ее части устроен какой-то прибор, повидимому для помещения и спуска мины. Во всяком случае надо полагать, что эта ра-ма не должна была быть пущена вместе с миной. В моем исключительном положении я не могу сообщить вам,какие меры приняты у нас для избежания новой минной атаки, но, как кажется, меры эти будут действительны (14-го января атака была возобновлена и как известно с полным успехом). Мы все крайне заинтересованы тем, чтобы узнать каким об-разом неприятель находит возможность подбираться так близко к нашим судам. Маяки Батума не зажигаются. Сегодня утром нам удалось однако-же найти секрет. Мы напали на целую систему сигналов и огней, которые жгутся в лесах и на горах. Люди занимав-шиеся этим делом заарестованы и вероятно будут повешены сегодня вечером (*). Ночь, когда произведена была атака, была в высшей степени благоприятна. Ветра и волнения почти небыло [так в тексте], был легкий туман, все способствовало успеху атаки, на-правленной с помощью костров, зажженных по горам и в лесу. Если-бы погода была яс-ная, то надо полагать, что атака кончилась бы не так счастливо для неприятеля”. Даль-ше друг турок старается оправдать бездействие турецкого флота и Гобарта-паши, суда которого, по его словам, беспрестанно отрываются от дела и ставит Гобарту в заслугу уже то, что до сих пор он еще не потерял ни одного судна своей эскадры (а Мерсина !).


Извлечение из рапорта командующего пароходом “Великий Князь Константин” главному командиру черноморского флота и портов
от 18-го декабря 1877 года

Окончив выгрузку провианта и фуража в Соче [так в тексте], потребовавшую по-чти двухнедельного крейсерства у кавказского берега, я, согласно инструкции вашего превосходительства, отправился к неприятельскому берегу, для нанесения возможного вреда неприятелю.
На этот раз, я предполагал употребить в дело мины Уайтхеда, только что при-способленные, по вашему приказанию, для спуска с катеров вверенного мне парохода.
Вечером 15-го декабря при заходе солнца я подошел к Поти, где узнал, что в юговосточном [так в тексте] углу Черного моря замечено до шести судов, из них два в тот же день бомбардировали укрепление св. Николая, два видимо были у Цихидзире и два должны были быть в Батуме. Суда, стоящие у Цихидзире,по показанию людей кабу-летского отряда, остаются там на целую ночь. Хотя нападение на них легче чем на суда, стоящие в Батуме, но я предпочел этот последний порт, где вернее мог рассчитывать

(*) Вероятно какие[-]нибудь несчастные армяне, не основательно выданные за шпионов. Прим. ред. “Крон. Вест.”.













- 4 -

найдти [так в тексте] турецкие суда.
В 7 часов вечера с вверенным мне пароходом снялся с якоря и пошел к Батуму. Погода чрезвычайно благоприятствовала для атаки : дувший в течение дня свежий SO стих и зыбь совершенно улеглась, а небо было покрыто облаками. Зная хорошо как пе-ременчивы здесь погоды в зимнее время, я решился подойти к Батуму как можно ближе, для того чтобы катера легче могли найдти рейд.
В 9 1/2 часов в расстоянии одной мили от Батумского мыса, я остановил машину и спустил катера : Чесьма [так в тексте] с миной Уайтхеда (командир лейтенант Зацарен-ный, волонтер минный офицер поповки Вице-адмирал Попов, мичман Залесский); Синоп, также с миной Уайтхеда (командир лейтенант Щешинский, волонтер гардемарин Твер-домедов и вольный механик Красноштанов); Сухум-Кале (командир мичман Нельсон-Гирст, волонтер штурман Максимович) и Наварин (командир мичман Вишневецкий, во-лонтер дворянин Беликов).
В 3/4 10-го катера отвалили от борта. Ночь была так темна и тени от гор так из-меняли расстояние до берега, что нужна была большая опытность в ночных вылазках, начальствующего отрядом катеров, лейтенанта Зацаренного, чтобы найдти Батумский рейд. Приходилось иногда идти очень близко к берегу, так что слышны были разговоры и перекликивания часовых.
Только после полночи [так в тексте] катера вошли на Батумский рейд и обогнув мыс внезапно увидели в очень близком расстоянии черную полосу, обозначавшую суд-но; подойдя ближе, лейтенант Зацаренный хорошо различил большой трехмачтовый броненосец, повидимому, Махмудие, флагманский в этой эскадре и другой фрегат мень-шего размера. Избрав для нападения Махмудие, лейтенант Зацаренный подошел к фре-гату и не торопясь прицелился на трубу броненосца и спустил самодвижущуюся мину. Яркая фосфорическая [так в тексте] полоса показала совершенно прямое направление мины, которая в пять, шесть секунд прошла расстояние между катером и броненосцем и взорвалась как раз под трубой его. Взрыв был очень глухой и столб воды поднялся при-близительно на 1/2 вышины борта броненосца.
Вот подробности первого боевого взрыва мины Уайтхеда, результаты которого определят ту роль, какую предстоит играть этим минам в будущих морских сражениях. На броненосце послышались крики отчаяния и с берега открыт был ружейный огонь. Взрыв первой мины произошел в 12 ч. 28 мин. пополуночи по судовым часам.
Вслед за катером Чесьма подошел лейтенант Щешинский на катере Синоп. Этот бравый и хладнокровный офицер , действуя под выстрелами неприятеля, направил свою мину на грот-мачту броненосца испустил ее. Мина пошла также прямо к цели, не уклоняясь в сторону.
Взрыв казался еще более глухим и вызвал на броненосце новые сильные вопли отчаяния.
Затем катера соединившись, вышли из под ружейного огня, который прекратился в 12 ч. 40 мин. пополуночи. Во время атаки неприятелем было сделано только два пу-шечных выстрела : один с береговых батарей, другой, кажется, с броненосца. Повиди-мому турки не стреляли из орудий боясь попасть в своих.
Все четыре катера, бывшие под огнем, благодаря Бога, остались целы, убитых и раненых нет.
Заметив сигналы с катеров, я пошел к ним на встречу полным ходом. Катера при-няли меня за турецкое судно, входящее на рейд и уже приготовились к атаке, но оклик-













- 5 -

нутые своевременно часовыми они убрали свои мины и были тотчас же подняты. Дру-гие два катера, увидя пароход [и] приняв его также за неприятельский, направились к бе-регу. До пяти часов я их искал, но напрасно.
В пять часов утра, находясь близ берега, заметил к S-юйду от форта Св. Николая огни, вероятно того судна, которое было видно с рассветом с Потийского маяка.
Не желая сталкиваться с турецкими судами, перед рассветом, я пошел в море. Я был совершенно уверен, что не отысканные мною катера, благополучно придут, потому что погода видимо установилась очень хорошая, что же касается до машин, то в их ис-правности я всегда уверен, потому что механик Красноштанов, наблюдающий за этими машинами, исправляет их всегда ранее, чем они успеют повредиться.
К заходу солнца следующего дня, принял катера и направился в Севастополь, ку-да и прибыл утром 18-го декабря благополучно.
Я ставлю себе в приятную обязанность высказать чувства глубокой благодарнос-ти нашим учителям по части мин Уайтхеда, лейтенанту Рончевскому, подпоручику Максимову, которые научили нас обращаться с этим сложным орудием войны. Припи-сывая же удачное действие мин Уайтхеда, спущенных посредством катерных приспособ-лений, главным образом вниманию, хладнокровию и распорядительности лейтенантов Зацаренного и Щешинского, я в тоже время, осмеливаюсь донести, что горячее участие к этому делу старшего офицера лейтенанта Давыдова и механиков:Павловского и Крас-ноштанова, много содействовали устранению тех недостатков, которые так присущи новому делу. Я очень счастлив, что ваше превосходительство назначили ко мне лейте-нанта Щешинского и разрешили волонтером мичмана Залесского, оба оказались отлич-ными минерами.
Главное же внимание вашего превосходительства, покорнейше прошу обратить на начальствовавшего отрядом катеров, лейтенанта Зацаренного, бравость и энергия которого решительно выше всяких похвал. Рапорт его при этом представляю.

Копия с рапорта лейтенанта Зацаренного командующему пароходом
“Великий Князь Константин”, от 17-го декабря 1877 года.

Отвалив от борта парохода в 10 часов вечера, катера пошли по направлению к Батуму, пройдя около 1/2 часа и открыв на берегу много огней, взяли влево на них и перпендикулярно берегу, к которому подошли почти вплотную, турецкие часовые перекликались по берегу. Было очень темно, накрапывал дождь и слался [так в тексте] местами легкий туман. Оказалось, благодаря указаниям служивших в русском [так в тек-сте] Обществе пароходства и торговли, штурмана Максимовича и волонтера Беликова, что мы уже прошли к югу от Батумского рейда. Повернув на север и держась в плотную к берегу, чтобы следить за его очертанием, я около 12 часов ночи обогнул мыс, на кото-ром есть маяк и батарея, и вошел в бухту; за мною вошли и все другие катера. На рейде казалось, было еще темнее, от окружающих его гор, слышались обычные судовые ту-рецкие свистки, а на берегу было видно несколько огней. Пройдя около кабельтова внутрь рейда, мы открыли два судна, стоящие близко к берегу, почти рядом друг с дру-гом кормами к берегу, носами внутрь рейда. Первое очень длинное черное, повидимому броненосец, трехмачтовый, бортового вооружения, типа Махмудие; второе, судя по вы-соте и виду рангоута, можно было принять за деревянный фрегат, я выстрелил миною














- 6 -

Уайтхеда, которая отлично вышла из трубы и, взяв должное направление, взорвалась между фок [так в тексте] и грот-мачтами. Взрыв был довольно глухой, а столб воды вы-сотою в пол борта.
После взрыва мины произошла тревога, крики и пальба с турецких судов и берега по всем катерам. Я крикнул лейтенанту Щешинскому, чтобы и он выстрелил своею ми-ною, которая пройдя также хорошо, взорвалась у грот-мачты, причем звук был еще луч-ше. Сбросив с Чесьмы минную трубу и выйдя из под выстрелов, мы направились назад на пароход.
Чесьма взяла на буксир Синоп, Сухум-Кале, Наварин. Пройдя около 1/4 часа и за-метя какое-то судно сзади от левого траверса,я крикнул катерам “приготовить мины” и, отдав буксир, повернул на него. Синоп последовал за мною, Сухум же и Наварин шли не-много сзади и, вероятно не слыхав команды, потеряли нас из вида, что было весьма не трудно при такой темной ночи и скрылись под берегом. Судно оказалось Константин [так в тексте], к которому Чесьма и Синоп пристали около 1 часа ночи.
Как старому моему боевому товарищу, старшине Чесьмы, матросу Кисленко и старшему минеру матросу Новгородцеву, я не нахожу слов для похвалы их хладнокро-вия и исполнительности.Прочая прислуга моего катера также достойна всякой похвалы. В заключение позволю себе особенно указать вашему высокоблагородию на дружеское и смелое товарищество командира Синопа, лейтенанта Щешинского, минного офицера мичмана Залеского [так в тексте] и гардемарина Твердомедова, а также и прочих офице-ров и команды катеров.

Почти сразу же последовало продолжение в “Кронштадтском Вестнике” № 11 от 25 января (6 февраля) 1878 года :
VII-е СОБРАНИЕ МИННЫХ ОФИЦЕРОВ 13-го ЯНВАРЯ 1878 ГОДА

Доклад капитана 2 ранга Верховского [в то время начальник минных офицерских классов в Кронштадте] состоял в сообщении о нападении в ночь с 15-го на 16-е декабря миноносных катеров парохода Великий Князь Константин, вооруженных минами Уайт-хеда, на турецкий броненосец эскадры Гобарта-паши [так в тексте] , стоявший на Батум-ском рейде и в разборе причин, заставивших атакованный броненосец ежели не остаться в строю, то по крайней мере не утонуть.
Прежде всего докладчик обратил внимание слушателей на то, что мины Уайтхе-да еще в первый раз употреблялись в дело против неприятельских судов и, хотя по га-зетным известиям они и не потопили броненосца [так в тексте],но тем не менее основы-ваясь на некоторых по видимому [так в тексте] и неимеющих особого значения обстоя-тельствах, которые мы приведем ниже, надо понимать, что броненосец более или менее пострадал от этих взрывов. (*)
Из прочитанных на докладе выдержек из рапорта минного офицера лейтенанта Зацаренного, который командовал отрядом катеров, видно : что в броненосец выпуще-ны были 2 мины Уайтхеда, одна с катера Чесьма (командовал лейтенант Зацаренный), а другая с катера Синоп командовал лейтенант Щешинский) с некоторым промежутком

(*) Корреспондент “Times’а” из Батума уверяет, что ни одна из пущенных мин не попала в цель и не взорвалась. Но он же уверяет, будто-бы мин было пущено несколько. Пись-мо “Times’а” смотри в 10-м номере “Крон. Вестника”. Прим. ред.













- 7 -

времени, одна после другой; движения мин были прекрасно видны, благодаря фосфори-ческому цвету струи воды от их движения; первая мина взорвалась против трубы, а вторая против грот-мачты; после взрыва каждой из мин с судна раздавались крики ужаса и стоны.
Обратив внимание на последние слова приведенные нами из рапорта, докладчик присовокупил, что очевидно они попали в рапорт не случайно, и как характерестичные [так в тексте] факты, сопровождавшие эти взрывы. Разобрав далее весьма подробно причины и обстоятельства вызывавшие крики ужаса и стоны при взрыве первой мины и крики ужаса и отчаяния при взрыве второй мины и, указав на величину и расположение Батумского рейда, он пришел к тому заключению, что турецкие суда, стоявшие на нем, не только не были заграждены щитами, сетями и т. п. от самодвижущихся мин, но даже ни чем не были заграждены и вероятно и не будут заграждать себя и в будущем, а огра-ничатся только высылкою сторожевого парохода (*) и дозорных катеров. Сверх того прежде чем заграждаться отдельно каждому судну, стоящему на Батумском рейде, удоб-нее было бы заградить самый вход на рейд, чего, очевидно, в данном случае сделано не было, так как наши шлюпки совершенно спокойно, не встретив никаких препятствий, вошли на рейд и отыскали там броненосца, выстрелили в него минами и благополучно возвратились - два из них (Чесьма и Синоп) на пароход Великий Князь Константин, а два остальные в Поти; следовательно, в этом случае нужно искать причину того что не по-гиб броненосец, не в преградах каких-либо против мин Уайтхеда, которые специально для этого должны быть сделаны, а в каких-нибудь других причинах, которые не позво-лили взорвавшимся, хотя и у самого борта, минам погубить неприятельский бронено-сец.
Обратясь снова к рапорту лейтенанта Зацаренного, в котором было сказано, что мины Уайтхеда были установлены так, что пружина машинного регулятора была поставлена самая толстая, воздуху было накачено в мины 1100 английских фунтов [рус-ский фунт легче ] (около 76 атмосфер) , расстояние было дано минам 25 зубцов (3750 фут) и глубина 2 метра (6 1/2 фут), выпущены же были со шлюпок в расстоянии от не-приятеля от 30 до 50 сажень, а так же, приняв во внимание, приведенные раньше слова рапорта, что мины ударились в борт неприятеля, одна у трубы, а другая против грот-мачты, докладчик самым строгим и обстоятельным образом разобрал все эти обстоя-тельства и совершенно ясно доказал причину не полного результата взрыва. И затем, в подтверждение своих слов, он привел сведения об опытах, произведенных над миною Уайтхеда, которые показали, что мина, при выходе ее из аппарата, принимает данную ей глубину нераньше [так в тексте], как по прошествии 100 или 150 фут и тогда идет уже на данной глубине по волнистой линии, которая уклоняется к верху и к низу, от по-ставленной глубины до полуфута (при наибольшом [так в тексте] ходе). Очень может быть, что в этом случае мина коснулась борта броненосца как раз тогда, когда она опи-сывала верхнюю часть кривой и следовательно взорвалась на меньшей глубине. Из слов
же лейтенанта Зацаренного, что, находясь в 30 саженях от броненосца, он не мог видеть его оконечностей, не поворачивая головы, можно предположить, что это был один из самых больших, поэтому мина должна была удариться в прямостенную часть его (про-

(*) Предположение капитана 2 ранга Верховского оправдалось последним взрывом пароходом Великий Князь Константин турецкого сторожевого парохода и тою-же кор-респонденцией “Times’а”. Прим. ред.













- 8 -

тив трубы и грот-мачты) и в броню. Это последнее предположение легко подтверждает-ся, если мы взглянем на альбом чертежей турецких броненосцев, то увидим, что углуб-ление морских из них простирается от 26 до 14,4 фут, толщина же брони в середине от 5 до 12 дюймов и углубление ее ниже грузовой ватер-линии [так в тексте] до 6 фут и более. Если так же обратить внимание на зарядную камору [так в тексте] мины Уайтхеда, кото-рая имеет форму усеченного конуса длиною в 3 1/3 фута при диаметрах : малого основа-ния в 3 3/8 дюйма (в передней части каморы) и большого - в 11 1/2 дюймов, то увидим, что центр заряда мины Уайтхеда, будет отстоять от поражаемого предмета - на 38 дюй-мов, считая в этом расстоянии и длину ударника, в 8 1/2 дюймам [так в тексте].
Опыты, произведенные в прошлом году в Кронштадте и Петербурге, над дей-ствием пироксилина на броню и другие преграды показали, что разрушение этих пре-град зависит главным образом от близости массы заряда, т. е. от его сконцентрирован-ности, чем от величины заряда. В зарядной же каморе мины Уайтхеда заряд расположен не симетрично [так в тексте] относительно плоскости, проходящей через центр заряда перпендикулярно к оси мины, поэтому масса его, находящаяся сзади центра заряда, бо-лее сконцентрирована, чем находящаяся впереди, вследствие чего последняя действует менее разрушительно на предстоящую пред ней преграду, а следовательно вообще уда-ление центра заряда и его удлинение весьма чувствительно влияет на уменьшение его разрушительного действия на броню и всякую другую преграду. Вообще же известно, что разрушительное действие пироксилинового заряда значительно уменьшается, пере-ходя за известный предел удаления последнего от поражаемого предмета, даже на весь-ма незначительную величину в роде [так в тексте] одного дюйма.
В нашем случае центр заряда в минах Уайтхеда при углублении их на 2 метра от-стоял от борта броненосца на 38 дюймов и по мнению докладчика - это была настоящая и единственная причина, почему неприятельский броненосец не был потоплен.
Очевидно, что основываясь на этом факте нельзя думать, что мины Уайтхеда со-всем недействительны против броненосцев, имеющих значительной толщины броню, напротив они всегда в состоянии разрушить броню и двойное дно самых сильных бро-неносцев, стоит только их пустить с необходимым для этого расчетом : в 1-х [так в тексте] поставить мину на большую глубину, например на 4 метра, на этой глубине нет уже брони и заряду придется иметь дело только с железной обшивкой и вероятно под обводами корабля, так как на этой глубине у судов прямостенности или нет, или она встречается на меньшом [так в тексте] протяжении. Во 2-х если-бы мину пришлось по-ставить на меньшую глубину, например на 2 метра, то ее лучше пустить под ту часть ко-рабля, которая на этой глубине имеет подзор, тогда взрыв мины несомненно сделает пролом; это последнее обстоятельство при помощи небольших чертежей было разъяс-нено докладчиком, так что действие заряда мины, когда она ударяется о подводную часть корабля, пройдя вертикальную плоскость, касательную к грузовой ватер-линии [здесь в тексте предложение обрывается]. Так, например, при проходе мины положим до половины длины своей зарядной каморы за указанную выше вертикальную плоскость, не только вся верхняя половина заряда будет разрушительно действовать на находящи-еся над нею части дна корабля, но и вся та часть другой половины заряда, в сфере раз-рушения которой будет находиться часть борта. Опыты, произведенные в Англии, пока-зали, что 30 фунтов пироксилина совершенно пробивают двойное дно системы фрегата Геркулес, если только все 30 фунтов находятся под этим двойным дном. В мине же Уай-тхеда величина заряда простирается до 75 фунтов, то[ так в тексте] ей для того чтобы













- 9 -

произвести такое же разрушение нужно пройдти [так в тексте] за прямостенность зарядною каморою меньше 2-х фут.
Затем капитан 2-го ранга Верховский описал атаку тех же катеров, но только иными минами, на Сухумском рейде, при чем указал на тождественность условий дей-ствия растянутых зарядов в обоих атаках, на неприятельские броненосцы, , вывел из всего вышеизложенного следующее :
1) Что в Батуме 16 декабря при минной атаке наших катеров турецкий бронено-сец не имел никаких заграждений, препятствующих движению мин Уайтхеда.
2) Что обе выпущенные мины взорвались непосредственно у борта броненосца.
3) Что взрыв мин произошел у прямостенного борта и по всей вероятности про-тив брони.
4) Что взрыв мин сделал повреждение, хотя может быть и незначительное.
После этого капитан 2 ранга Верховский высказал несколько своих мыслей отно-сительно очищения минами Батумского рейда от неприятельских судов, пользуясь ра-зумною храбростью и умением применяться к обстоятельствам нападающих с Великого Князя Константина этими боевыми качествами, которые они так прекрасно выказали в обе Батумские экспедиции. Так-же он указал на то моральное состояние противника, ко-торое выказывалось им неоднократно в настоящую войну, при виде бегущих на него ми-ноносок, и которое позволяет предполагать, что при настойчивом нападении минонос-ные шлюпки могут заставить спустить флаг даже грозного броненосца.
В заключение докладчик, приводя некоторые слова из донесения лейтенанта За-царенного, об опасности носить мины под килем шлюпки при возможности взорвать ее под собою, приткнувшись в темноте к берегу, разобрал критически существующие спо-собы выпускания мин Уайтхеда со шлюпок, сравнил их между собою и сказал несколько слов о существующем в проекте способе выпускания мин Уайтхеда с палубы минонос-ных катеров, позволяющем последним свободно маневрировать и не терять дорогого для них быстрого хода. Так же он указал и на то, что миноносные катера, если они во-оружены минами Уайтхеда, не должны пренебрегать остальными минами, так как в бою может представиться такой случай, что выпустив [так в тексте] мины Уайтхеда понадо-бится еще какая-нибудь мина, а ее не окажется, тогда прийдется [так в тексте] минонос-ным катерам выходить из строя и бросать поле сражения будучи неповрежденным. Вся-кая лишняя мина на шлюпке, иной раз в момент надобности во время боя, может иметь громадный перевес не только на стороне этой шлюпки, но и придать иной оборот всему делу.

Буквально следующий же номер “Кронштадтского Вестника” - № 12 от 27 января (8 февраля) 1878 года добавил новых материалов :
ЕЩЕ О МИННОЙ АТАКЕ НА БАТУМСКОМ РЕЙДЕ
 В НОЧЬ С 15 НА 16 ДЕКАБРЯ.

Константинопольский морской корреспондент газеты “Times” сообщает от 17 января следующие подробности о первой атаке минами Уайтхеда на Батумском рейде.
Турецкие морские начальники вообще, не очень-то прилежны в писании донесе-ний, довольствуясь обыкновенно посылкою к начальству отчетов о своих действиях, в сжатой форме телеграмм, даже в случаях, когда приходится сообщать о чем-нибудь бо-лее важном и интересном, нежели обыденные донесения. Вообще говоря, в их донесени-













- 10 -

ях о событиях не бывает ни каких подробностей, а числа и места указаны небрежно; так что если бы кто-нибудь попытался написать историю морских действий настоящей вой-ны, то из-за чисел встретил бы не легкий труд. Недавно бывшая попытка русских уни-чтожить турецкий флот на Батумском рейде, есть случай в высшей степени интересный, так как это был первый факт действительного применения мин Уайтхеда, а потому ес-тественно было-бы ожидать, что все обстоятельства будут переданы с величайшей точ-ностью и рапорт посланный в турецкое адмиралтейство, будет самый полный. Однакож, на самом деле прошло несколько недель с тех пор, и за исключением сведений заклю-чавшихся в телеграмме о неудаче атаки, о целости судов и о находке двух неприятель-ских мин - никаких других уведомлений, до вчерашнего дня, не доходило до морского министерства, и только вчера они получились с приходом из Батума Ахмет-паши, при-везшего с собою и эти мины. Ахмет-паша командовал восточной эскадрой на Черном море и во время атаки был, вместе с Гобарт-пашою, в Батуме. Доклад свой адмирал де-лал словесно, но я имею сведения о его содержании из вторых рук, кроме того я не толь-ко распрашивал его адъютанта, но и подробно осмотрел обе мины. Полагаю, что я на-шел причину неуспеха русских. Но прежде чем говорить об этом, я полагаю нужным сказать несколько слов о местности, и о положении судов во время атаки.
Батумский рейд занимает только небольшую часть бухты того же имени, и огра-ничен глубоким оврагом, лежащим на западном берегу, и обширною мелью, образован-ную наносами реки Чолок, покрывающими остальную часть бухты. Самые большие броненосцы могут становиться вплотную к берегу и обыкновенно здесь бросают якорь близ берега и затем швартовятся. Турецкая эскадра во время русского визита состояла из броненосного фрегата Махмудие,броненосных корветов Фетхи-Буленд и Авни-Аллах, деревянного корвета Исмид, колесного транспорта Арзари-Шефкет, яхты Гобарта-па-ши Изедин и двух парусных судов. Все эти суда, кроме Авни-Аллах, стояли в том положе-нии как сказано выше и повидимому не защищенные ни системой бонов, ни сетями, представляли приманку для атаки. Авни-Аллах стоял на бочке, посреди рейда, а потому и был избран целью атаки. Надо заметить, что при приближении к Батумскому рейду, по направлению от севера к западу,суда ошвартованные к берегу скрываются выступом, образующим западную часть бухты. Турки были предуведомлены о предполагаемой атаке, так как было известно за несколько дней, что миноносцы отправлены в Поти, и по этому то [так в тексте] Гобарт-паша был послан в Батум, чтобы принять начальство. Обыкновенно на якорных стоянках боны устанавливались в небольшом расстоянии от судов, а сторожевые шлюпки постоянно занимали места значительно впереди, чтобы предуведомлять о всем подозрительном.
В ночь на 28-е боны эти небыли [так в тексте] заведены, так как Гобарт-паша, только что вернувшийся на яхте Изедин, после бомбардировки Гургурети, и готовясь к дальнейшим наступательным действиям, приказал судам быть готовыми сняться с яко-ря с рассветом. Однакоже все сторожевые шлюпки - по две с судна, были посланы, но не успели еще они хорошенько осмотреться, как на Авни-Аллах около полночи поднялась тревога и раздались выстрелы, по всем направлениям. Офицеры сторожевых шлюпок рассказывали, что они видели облик судна, и в следующий момент когда корвет открыл огонь, они, чтобы избежать повреждения, должны были отойдти [так в тексте]. На дру-гой день утром подобрали две мины, одну с поверхности воды с отломанною головною частию [так в тексте], заключавшую взрывчатое вещество, другую выброшенную на бе-рег точно судно после крушения. Турки думают, что первая из мин ударилась где-ни-













- 11 -

будь об судно или об швартовы и оттого взорвалась; но это едва ли бы случилось без полного уничтожения мины, а между тем мина во всех прочих частях цела. Вторая мина найдена совершенно целой, с головною частию вполне снаряженной 30 фунтами пиро-ксилина [английскими, не русскими, фунтами !], взрыв которого от удара о какую-либо часть судна ниже броневого пояса, без сомнения, ее бы уничтожил. Эта мина была осто-рожно разряжена и теперь, по всем вероятиям, секрет Уайтхеда в руках турок, так как опытный механик, по тщательном рассмотрении, может изучить устройство этого под-водного аппарата.Обе эти мины самого последнего типа и, повидимому, только что сде-ланы. На одной из них стоит номер 250, на другой 255, а вверху 30. Одна из них совер-шенно приходится к предмету на манер станка, очевидно предназначенному служить трубой для выбрасывания ее и кажется также весьма вероятным, что в их поспешности окончить эту операцию, русские забыли снять прочь железную обойму, придерживав-шую узкую головную часть мины, и оттого вся машина, не в состоянии будучи освобо-диться, когда дали движение, полетела в берег вместе со станком. Безуспешность дру-гой мины, также не взорвавшейся, может быть приписана предохранительной шпильке, которая, осталась в мине, удар же ее был перпендикулярен к борту судна и от силы это-го удара отломилась головная часть ее.По русской оффициальной депеше пароход Кон-стантин сопровождал шлюпки в Батум и держался у входа в продолжении атаки. Как я только что говорил, ни одно из этих судов небыло [так в тексте] видно и турецкая эскад-ра, безсомнения [так в тексте], весьма счастливо избежала опасности, что может быть приписано, конечно, ни тем предосторожностям, которые были приняты, ни бдитель-ности сторожевых шлюпок, но поспешности с какою была произведена атака, людьми несовсем [так в тексте] знакомыми с делом. По русским сведениям одна из мин прошла под дном корвета, не ударив его, а другая ударилась в борт и взорвалась, хотя они и незнают [так в тексте] результата этого взрыва.Я нашел, что испорченная мина установ-лена на 15 фут[так в тексте], другая на 20 фут. Такая глубина превышает углубление Ав-ни-Аллах. Прошла ли мина под дном или, дурно направленная , проскочила мимо в бе-рег, составляет вопрос, который трудно решить. Во всяком случае деревянный станок и остов трубы, сопровождавшие мину в ее движении, имели громадное влияние на ее действие.

Вскоре в “Кронштадтском Вестнике” № 15 от 3 (15) февраля 1878 года появились: редакционная передовица и письмо, продолжившие эту тему. Сначала передовица :

Кронштадт, 2-го февраля.
Телеграмма нашего государственного канцлера, князя Горчакова,от 29-го января, к представителям России при дворах великих держав, выражает твердое намерение ввести наши войска в Константинополь, если того потребуют обстоятельства. Проще, логичнее и целесообразнее такого действия ничего не может и быть, так как нет сомне-ния, что полуторасто-тысячная геройская и высоко дисциплинированная армия не-сравненно лучше охранит порядок и безопасность живущих на суше граждан, чем все флоты Европы, взятые вместе. По видимому [так в тексте] Турция сознала это теперь, так как, если верно известие сообщенное третьего дня по телеграфу, то султан сделал сам почин в этом деле, прислав Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу приглашение, провести несколько дней в Константинополе. Франции и Италии кажется поневоле придется придти [так в тексте] к заключению, что













- 12 -

русская армия одна, сумеет в случае нужды, водворить порядок в Константинополе, так как султан не выдает фирмана на проход, а потому отправление их эскадр в Босфор от-менено; но Австрия не отказывается от надежды кого нибудь спасти и броненосцы Кей-зер-Макс и Габсбург вышли в Архипелаг. Англия же не смотря на то, что флот ее уже был остановлен комендантами турецких укреплений в Дарданеллах и что разрешения на вход в них она еще не имеет, надеется, основываясь на словах лорда Дерби, видеть свой флот в Константинополе, или около него, сегодня 2-го февраля. Каким путем наде-ется она добиться входа в Босфор, пока не известно, но судя по распоряжению о посыл-ке четырех броненосных фрегатов, из состава эскадры канала - в Гибралтар, где они по-лучат дальнейшие инструкции и, судя по усиленной деятельности в Ширнесе [так в тек-сте], надо думать, что она не ограничится одной дипломатией.
Из наших морских новостей мы укажем на известие о последнем, перед заключе-нием перемирия, выходе наших пароходов активной обороны России, Весты и Владими-ра на поиски неприятеля, которые, к сожалению, по случаю свежих погод, оказались бесплодными, так что 18-го января, пароходы вернулись в Одессу без всяких результа-тов.
По известиям, сообщаемым одесскими газетами, с сегодняшнего дня, пароходы Черноморского общества открывают срочные рейсы, по нашим портам Черного моря.
Вчера, в среду, 1-го февраля, за цитадельскою пристанью между фортами “Алек-сандр” и “Петр” на льду были произведены опыты над действием пироксилиновых заря-дов в минах Уайтхеда на 6-ти дюймовую броню. Для этого были устроены две зарядные каморы, из жести, совершенно такого же вида и размеров, как настоящие, и помещены перед серединою брони в том положении, в каком они бывают в момент взрыва мины у борта неприятельского корабля. Каждая броня была прикреплена к массивному щиту в 2 фута толщиною, сделанному из дерева, представляющему часть борта корабля. Одна из этих мин была взорвана гальваническим током перед вертикальною бронею, а дру-гую предполагали взорвать, при помощи иглы ударника от мины Уайтхеда, перед бро-нею, несколько наклоненною в сторону мины.
Первый взрыв был произведен без малейших задержек и, хотя окончательный ре-зультат его еще неизвестен, потому что броня осталась в воде, но тем не менее, судя по всплывшим немногим кускам дерева от основания щита, к которому была последняя прикреплена, можно судить, что она не только осталась цела, но даже не сломан и са-мый деревянный щит, который также не всплыл.
Этим опытом должна подтвердиться малодейственность взрыва мины Уайтхеда у прямостенной части корабля, покрытой бронею.
Второй взрыв должен был показать действие той-же мины под не большим [так в тексте] подзором подводной части; но, в этот день взрыва этого произведено не было, потому что лопнул конец, которым мина привязывалась к боне [так в тексте], и лишил этим возможности привести, на этот раз, ударник в действие. Мы слышали, что взрыв этот будет произведен в конце этой или на будущей неделе, как только будет изготовле-на мина.
На этих опытах присутствовали, кроме офицеров состава минного офицерского класса, главный командир генерал-адъютант П. В. Козакевич, начальник штаба Свиты Е.В. контр-адмирал М. Я. Федоровский и некоторые другие офицеры, интересующиеся этими действительно заслуживающими внимания опытами, которые многое могут разъ-яснить по поводу атаки миноносными катерами с парохода Великий Князь Константин













- 13 -

турецкого броненосца на Батумском рейде в ночь с 15-го на 16-е декабря.
О результатах всех этих опытов, как мы также слышали, будет сообщаться сво-евременно в собрании минных офицеров.
__________
Во вторник, 31-го января, состоялся в отеле “Демут” обед доблестному команди-ру пароходов Веста и Россия флигель-адъютанту Н. М. Баранову. На этот обед, по сло-вам “Голоса”, собралось более ста человек, в числе которых были, кроме товарищей и сослуживцев, представители прежней, лучшей поры флота, приветствовавшие в лице Н. М. Баранова и его сподвижников возрождение славных дней Лазарева и Грейга. Винов-ник торжества был внесен в залу на руках, при звуках музыки и при громких криках всех присутствовавших. Во время обеда говорилось много речей и из них в “Голосе” напеча-тана пространная и весьма замечательная речь Н. М. Баранова, которую, к сожалению, за недостатком времени, мы не могли поместить в этом номере, мы постараемся передать ее в следующем номере.

Теперь письмо :
В № 12 “Кронштадтского Вестника” под заглавием : “Еще о минной атаке на Ба-тумском рейде в ночь с 15-го на 16-е декабря” помещено сообщение константинополь-ского корреспондента газеты “Times” от 17-го января. Сущность корреспонденции сле-дующая :
1) На другой день утром (т. е. после нападения русских в ночь с 15-го на 16-е де-кабря на Батумском рейде) подобрали две мины, одну с поверхности воды с отломан-ною головною частью, заключавшую взрывчатое вещество, другую, выброшенную на берег, точно судно после крушения. 2) Турки думают, что первая из мин ударилась где-нибудь о судно, или швартовы и оттого взорвалась; но это едва ли случилось без полно-го уничтожения мины, а между тем мина во всех прочих частях цела. 3) Вторая мина найдена совершенно целой с головною частью, вполне снаряженной 30 фунтами пиро-ксилина. 4) Обе эти мины самого последнего типа, и повидимому только что сделаны. 5) На одной из них стоит номер 250, на другой 255, а вверху 30. 6) Одна (т. е. по счету кор-респондента вторая мина) из них совершенно приходится к предмету на манер станка, очевидно предназначенному служить трубой для выбрасывания ее и кажется также весьма вероятным, что в поспешности окончить эту операцию, русские забыли снять прочь железную обойму, придерживавшую узкую головную часть мины и оттого вся машина не в состоянии будучи освободиться, когда дали движение, полетела в берег вместе со станком. 7) Безуспешность другой (т. е. первой мины), также не взорвавшейся, может быть приписана предохранительной шпильке, которая осталась в мине; удар же ее был перпендикулярен к борту судна и от силы этого удара отломилась головная ее часть. 8) По русским сведениям одна из мин прошла под дном корвета, не ударив его, а другая ударилась в борт и взорвалась, хотя они и не знают результата этого взрыва. 9) Я нашел, что испорченная мина установлена на 15 фут, другая на 20 фут. Такая глубина превышает углубление Авни-Аллах. Прошла ли мина под дном или, дурно направленая, проскочила мимо в берег, составляет вопрос, который трудно решить.
По донесению от 20-го декабря минного офицера лейтенанта (ныне капитан-лей-тенанта) Зацаренного, начальствовавшего катерами в Батумской экспедиции, оказыва-ется : 1) катер Чесьма, подойдя на 30 - 50 сажень, прицелился и выстрелил, мина взорва-лась как раз под трубою; взрыв глухой, столб фосфорической воды в пол борта, страш-













- 14 -

ные крики и стоны сразу вырвались из судна и огласили тихую бухту. (*)
2) После этого поднялась тревога на судах и на берегу; заиграл на батареи рожок и посыпались пули.
3) Тогда минный офицер лейтенант Щешинский выстрелил своей миной (которая буксировалась в особом плоте). Такой-же взрыв у грот-мачты, но еще глуше, новые сто-ны и крики, (**) с берега выпалило два раза орудие.
4) Лейтенант Зацаренный, считая, что цель вылазки кончена, сбросил свою трубу и отправился на пароход, куда Чесьма (***) и Синоп пришли в час ночи.
5) Два другие катера ушли в Поти и, как бывшие назади и плохо видевшие, что делалось в Батуме, телеграфировали о взрыве только одной первой мины.
6) Мины были поставлены на глубину 2-х метров (почти 6 1/2 ф.).
7) Чеки предохранительные от пистолетов вынуты и сданы командиру прежде чем катера отвалили от борта, как доказательство если-бы офицеры были убиты (что мины были способны взорваться от малейшего толчка).
Корреспонденция газеты “Times” помещена в “Кронштадтском Вестнике” без вся-ких оговорок, тогда как о Батумской экспедиции эта корреспонденция говорит в совер-шенно превратном смысле против донесения наших героев-сослуживцев, нещадящих [так в тексте] жизнию при исполнении своего долга. Те, которые распоряжаются на не-приятельском рейде, как на своем, те, которые под градом пуль, как в Сухуме, подходят к борту неприятельского броненосца и взрывают мины, - такие лица не станут лгать. Мы не взяли бы на себя труда опровергать корреспонденцию продажного англичанина, но когда дело идет об оскорблении русского человека, особенно при возможности на-нести ему какой-нибудь материальный или нравственный ущерб, если бы не встретили в числе лиц одной с нами профессии вполне доверяющих англичанину. Положим, что та-кое обидное предположение о своих офицерах могло происходить от незнания всех фак-тов Батумского дела, но все же жаль, что словам такого проходимца, как невежествен-ный морской корреспондент “Times”, в Константинополе, безапелляционно отдается преимущество перед официальными донесениями присяжных офицеров. В общем такое явление можно объяснить тем, что даже иногда интеллигентный русский человек счита-ет себя ниже иностранца. Некоторые из соотечественников все еще несмотря даже на со-вершившиеся политические обстоятельства никак не могут допустить, чтобы англичанин , корреспондент “Times”, был способен в выдумках перещеголять турок, а в призрении к русскому и в невежестве относительно всего русского превзойдет самих османлисов. Сотни наших офицеров, плававших кругом света, могут привести множество примеров самых диких понятий англичан о русских и грубого их незнания о русском государстве. В Мельбурне один почтенный джентельмен [так в тексте] был очень удивлен узнавши, что мы исповедуем одну веру с греками : не стыдясь высказывать при всей публике, что

(*) Неужели турки стонут и кричат не только от всякого удара об их судно, но даже и от удара какого-нибудь тела о швартовы ?
(**) Допуская по словам английского корреспондента, что вторая мина не задела судна, надо допустить, что в этот раз турки стонали и кричали по инерции.
(***) Катер Чесьма ходит до 11 узлов; катер Синоп обыкновенный судовой катер с наи-большим ходом 7-8 узлов, для которого, следовательно, всякая буксировка (без надоб-ности) еще более неуместна, чем катеру Чесьма, с которого подкильная выпускная тру-ба была сброшена для облегчения хода.













- 15 -

он глубоко был убежден, что у нас нет никакой религии и что только более развитые из нас идолопоклонники.
В Шангае [так в тексте] всемирный негоциант не верил своим ушам, что русские офицеры говорят между собою по русски, а не по французски. Англичанин, приглашен-ный из Лондона сделать переходы на корвете для практики гардемаринов в английском языке, признавался, что тщательно запирает помаду, свечи и тому подобные предметы, опасаясь, что матросы все это съедят, причем он свидетельствовал всем на свете,что по-лучил эти сведения о русских в аристократическом доме, где ему протежировали и где при его отъезде на русский корвет пророчили ужасные лишения и чуть даже не истяза-ния и т. д.
Оставляя пока в стороне антинравственные тенденции, вызвавшие корреспонден-цию, посмотрим насколько сообщенные в ней факты возможны на самом деле.
Корреспондент сам видел мины, и приводит свои доводы, следовательно турки здесь на заднем плане.
Первая мина, сказано в параграфе 1, подобрана с поверхности воды с отломлен-ною головною частью. Далее, в параграфе 7, корреспондент говорит, что безуспеш-ность первой, также невзорвавшейся, мины, может быть приписана предохранительной шпильке, (*) которая осталась в мине, удар же ее был перпендикулярен к борту судна и от силы этого удара отломилась главная часть ее.
Заметим : 1) что мина весит 22 пуда и бежит со скоростью 22 узлов, т. е. 37,4 фута в секунду, а это составит такую силу при перпендикулярном ударе, что головная часть мины должна быть сплюснута и надвинута на остальный [так в тексте] корпус мины, который несомненно не может остаться целым. Получив трещины, мина наполнится во-дою и уйдет на дно. Но и помимо трещин через всю длину мины идет рычаг, который при отломленной головной части очевидно тоже сломается и откроет доступ воде в мину, после чего она неизбежно утонет.
Спусковой курок, или ударник, или как его также называют, пистолет, составляет крайнюю оконечность головной части.Пистолет мины ударяется о предмет.Ударник от-винчивается от мины и обыкновенно держится отдельно, пока мину не приготовят для вкладывания в трубу. Чтобы ударник не мог при обращении с миной спуститься, в него закладывается предохранительная чека, толщиною в 1/8 дюйма, составляющая доста-точное препятствие для спуска ударник, когда его заденут рукой и ничтожное при ударе мины о твердый неподвижный предмет с силой далеко меньшей выше приведенной. Как только мина вложена в трубку, так чеки вынимаются. На катере Чесьма выбрасываю-щая труба находится под килем, следовательно чеку можно вынуть пока катер висит еще на талях. Предохранительные чеки были сданы, как доносит капитан-лейтенант Зацаренный, командиру парохода. Но если оставить предохранительную чеку, то и тог-да при ударе мины о борт корабля предохранительная чека будет прорезана и взрыв по-следует как и без чеки. Наконец, предохранительная чека находится в ударнике, а удар-ник состоит из сплошной массы железа (значит неплавуч)и привинчен к головной части. Головная часть, по словам корреспондента, оказалась отломленною, утонувшею и про-павшею бесследно даже для него и его друзей турок. Какую же и где он нашел в мине предохранительную чеку ? Одного этого капитального и невежественного заверения до-статочно, чтобы достойно оценить корреспондента; но чтобы рассеять сомнения скеп-

(*) Чека.













- 16 -

тиков, склонных верить своему коварному врагу англичанину, соотечественники кото-рого уничтожили при помощи Франции и Австрии наш Черноморский флот, проследим до конца нелепую корреспонденцию.
В корреспонденции в параграфах 3 и 6 сказано, что “вторая мина найдена совер-шенно целой, приходится к предмету, на манер станка, очевидно предназначенному слу-жить трубой для выбрасывания ее и кажется также весьма вероятным, что в поспешнос-ти окончить эту операцию, русские забыли снять прочь железную обойму,придерживав- шую узкую головную часть мины, и оттого вся машина не в состоянии будучи освобо-диться, когда дали движение, полетела в берег вместе с [так в тексте] станком”.
Далее в параграфе 9 корреспондент прибавляет : что эта мина была поставлена на 20 фут, и прошла ли мина под дном броненосца Авни-Аллах, или дурно направленная, проскочила в берег, - составляет вопрос, который трудно решить”.
Мина Уайтхеда сама по себе плавуча, но эта плавучесть равна 1/2 фунта, т. е. если к мине прибавить 1/2 фунта и 1 золотник, то мина потонет. На желаемой глубине она удерживается только действием горизонтальных рулей, что возможно, только при быстром движении. Правильность движения мины и даже возможность движения ее под водою зависит от дифферента мины в спокойном состоянии, что на техническом языке называется уравновешением мины. Чувствительность мины к перемещению центра тя-жести, к прибавке и убавке груза, доходит до долей золотников.
Плот, с которого пущена была мина с катера Синоп деревянный и имел такую форму и плавучесть, что мина физически не могла увлечь его с собою под поверхность воды, а не только на глубину 20 фут, да еще путешествовать с ним под дном Авни-Аллаха. Одно такое предположение доказывает глубочайшее незнакомство корреспон-дента с минами Уайтхеда.
Здесь кстати заметим, что до настоящего времени мины Уайтхеда не имеют нигде приспособления для опускания их на глубину более 4 1/2 метров или почти на 14 3/4 фу-та. Но англичанин прихвастнул, что он нашел, что вторая мина была поставлена на 20 фут, а первая, испорченная, от которой, даже при его предположении, что она удари-лась перпендикулярно в борт корвета, - не должно было остаться целым ни одной части механизма, была поставлена на 15 фут. В обоих случаях выдумал неудачно.
В донесении капитан-лейтенанта Зацаренного ясно сказано , что он выбросил трубу, которая уменьшала ход и в которой после выпуска мины не было надобности. Эта подкильная труба, как металлическая, утонула, а турки поймали только плотик с катера Синоп, который выпустив мину тоже вероятно бросил плотик, как уже не нужный и тормозивший движение катера. Выпущенные мины Уайтхеда, как и все, имеющиеся в России, не последнего типа, как говорит корреспондент (параграф 4). Последний тип мин имеет два винта, а наши мины одновинтовые. Самый последний тип мин Уайтхеда имеет размеры менее наших и вмещает заряд в 36 фунтов, а наши мины Уайтхеда имеют 78 фунтов пироксилина. Надо полагать, что и в Константинополе нашлись бы весы, по которым 78 не оказались бы 30-ю ф. (параграф 3). Длина выпущенных мин не 17 фут, как это сказано в корреспонденции Times’а, а 19-ть. (*) Но дело в том, что английская броненосная эскадра Средиземного моря снабжена малыми минами, т. е. последнего типа с зарядом в 30 фунтов и длиною в 14 фут.

(*)То место, где говорится в “Times’е” о длине мины, в переводе “Кроншт. Вестника” не помещено.














- 17 -

Остается сказать о нумерах на минах. Нумера верны, но что же из этого следует ? Каким образом, спросят, корреспонденту известны нумера, если мины уничтожены взрывом ? Очень просто. при взрывах мин с катеров и судов, на катера попадают часто кусочки взорванных мин вместе с водою падающего столба. Такие образцы можно ви-деть в кабинетах минного офицерского класса. На мине Уайтхеда №№ мины проставле-ны на всякой отдельной части, которых у них несколько десятков. Мины взорвались не под дном, а у прямостенного борта. Заряд мины растянут на 3 1/2 фута, следовательно вполне натурально, что кусочки мины с нумерами могли попасть на палубу корвета Авни-Аллах.
№№ 250 и 255 означают число мин выделанных заводом Уайтхеда в данном году, а № 30 означает тридцатую мину, изготовленную для известного государства. Коррес-пондент не говорит верхнего № другой мины, между тем, имея мину хотя бы положим и без головной части, он верно с радостью бы его пропечатал. Но как куска с верхним № другой мины, на палубе корвета не нашлось, то корреспондент и сдержал свою фанта-зию. Наконец, №№ мин вовсе не секрет. Мины Уайтхеда Россия, Англия, Германия, Франция, Дания, Швеция и Норвегия получают с одного и того же завода и потому во-обще можно знать, у кого сколько , каких мин и за какими №№. В Севастополе также не составляют секрета, какие нумера имели выпущенные мины на Батумском рейде. Второе предположение о получении нумеров из Севастополя от англичанина, хотя и возможно, но первое еще вероятнее.
Из приведенных доводов несомненно, что :
1) Мины, выпущенные катерами Синоп и Чесьма в ночь с 15-го на 16-е декабря взорваны.
2) Ни турки, ни корреспондент этих взорванных мин никогда не видели, не осяза-ли и вовсе не увидят.
3) О том кому всецело, или частью, принадлежит клевета, туркам или англичанам - все равно; англичанин приписывает более себе - пусть так и будет.
Цель вымысла :
1) Оскорбить, чрез газету, распространенную во всем свете, русских офицеров, что не верно пишут донесения и этим задеть заживое [так в тексте] и всякого русского.
2) Иметь повод пускать бесконечно с турецких судов мины Уайтхеда в русские су-да. Надо знать, что Турция не купила ни секрета, ни мин у Уайтхеда и потому не имеет права их употреблять.
3) Подстрекнуть Уайтхеда потребовать с России денежное вознаграждение за передачу секрета его мин Турции.
Будем надеяться, что настанет время возмездия и англичанам, которые немило-сердно вредят России и стараются повредить ей всею силой своих материальных и ум-ственных средств.
В. В.
[Насколько можно судить - под инициалами В. В. скрывается будущий адмирал Владимир Павлович Верховский.]
И на этой ноте дело было, как казалось, оставлено. Но вдруг, “Кронштадский Вестник” № 44 от 16 (28) апреля 1878 года привел новые сведения. Сначала редакцион-ная статья :
Кронштадт, 15-го апреля.
Сегодня в 6 часов утра пришли из-за моря два первых купеческих парохода.Паро-













- 18 -

ходы эти еще вчера были в виду Толбухина маяка, но встретив толстый и почти сплош-ной лед от Красной Горки, долго пробивались во льду. Только в 9 часов утра, пароходы подошли к воротам Купеческой гавани. Пришедшие пароходы оказались германскими, их зовут : Наутилус, под командою шхипера Беренса, и Остзее. Оба парохода, начиная от острова Сескаря [так в тексте], все время шли во льдах. У Красной Горки лед стоит почти сплошной. В настоящую минуту в море видно парусное судно, окруженное льдом. Тотчас же по приходе двух первых пароходов на нашей таможне был поднят флаг. В 11 часов утра оба парохода прошли в Петербург.
Навигация у нас открывается при возможности войны в перспективе. Посредни-чество Германии, повидимому, не имело успеха, хотя дипломатические переговоры еще и продолжаются при дружеском содействии Германии. К чему поведут эти переговоры трудно сказать, одно, что ясно во всем этом деле, так это то, что Англия продолжает упорно стоять на своих невозможных требованиях и деятельно готовится к войне. Анг-лийские военно-морские газеты начинают уже поговаривать о сформировании новой сильной эскадры, которая будет носить название соединенной эскадры Английского ка-нала и Балтийского моря. Сообщая это известие, газета “соединенных Служб” [так в тексте; конечно это - United Service Gazette], от 8-го (20) апреля, прибавляет, что она имеет причины думать, что такая соединенная эскадра будет сформирована в течении двух месяцев и прибавляет, что Англия, конечно, не ищет войны, но что сильное созна-нием своего права правительство спокойно и решительно приготовляется защищать свои интересы, и вместе с ними, интересы и свободные учреждения всей Европы.
Чем угрожает Россия интересам и свободным учреждениям Европы ? английская газета конечно не объясняет, да мы и не станем спорить об этой фразе, исключительно написанной для английских читателей, и перейдем к тому соединенному флоту Англий-ского канала и Балтийского моря,о котором говорит “United Service Gazette”.В 1853 го-ду мы были в Англии и очень хорошо помним совершенно такую-же эскадру контр-ад-мирала Корри, которая, впоследствии, преобразовалась в британский флот вице-адми-рала сэра Чарлса Непира, стоявшем два лета сряду у Красной Горки, в виду Кронштад-та и не решившейся атаковать его. Флот сэра Чарлса Непира [так в тексте] состоял поч-ти исключительно из винтовых кораблей и паровых судов, между тем как в нашем Бал-тийском флоте, того времени, не было ни одного (*) винтового судна и имелось только несколько колесных пароходо-фрегатов, которые нельзя было причислить к разряду бо-евых судов флота. Наш парусный флот очевидно не мог сразиться с паровым флотом англо-французской коалиции. К тому-же тогдашний Кронштадт не был похож на ны-нешний грозный и, скажем смело, неприступный Кронштадт. Мы не будем говорить, по очень понятной причине, о том, что и как вооружается у нас, но заметим только.что со-единенной эскадре Английского канала и Балтийского моря, вооружающейся в Анг-лии,мы противупоставим в случае надобности наш Балтийский флот.Сделав эту необ-ходимую оговорку, мы снова возвратимся к вновь формирующейся английской эскадре.
  “United Service Gazette” говорит, что эта эскадра пока носит название береговой стражи (Coast-guard) и первого резерва и будет состоять из броненосных фрегатов : 14-ти пушечного Геркулес 8677 тонн, 1200 нариц. и 8529 индикаторных сил, броня 9 дюй-мов. 18-ти пушечного Валиан - 6713 тонн, броня 4 1/2 дюйма, 800 нариц. и 3500 индика-

(*) Наш первый винтовой фрегат Архимед в 300 нарицательных сил, спущенный на воду в 1848 году, разбился у Борнгольма в 1850 году.













- 19 -

торных сил. 18-ти пушечного Резистенс - 6070 тонн, броня 4 1/2 дюйма, 600 нариц. и 2428 индикаторных сил. 18-ти пушечного Лорд Варден - 7842 тонна [так в тексте], броня 5 1/2 дюймов, 1000 нариц. и 6700 индикаторных сил. 32-х пушечного Варриор - 9137 тонн, броня 4 1/2 дюйма, 1250 нариц. и 5092 индикаторных силы. 18-ти пушечного Гек-тор - 6703 тонн, броня 4 1/2 дюйма, 800 нариц. и 3256 индикаторных сил. 11-ти пушечно-го Пенелопа - 4394 тонна, броня 6 дюймов, 600 нариц. и 4700 индикаторных сил.
Газета соединенных служб полагает, что к этим семи броненосным фрегатам бу-дут прибавлены башенные броненосцы : 4 пушечный Циклоп 3430 тонн, броня 8 дюймов, орудия 10 дюймовые, машина 250 нар. и 1660 индикаторных сил (*). 4 пушечный Горгон - 3430 тонн, броня 8 дюймов, орудия 10 дюймовые, машина 250 нариц. и 1676 индика-торных сил, скорость 11 узлов. 4 пушечный Гекат того-же размера и типа и того-же во-оружения, что и два предыдущих, 4 пушечный Гидра того-же типа и тех-же размеров. 4 пушечный башенный фрегат Принц Альберт - 3905 тонн, броня 4 1/2 дюйма, орудия 9-ти дюймовые, машина 500 нариц. и 2128 индикаторных сил. Сообщая имена пяти послед-них башенных броненосцев “United Service Gazette” говорит, что пока они займут места на станциях береговой стражи (Coast-guard), где заменят броненосные фрегаты первого резерва и что все они прекрасно приспособлены для береговой обороны. Взвесив все вы-ше сказанное, мы видим, что в Англии формируется резервная эскадра из 7-ми броне-носных фрегатов, преимущественно старых типов, и 5 башенных броненосцев, которая, в случае надобности, может быть отправлена в Балтийское море.
Просматривая другой отдел той-же газеты о вооружающихся судах и судах гото-вых в портах Англии, мы видим, что броненосный корабль Тундерер (башенный 4 пу-шечный), родной брат Девастешена, все еще находится в Портсмуте вполне вооружен-ный и готовый и что кроме того вооружаются новые броненосные фрегаты : 12 пушеч-ный Нельсон, 12 пушечный Нортхамптон, 14 пушечный Триумф и старый 14 пушеч. Айрон-Дюк. Весьма вероятно, что месяца через два суда эти будут в состоянии присое-диниться к вновь формирующейся эскадре, но при всем том мы не можем не высказать нашего убеждения, что судов этих вряд-ли будет достаточно, не только для серьезной атаки одного из укрепленных портов Финского залива, но даже и для простой блокады, которая должна быть действительной для того, чтобы быть законной.
Заканчивая наше обозрение, мы не можем не обратить внимание читателей, на ниже напечатанное письмо г-на Уайтхеда, изобретателя и заводчика известных автома-тических мин. Это письмо, доставленное нам путем оффициальным, служит ответом на запрос нашего морского агента в Австрии и Италии контр-адмирала И. А. Шестакова, о тех минах, которые были найдены турками при неудачной атаке эскадры Гобарта-паши в Батуме, в декабре прошлого 1877 года. Подробности об этой атаке изложены были в рапорте командира парохода Великий Князь Константин и рапорте лейтенанта Зацарен-ного, помещенных в 10 номере “Крон. Вестника” за текущий год. Английские коррес-понденции о той-же атаке, заимствованные из “Timesa”, были нами переданы в морском обозрении номеров : 10-го и 12-го. Наконец, в 15-м номере, в морском-же обозрении, на-печатана была статья г-на В. В., посвященная тому-же предмету.В “Морском Сборнике”

(*) В “United Service Gazette” означены только имена судов вновь формирующейся эс-кадры, все остальные подробности заимствованы из превосходных таблиц г-на Мертва-го, приложенных при мартовской книжке “Морского Сборника” за нынешний год.














- 20 -

сведения об экспедиции 15-го декабря, напечатаны в февральской книжке, в морской хронике на страницах : 10, 11, 12, 13 и 15-ой.

Письмо Уайтхеда контр-адмиралу Шестакову.

Получив в настоящее время две мины, захваченные турками в Батуме и тщатель-но осмотрев их, спешу сообщить вашему превосходительству сведения о том состоянии, в котором я нашел помянутые мины.
Одна из мин № 255, Р. 30 найдена почти совсем неповрежденною и, по всем веро-ятиям, выбежала на берег, не встретив никаких препятствий на пути и только ее кони-ческая часть была несколько помята, вследствие трения о каменистый грунт у берега. Вторая мина № 250, Р. 26 оказалась без носовой части, секретная камера - отнятою и ра-зобранною, но все части сохранились в целости. Это было сделано частью жителями по берегу Батума, желавшими воспользоваться медью, частью служащими, которые хоте-ли рассмотреть устройство прибора. Воздушный резервуар и кормовая часть у мины в полной исправности. Обе мины во всех других отношениях сохранились весьма хорошо. Машина и прочие части без всяких признаков ржавчины и по видимому содержались в отличном порядке, так что они могут быть употреблены в дело в настоящем виде. По-следнее обстоятельство много говорит в пользу ваших офицеров, распоряжавшихся минами.
По поводу неудачного нападения у Батума, знакомый мне напитан передал мне один факт, который я считаю долгом сообщить вам, так как он может послужить в оп-равдание тех доблестных офицеров, которые, как я слышал, будут привлечены к ответ-ственности за неточные будто бы донесения о своих действиях при Батуме.
Гобарт-паша передавал упомянутому капитану, что обе мины прошли в близком расстоянии к судну - одна у носа, другая под кормой, и именно в то время, когда судно стояло носом к нападающим. Мина, ближайшая к носу, прошла прямо на берег, а дру-гая ударилась в цепь, удерживавшую судно с берега, и, вероятно, отбила при этом свою носовую часть, так как была без нее найдена на берегу, а в том месте где мина скольз-нула по цепи, последняя отполировалась, что доказывает значительную силу удара.
Гобарт-паша говорит далее, что в момент удара, был явственно слышен взрыв и мне остается только повторить, как я говорил ранее уже, что носовая часть мины, отло-мившись при ударе о цепь, должна была опуститься на дно с обращенным вниз ударни-ком и естественно взорвалась при ударе о грунт.

На этом расследование дела и закончилось, без, очевидно, привлечения к ответ-ственности кого-либо из участников этой атаки. Контр-адмирал Шестаков через какое-то время стал вице-адмиралом, генерал-адъютантом и управляющим Морским Минис-терством (умер в 1888 году уже полным адмиралом). Отсюда версия, изложенная Уайт-хедом, и была принята беспрекословно как подлинная. Вот так излагал ее потом капи-тан II ранга Василий Иванович Ачкасов в 1954 году (коллективная монография “Исто-рия Военно-Морского Искусства”, том 2, М., Воениздат, стр. 250-251) :
“Зная что на вооружение флота приняты первые образцы торпед, Макаров по-требовал доставки их на свои катера взамен громоздких и ненадежных мин. Добившись с большим трудом получения торпед, Макаров принял деятельное участие в создании приспособления для стрельбы торпедами с катера. Были созданы приспособления двух













- 21 -

типов - килевые и плотиковые аппараты для выпуска торпед.
15 декабря состоялась первая в истории военно-морского искусства атака кате-ров, вооруженных торпедами. В эту ночь “Вел. кн. Константин” подошел к Батуму и на расстоянии одной мили от берега спустил четыре катера, два из которых были вооруже-ны торпедами (у катера “Чесма” торпеда находилась под килем, у “Синопа” - на особом плотике). Темнота затрудняла ориентировку. Проникнув на рейд после полуночи, рус-ские моряки с катеров “Чесма” и “Синоп” увидели неясные очертания броненосца “Махмудие” и поочередно выпустили свои торпеды. Через несколько секунд раздался глухой взрыв, - это взорвалась одна из торпед, а вторая торпеда выскочила на берег, не взорвавшись”.
Один из нынешних АСТевских не научно-фантастических авторов Сергей Нико-лаевич Семанов, в своей книге “Макаров” (М., “Молодая гвардия”, 1972 г., стр. 73) пи-сал : “В последствии выяснилось, что одна из торпед, выпущенных с катеров, прошла мимо цели и, не разорвавшись, зарылась в прибрежный песок. Здесь ее нашли в непо-врежденном виде. Вторая торпеда, как установила экспертиза, ударилась о толстую цепь, которой крепились бревна противоминного заграждения, поставленного вокруг турецкого броненосца. От сильного удара металлический корпус торпеды сломался, за-рядная часть его ушла на дно, где и взорвалась. Взрыв произошел на таком расстоянии от броненосца, что не причинил ему существенного вреда. Атака не удалась, но ведь это было первое в мире боевое применение торпед. Турки встревожились чрезвычайно. Они усилили охранение гаваней, отвлекая для этой цели от боевых действий множество су-дов. Каждую ночь их моряки несли изнурительные вахты. Уже это одно было безуслов-ным успехом русского минного флота”.
Итак, попытаемся составить резюме :
1) Фактически был атакован турецкий броненосный корвет “Ауни-Аллах” (“Авни-Аллах”), отнюдь не броненосный фрегат “Махмудие”.
2) “Ауни-Аллах” был единственным кораблем стоявшим не перпендикулярно (по турецкому обычаю) кормою к берегу, а параллельно. Русские моряки же, в условиях плохой видимости, этого не заметили, а выпустили торпеды исходя из турецкого “обычая”.
3) Турки видели, как одна торпеда (прошедшая у кормы) боком с большой силой отерлась о цепь, не взорвалась и остановилась у пристани (свидетельство батумского корреспондента). Она же, согласно Гобарту-паше, была найдена на берегу ( ! ). Другая торпеда, по словам Гобарта-паши, прошла у носа прямо на берег. Турки слышали один взрыв, и решили, что это часть боеголовки первой торпеды. Какая торпеда Зацаренного и какая Щешинского - неизвестно.
4) По-видимому, о цепь отерлась торпеда Зацаренного, в результате чего русские услышали шум от скользящего удара, а “Ауни-Аллах” сильно дернуло (первый “взрыв” лейтенанта Зацаренного). Боеголовка могла отломиться в обеих торпедах, как при уда-ре о цепь, так и при возможном столкновении с броней корпуса корвета под весьма ост-рым углом (ударная же волна распространялась по поверхности корпуса). Как вторая торпеда выскочила на берег никто не видел. Все произошло крайне быстро, поэтому вполне возможны и неизбежны ошибки у всех участников (никто не видел этого дела полностью) . Точное выяснение того, что произошло, по-видимому, сейчас невозможно















- 22 -

- можно только строить гипотезы.
5) Гипотеза, что в цель под острым углом попала торпеда Щешинского, при этом боеголовка раскололась, и только часть ее взорвалась, была крайне неудобна для Уайт-хеда, а следовательно и для руководства морского ведомства.
6) Никаких защитных бонов, конечно, у турок не было : а) эскадра должна была отплыть на следующее утро и б) применения торпед турки не ожидали.

В. ПОВАРОВ

22 сентября 2002 года.