Посмотрев Мастера

Владимир Павлов
 У каждого читателя и поклонника Булгакова свое собственное представление о «Мастере и Маргарите» и, естественно, как надо делать фильм. Себя я тоже отношу к таковым. «Мастера» читал не менее 15 раз и "болен" им с момента публикации.
Мне хочется начать разговор с явного несоответствия времени действия романа Булгакова и фильма «Мастер и Маргарита». Многие читатели и зрители могут возразить – режиссер имеет право на свою трактовку. Не имеет, ибо речь идет о великом произведении, тем более  режиссер объявил, что буквально следовал тексту «Мастера и Маргариты».
 Начнем с возраста Мастера. «Человек примерно лет тридцати восьми» впервые предстает перед Иваном Бездомным в сумасшедшем доме. В момент начала написания романа в 1929 году Михаилу Афанасьевичу как раз и было столько же лет. Компания против лучшей пьесы Булгакова началась еще в 1928 году, и постановлением Политбюро ВКП(б) в январе 1929 года была запрещена пьеса «Бег». Следует отметить, что Сталин неоднократно давал понять, что он лично ничего не имеет против пьес Булгакова, но вынужден уступить давлению агрессивных коммунистов и комсомольцев. Сталин в те годы был не так уж всесилен,  чему есть документальные подтверждения.
Очевидно, все эти гонения начались в том же году и против Мастера. Писать роман Булгаков начал в 1929 году, хотя иногда датировал начало работы 1928 годом. Первая редакция романа, под названием «Черный маг», (одно из названий первой главы носило название «Шестое доказательство»), была уничтожена писателем в марте 1930 года, после очередного запрета  другой пьесы Михаила Афанасьевича «Кабала святош». Об этом свидетельствовал сам Булгаков в письме правительству СССР 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе..."
Работа над романом вновь возобновилась в 1931 году. Хотелось бы отметить еще один факт:
 Воланд, в ответ на предложение Бездомного отправить Канта на Соловки, отвечал своим собеседникам, что отправить Канта на Соловки никак «невозможно, по той причине, что он уже 125 лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Кант умер в феврале 1804 года. Прибавим 125 лет и получаем как раз 1929 год. В романе полно мест, указывающих на приметы конца нэпа. Например, извозчики и автомобили, да притом, что таких моделей автомобилей в те годы еще не было.
 Активно функционируют писательские организации РАПП, МАПП, которые были распущены в апреле 1932 года специальным постановлением ЦК ВКП(б) и являлись прототипом МАССОЛИТА, процветавшими в момент появления Воланда в Москве и начала написания романа. Образ же Берлиоза, скорее всего собирательный. Он включает в себя черты как Демьяна Бедного (Ефима Придворова), написавшего «Евангелие от Демьяна», так и Леопольда Авербаха – председателя РАППа, расстрелянного в 1939 году.
Таким образом, учитывая, что роман, в известной мере, автобиографичен, смело можно назвать время его действия 1929 год.
Режиссер, с упорством достойным лучшего применения, старательно подсовывает собственную версию о том, что действие романа происходит в 1935 году. Откуда он это взял?! В том году РАПП, и, соответственно, МАССОЛИТ у Булгакова, уже канули в Лету, а его руководители подверглись гонениям. Ну, ему так хочется и все. Сейчас же везде, к месту и не к месту, отдается дань зоологическому антисоветизму. Всюду чекисты, чекисты, чекисты. Сорок тысяч чекистов и следователей. Мелькают гимнастерки, кобуры, синие околоши фуражек. Венец этого – человек во френче. Надо полагать, автор, после долгих раздумий, нашел столь сильный ход, напялив на него пенсне, и подарил ему дурной грузинский акцент. Ах, как это в духе нашего времени, втиснуть в него незабвенного Лаврентия Палыча Берия! Ни один сериал уже не может без этого обойтись. В связи с этим, вспомнился недавний сериал «Звезда эпохи», где тот же Берия сидит по правую руку от Сталина аж в 1937 году! Хочется заметить, что Лаврентий Берия в те годы работал первым секретарем компартии Грузии (с 1931 года!) и появиться на такой должности мог разве что по воле Воланда. Заметим также, что ему в 1931 году было всего 32 года. Он стал работать в центральном аппарате НКВД в конце 1938 года, сменив Николая Ивановича Ежова. Тогда вызывает удивление, что же режиссер не воткнул в свой фильм зловещую фигуру Сталина? И это тоже будет соответствовать современным идеологическим установкам! Очередная страшная фигура с гнусным грузинским акцентом. Еще бы не мешало, время от времени, показывать далекую и солнечную Колыму с пургой, со сторожевыми вышками и злобными овчарками, а также уныло бредущими зэками под конвоем чекистов с винтовками наперевес в заснеженной тундре. Но ничего, автор дал кинодокументальную хронику процесса над Рыковым, Бухариным, сотоварищи (дело правотроцкисткого антисоветского блока). Напомним, что тот процесс прошел в 1938 году! Венец же всего этого, речь товарища Берия в планетарии, посвященной разоблачению шайки гипнотизеров. Речь эту, затаив дыхание, слушает вся страна. Даже в радиофицированных поездах. По моему скромному мнению, такого технического прогресса, в то время не было. Ни в 1929 году, ни в 1935!
Фильм, из-за обилия чекистов, стал слишком политизированным. В «московской» части романа значительный акцент делается на непримиримую литературную борьбу, которую, с большевистки-комсомольским задором, вели с писателями-попутчиками, каковым и являлся сам Булгаков, его идеологические противники из РАППа, МАППа, и проводниками которой являлись Авербах, Киршон, Либидинский, Безыменский, Вишневский (в романе – Лаврович), Д. Фурманов (председатель МАППа – московской ассоциации пролетарских писателей). Это в фильме отражено вяло и вскользь. Кстати сказать, его противники были достаточно молодыми людьми, в основном, одного возраста с Булгаковым. Режиссер же показал неубедительную молчаливую толпу упитанных стариков с невыразительными и скучными глазами.
Потом, к чему пороть "философскую" отсебятину на балконе дома Пашкова об отбрасываемой тени? Звучит неуклюже и искусственно. Все-таки это не сказка Андерсена «Тень». Но самую первую несуразность мы замечаем в первых же кадрах: "отправить в лагеря!" Да не в лагеря, а на Соловки! Лагерь на Соловках! Действие происходит в 1929 году, а не в 1935, как утверждает Бортко. Тогда не было такой распространенной системы, как ГУЛАГ, а Соловки были известны всей стране. Очевидно, это было сделано, чтобы было более понятно современному, исторически невежественному  зрителю.
Не буду писать о подборе актеров, хотя  по моему мнению, режиссер Юрий Кара сделал это намного профессиональнее. Здесь у каждого свое мнение. Хочу отметить, что в сериале нет и намека на легкость, искрометность, сатиру и остроумие булгаковского романа. Всё ужасно тяжеловесно и натужно. Про кота и говорить нечего. Поучились бы у американцев! Достаточно вспомнить «Парк юрского периода» и «Кинг Конга».
Мне не хотелось говорить об игре актеров, но без этого не обойтись. Косноязычие Маргариты, когда она произносит фразы написанные сценаристом В. Бортко, должны войти в анналы современной безграмотности нашего ТВ. Сцена, где Мастер сжигает рукопись романа, она говорит ему «УЕДЬ на ЮГ» ! Ну, что тут можно еще добавить - дальше некуда!
И несколько слов хочется сказать об актерах. Ну, какой Пилат из Лаврова! Сухонький и мумифицированный, со слабым голосом, восьмидесятилетний актер (в свое время замечательный артист) явно не тянет на суровую личность Понтия Пилата.
Кстати, возраст Понтия Пилата, можно вычислить по упоминанию им битвы при Идиставизо ( в переводе с древнегерманского – Долина Дев) и спасению им в том сражении Марка Крысобоя. Там в 16 году н.э. римский полководец Германик, племянник императора Тиберия, разбил войско Арминия, предводителя германского племени херусков. Что-то около 40-45 лет на момент разговора с Иешуа.
Воланд все-таки фигура намного более колоритная, чем та, которую изобразил семидесятилетний Басилашвили, напоминающий монумент и изрекающий тяжелые истины. Панкратов-Черный явно не вписался в образ Степы Лиходеева, а Никанор Иванович Босой, до ареста - наглый и уверенный в себе мелкий советский чиновник, в исполнении Золотухина , явно выраженный неврастеник. Никак не разглядеть треснутого пенсне Коровьева. А где лихо заломленный серый берет Воланда? Варьете скорее напоминает средней руки советский кинотеатр пятидесятых годов. Да еще этот дурацкий лозунг на сцене « Пятилетку в четыре года!». Очень невыразительна операторская работа. А вот музыкальный ряд в сериале хорош. В заключение хочу сказать, что роман «Мастер и Маргарита» читается на одном дыхании. Фильм таких чувств не вызывает. Он напоминает только подстрочник произведения, до которого еще не коснулась рука талантливого переводчика.
Возможно, у кого-то другое мнение….