Труба и туризм

Сибирячка Татьяна Муратова
Все северобайкальцы знают, что в районе начинается строительство нефтепровода, но мало кто из рядовых граждан знает подробности. Первый проект нефтепровода был проектом Михаила Ходорковского. Бизнесмена посадили, «Юкос» вернули государству, проект на время заморозили. Следующий проект строительства уже принадлежит государству. Я не буду подробно останавливаться на важности нефти в наше время в мировом масштабе, о роли игр на высшем уровне с нефтью, приведших к дефолту и вымиранию около 30 млн. россиян, есть статья Владимира Запецкого в Интернете на эту тему «Черное золото Орды», кто захочет прочитать, найдет. В наше время важным является и то, кому принадлежат трубы. Труба – это деньги. Нет трубы – нет денег. Видимо, отсюда спешка Правительства России со строительством нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Оно спешит, чтобы занять нишу, пока там нет казахов или украинцев, которые, в свою очередь, тоже не спят, а действуют. При чем большей частью совместно с американцами. Все бы было хорошо, если бы на пути не стоял Байкал. Обойти его – нужно время и деньги. Пройти по участку мирового наследия – мировой скандал. Какие бы технические решения не разработала компания «Транснефть» по предотвращению аварийных ситуаций на Байкале, они не дадут 100% гарантии защиты озера от вредных сбросов. 1 капля нефти покрывает площадь воды в 10 кв. метров. Трасса планируется в 800 метрах от водной границы Байкала в районе Холодного, в полутора км по Сухому и сырому Молокону. Теоретически возможен сброс 3-4 тыс. куб.м. нефти, которая достигнет Байкала в течение от 20 минут до 49 часов. Если же все будет прекрасно, не будет землетрясений, селей, оползней, пожаров, ураганов, воровства нефти, террористических актов, не будет влияния вечной мерзлоты, то только через 30 лет трубу придется менять, так как естественные процессы коррозии и эрозии металла неизбежно приведут к этому. Как трубу будут менять, частями или в целом, неизвестно. Только при этом неизбежно нефть придется спустить куда-то, наверное, в землю, через которую она уйдет в Байкал. Произойдет это не сейчас, а только через 30 лет, стоит ли волноваться. Жители Северобайкалья реагируют по-разному. Одни поддерживают трубу (500 рабочих мест!), другие, как перед общественными слушаниями 16 августа, так и сейчас собирают подписи за отнесение трассы в район с меньшей сейсмической активностью за пределы Байкальской водосборной зоны, а еще лучше, в Якутию, через месторождения нефти, за что обеими руками голосуют и руководство, и жители Севера.
По инициативе С.Г. Шапхаева, директора общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» (Улан-Удэ) развернута большая активная деятельность по противостоянию строительству трубопровода по участку природного наследия. В результате этой деятельности состоялся ряд проверок Росприроднадзора по проведению технико-экономического обоснования строительства трубопровода «Транснефтью», результаты о выявленных юридических и производственных нарушениях опубликованы в печати. В конце октября в Северобайкальске произошел ряд встреч комиссии ЮНЕСКО с различными группами заинтересованных лиц как в строительстве нефтепровода, так и против этого строительства. 31 октября представители комиссии сообщили министру России В. Степанкову о своей поездке, где сделали вывод о нормальном пока состоянии Байкала и поделились своей обеспокоенностью строительством нефтепровода и возможными негативными последствиями, если трасса пройдет по участку мирового наследия. При принятии Правительством России этого решения, ЮНЕСКО, возможно, примет свое решение о включении Байкала в список мирового наследия в опасности. «Гринпис» в России провел сбор подписей на Арбате в Москве против строительства нефтепровода по Байкальской территории . За один час было собрано 700 подписей, анкеты направлены В. Путину. В истории ЮНЕСКО еще не было случая, чтобы правительство какой-нибудь страны отклонило предложения этой организации. Если это произойдет со строительством нефтепровода по Байкальской зоне, включенной в список мирового наследия, и трасса не будет перенесена, случай этот будет первым. И это будет, по словам Андрея Петрова, руководителя «Гринпис» в России, «позором для России».
Вопрос на сегодня открыт.
Теперь о туризме. Одновременно с трубой, строительство которой активно поддерживает Михаил Фрадков, предлагается еще одна программа развития нашего региона. Эту программу продвигает Герман Греф. 20 августа состоялось рабочее совещание по развитию Рекреационной зоны Байкальской природной территории. После возвращения Грефа в Москву началась работа по формированию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале. «Восточно-Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья» (Иркутск) во главе с директором С.М. Тороповым с участием представителей, как Иркутской области, так и Бурятии, подготовили «Обоснование целесообразности и эффективности создания особой экономической зоны «Рекреационная зона Байкальской природной территории». Документ вышел в свет 20.09.05. Проанализировав возможности Байкальской территории в развитии туризма, авторы предложили первоочередные инвестиционные проекты объектов инфраструктуры подзоны. Туда вошли такие объекты, как реконструкция аэропортов Улан-Удэ, Иркутск, Хужир, Онгурен. Усть-Баргузин; строительство вертолетных площадок (из предложенных 15 по Северобайкалью следующие: Котельниковский, Байкальское, Хакусы, Томпуда, Давша); развитие автодорожной инфраструктуры (к сожалению, там нет реконструкции дороги Усть-Кут – Северобайкальск, видимо, представители Северобайкалья не участвовали в проекте); строительство причалов и причальных пунктов (у нас это – Байкальское, Усть-Баргузин, Котельниковский, Хакусы, Томпуда, Давша). Предусмотрено создание предприятий по вывозу и утилизации мусора по всем районам вокруг Байкала, но почему-то без упоминания Северобайкальского района, при этом стоимость одного такого предприятия составляет 70 млн. руб. Предусмотрена безопасность и санитарная очистка судов, «комплекс оборудования единой государственной системы экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал» с созданием сети 40 автоматизированных метеорологических станций. Документ пока сырой, требует доработки, и нашему региону еще не поздно подключиться со своими предложениями, так как это единая федеральная программа развития Байкальского региона, и инвестиции, в случае принятия программы, в большом объеме (на первом этапе 9 млрд. руб.) будут из федерального бюджета. Особая экономическая зона предусматривает виды экономической деятельности, имеющие налоговые и таможенные льготы, увеличение численности населения сел и поселков вокруг Байкала к 2010 году до 150 тыс. чел. – на 12 тыс. чел., увеличение занятости населения на 47%, увеличение средней заработной платы в 3,5 раза, уменьшение числа безработных в 6 раз, увеличение объема промышленного производства в 1,7 раз, сельскохозяйственного производства в 2,6 раз, розничной торговли в 3 раза, доходов местного бюджета в 5 раз.
Проект предусматривает строительство гостиниц, баз отдыха, турбаз, лагерей, создание санаторно-курортных организаций, открытие новых и реконструкцию существующих горнолыжных трасс, открытие религиозных центров, музеев, приобретение прогулочных и круизных судов и т.д.
Этот вопрос тоже открыт, как и вопрос о трубе.
Что выбрать? Нам решать. Или выберут за нас? Либо туризм без трубы, либо трубу без туризма, либо туризм и трубу за 500 км от Байкала в Якутии.
Кто боится развития туризма, пусть посетит Щвейцарию, в Женеве 400 тыс. населения, принимают 1200 тыс. туристов в год. И ничего, процветают уже 500 лет, и чистота везде, и порядок. Каким будет туризм, диким, как сейчас, или организованным, во многом зависит от нас.
Кто за трубу, придумайте, как ее будете менять через 30 лет без вреда для Байкала.
Если решите, что вам ближе, сообщите Президенту России, он решения еще не вынес, а после 2007 года, я думаю, лично будет возглавлять Общественную Палату, то есть будет Вашим личным представителем от общества с полномочиями выше Президента и Правительства. И кто знает, может сегодня он услышит Ваш голос?
05.11.2005