Злата Рапова
 З Л А Т А Р А П О В А.

 Исламские страны.

 Турция. Стамбул.


 Наверное, на генетическом уровне голубой мечтой многих русских было побывать в Константинополе. Причем, вероятно, русские никогда не отучатся от такого называния. Уже более четырех веков этот город называется Истамбулом, но для России он всегда останется Константинополем, или Царьградом.
 И вот в какой-то момент я решила, что прямо сейчас соберусь и немедленно поеду смотреть на крепость Константина Великого. Собственно, это все, что меня в этом городе интересовало. Но тогда я еще даже подозревать не могла, насколько интересна и глубока история этого великого города. И как далеко простираются культурные слои в нем.
 И вот я взяла билет на самолет, и уже в аэропорту обнаружила, что нахожусь в окружении людей, очень далеких от искусства и истории, а попросту, челноков. Утомленные жизнью, порой немолодые российские торговки, приехали в аэропорт на час позже, потому что не сомневались, что рейс задержат. И, конечно же, были правы. У них, как никак, опыт. В 12 ночи всех погрузили в старенький, видавший виды ТУ, при виде которого у меня глаза полезли на лоб, настолько давно я отвыкла от столь допотопной техники. После приключений на борту со снятием с самолета лиц, подозреваемых в терроризме и мимолетного ухода самолета в пике, мы все же приземлились среди ночи в Стамбульском аэропорту. Постоянно курсирующие челноки, которые знали город лучше родного, не стали дожидаться встречающего. И он немало удивился, обнаружив меня ожидающей, когда же меня, как и обещано, довезут до отеля. Турок не торопился и опоздал на час, поскольку у него не было сомнений, что все его клиенты уже давно спят в своих номерах и новеньких, которые не знают, как ориентироваться в ночном Стамбуле, у него не будет. Еще больше он удивился, узнав, что я приехала просто посмотреть город. Таких клиентов у него еще не было, и бедняге пришлось изрядно повозиться, устраивая экскурсии.
 Примечательно, что на экскурсии по столь богатому на исторические события Стамбулу, ездят крайне мало. Причем на этих экскурсиях практически нет русских. Больше всего интереса проявляют,(… кто бы вы думали?) … казахи. Обычно на группу в пять-шесть человек, один, двое русских, остальные казахи.
 Однажды, когда мы поехали на одну из достопримечательностей, которую посещают в первоочередном порядке – Девичью башню на острове, вместе со мной была утомленная жизнью торговка, которая сказала, что решила отметить свой сороковой приезд в Стамбул тем, что захотела съездить хотя бы раз в жизни на экскурсию.
 Теперь о самом Стамбуле. В городе перемежаются три исторических и культурных слоя. Первый - это наследие древний римлян. Довольно в хорошем состоянии находится знаменитая стена императора Феодосия. Есть даже элементы Древнего Египта, поскольку римляне построили Колизей и перевезли туда колонны из Луксора.
 Второй очень значительный слой – византийский. Поразительное впечатление производит гигантское водохранилище, созданное для того, чтобы город мог выдержать вражескую осаду, вплоть до трех лет. Не надо забывать, что Стамбул стоит на воде. Но вода эта соленая. Это проблема многих городов. Например, многие не догадываются, что знаменитая Венеция, состоящая из сплошных островов, самой большой проблемой считала, отсутствие пресной воды. Эта беда удачно миновала Санкт-Петербург, поэтому русским часто кажется, что подобной проблемы не существует.
 Конечно же, в Стамбуле величайшей достопримечательностью является стена Константина. Она состоит из трех линий укреплений. Первая, правда, выстой всего два метра, но третья уже весьма внушительная. Стена, к сожалению, сохранилась не по всему параметру. В некоторых местах она прослеживается только эпизодически. Невольно хочется сравнить ее с величественной крепостью в Судаке в Крыму. Сурож, как этот город раньше назывался, имел также три линии укреплений. И, без сомнения, стены его гораздо мощнее и более неприступны, чем Константинопольские. Кроме того, стены отделяются друг от друга значительным расстоянием, и вражеской армии по нестерпимой жаре, преодолев одну стену, под ливнем стрел, приходилось карабкаться на естественное укрепление – гору, прежде чем достичь второй стены. И так далее. Со стороны моря, Судакская крепость и вовсе представляет собой гигантскую отвесную скалу. Константинопольская крепость после этого могла бы разочаровывать. Но не стоит забывать о том, что по своему периметру она настолько превышает все известные крепости, и занимает совершенно колоссальный объем. Впрочем, есть еще великая китайская стена…
 Византийская патриархия удивляет своей заброшенностью. Все же, сейчас там мало прихожан и еще меньше туристов. Хотя посмотреть там есть что. Один только столб, к которому был привязан Иисус Христос, оправленный в золото, до которого каждый желающий может дотронуться, является ценнейшей христианской святыней.
 Что касается третьего слоя культуры – наследия Османской империи, то он сохранился наиболее полно. В Стамбуле есть как реликвии христианства, так и знаменитые реликвии мусульманской веры. Например, в одной из мечетей находиться за стеклом отпечаток стопы Мухаммеда, около которой постоянно видны молящиеся.
 Раньше, когда я читала про султанов Османской империи, Сулеймана Великолепного, Селима Грозного, знаменитую Роксалану, я относилась к этому примерно как к сказочным персонажам Гомера, и никогда даже не задумывалась над тем, что увижу их дворцы, сады и могилы.
 Кладбища в Стамбуле тоже примечательные. Так как по исламской религии нельзя изображать людей и животных, так как считается, что в них вселяется дьявол, то на могильных памятниках изображения символические. Если похоронена знатная дама, то памятник венчает каменная роза. Если незнатная, то каменный же платок. Мужские головные уборы на могилах весьма разнообразны. И всегда свидетельствуют о социальном положении, которое занимал умерший.
 Стамбул расположен на двух континентах – Европе и Азии. Их соединяет один из крупнейших мостов в мире. Все дома, построенные до 1921 года, считаются историческими памятниками. Поэтому в городе можно встретить как стеклянные небоскребы, так и лачуги, расположившиеся на живописных склонах гор. Но, я бы не согласилась с теми, кто привык называть Стамбул городом контрастов. Он произвел на меня впечатление достаточно гармоничного города. И жизненный уровень там, в целом, стабильно высокий. Хотя, конечно, не такой как в Европе, куда турки так стремятся ( Евросоюз, разумеется).
 Реформа, которую провел Ататюрк (отец турок) в 1921 году, сильно сказалась на повседневной жизни коренного населения. В центре Стамбула даже стоит памятник голым людям. Это символизирует новый принцип, по которому запрещено входить в религиозной одежде в государственные учреждения. Но, тем не менее, Турция осталась типичной мусульманской страной. На каждом шагу там огромные мечети. Вечером они красиво подсвечены. И город сияет огнями. На ежедневных намазах не так много молящихся, но они все же есть. Ну, а по пятницам, мечети забиты народом. Много паломников к святым местам, таким, как стопа Мухаммеда, о которой я уже упоминала. И много женщин продолжает носить свои черные одежды. И я не видела ни одного мужчину – не туриста, в шортах, не смотря на жару.
 Так что ислам в Стамбуле остается господином. И про эту религию стоит рассказать отдельно, что я и сделаю в следующей ста