Пираты крадут учебники Просвещения

Николай Семченко
Однажды известного артиста Алексея Баталова спросили, что значат для него учебники в его жизни. И он дал неожиданный ответ: «Учебники - это единство страны».

В детстве Алексею Баталову пришлось учиться в нескольких школах разных городов страны. И ни разу он не приспосабливался к каким-то новым программам, потому что тогда учили и учились по одним и тем же учебникам. А сейчас? В одной школе преподают по такой-то системе, в другой - признают учебники совсем других авторов, а в какой-нибудь гимназии и вовсе редкие учебные пособия используют, попробуй их еще найди!
Потому, как единодушно твердили на информационном дне руководители издательства «Просвещение» в «Измайлово» (он проходил в Москве в рамках клуба главных редакторов региональных газет России), нет актуальнее задачи, чем укрепление единого пространства учебной литературы. По их мнению, учебник - единственный информационный ресурс, который может соперничать с телевидением по объему воздействия на подрастающее поколение. Любой школьник просто обязан читать учебную литературу. И поскольку телевидение практически вывело себя за рамки пропаганды культурных и просветительских ценностей, учебник становится единственным источником знаний, цивилизационных навыков и позитивных ценностей.
С этим утверждением, конечно, можно поспорить. Кроме просто учебников, издается масса энциклопедий, справочников, другой познавательной литературы. Зачастую они увлекательнее и понятнее тех книжек, которые школьникам положено штудировать. Но, как бы то ни было, с помощью учебников наши дети должны набрать тот объем знаний, который поможет им сдать ЕГЭ достойно. И тут без единых для всех учебников не обойтись.
- Нас очень беспокоит проблема региональных разрывов: Россия должна быть единой, а все ее регионы - близкими соседями, - говорил на информационном дне генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. - И если мы своими силами не можем сейчас понизить цены на авиабилеты так, чтобы сделать их доступными для всех, мы можем сделать другое, и считаем это очень важным. Мы предоставим всем гражданам страны, где бы они ни жили, единые для всей России учебники, учебники самого высокого качества.
Учебники, по твердому убеждению Александра Кондакова, это не только продукт и товар. Учебники - это связующая скрепа содержания образования, инструмент сохранения единого образовательного пространства страны, творческое наследие поколений, наиболее эффективно передаваемое молодежи. Чтобы повысить их качество, издательство «Просвещение» решило обеспечить им академический стандарт - возник уникальный проект «Академический учебник».
- С одной стороны, сегодня мы сталкиваемся с эффектом застоя, когда издательства не поспевают за требованиями жизни, за динамикой развития современного общества, - пояснил Александр Кондаков. - С другой стороны, некоторые издатели, стремясь угнаться за прибылью, фабрикуют учебную литературу, которая попадает в школу, минуя совершенно необходимые процедуры экспериментальной проверки и апробации. В этой ситуации оказались утраченными как единство трактовки основных научных понятий, так и системность и преемственность учебников.
Новый проект консолидировал работу ведущих специалистов по нескольким направлениям. Специалисты издательства «Просвещение» разрабатывают новые учебники. Участвующие в проекте школы проводят их апробацию. Ученые из Российской академии наук определяют фундаментальное ядро содержания образования, предлагают научно мотивированную систему приоритетов и выделяют те или иные темы и направления для их включения в состав содержания учебников. В свою очередь, коллеги из Российской академии образования обеспечивают соответствие новых учебников самым современным требованиям педагогической науки, адаптируют новые программы к потребностям учеников, добиваются максимально эффективного усвоения учебного материала. Это совершенно новый подход к системе образования. Подобного рода комплектов ни в России, ни в бывшем СССР, ни за рубежом в таком объеме не создавалось.
Еще два уникальных качества проекта - во-первых, его ориентация на использование самых современных образовательных и компьютерных технологий, во-вторых - целостный подход к образованию, концепция не межпредметных, а надпредметных связей.
Кстати, этот проект предусматривает комплект материалов «В помощь учителю». В нем будет, в частности, серия поурочных разработок и соответствующих методических материалов на бумажных носителях и в Интернете. Образовательные технологии должны стать намного удобнее и понятнее самому учителю. А что будет принято им, то он с удовольствием передаст и ученикам.
Книги издательства «Просвещение», впрочем, уже и сейчас настолько зарекомендовали себя, что их начали… подделывать. Такая контрафактная продукция наводнила, считай, пол-России. Недавно питерская милиция арестовала 30 тонн фальшивых учебников.
Если бы эти «пиратские» издания попали в руки школьников, их здоровье оказалось бы под угрозой. Издательство «Просвещение» однажды отправило на экспертизу несколько учебников, похожих на его собственные. Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы весьма неутешительны. Плохие копии не соответствовали оригиналу по формату, качеству исполнения иллюстраций, порядку страниц, нарушали гигиенические требования к качеству бумаги и печати. Всё это могло привести к развитию повышенного зрительного утомления, а впоследствии и близорукости.
Не известно, попадает ли к нам эта «пиратская» продукция. Но известно другое: и у нас тоже порой торгуют дешевыми учебниками. Что же делать родителям? Наверное, прежде всего, покупать учебники в нормальных книжных магазинах. Многие школы, кстати, стараются организовать покупку учебников централизованно. Со временем, как сказали руководители «Просвещения» на информационном дне в «Измайлово», у них появится возможность напрямую заключать официальные договоры с издательством.