Конец света -София Прус-

Минус Бесконечность Второй
Конец света
[София Прус]


Конец света… Это ощущение, это предчувствие живет в человеке и обществе столько, сколько существует само человечество. Библейские легенды о Всемирном Потопе, о гибели Содома и Гоморры даже в наши дни воспринимаются столь эмоционально, будто речь идет о ближайшем будущем, а не о далеком прошлом. Две тысячи лет люди с трепетом вчитываются в «Откровение» Иоанна Богослова, пытаясь расшифровать его тайны, разгадать самую страшную тайну: когда же наступит конец света и человечество погибнет. Нет, кажется, никаких сомнений, что именно так и случится.
Эти тревожные предчувствия обостряются в тяжелые и смутные времена, накануне войн и революций, на крутых поворотах истории, и даже просто на рубеже веков или тысячелетий. В последнем случае - это просто магия чисел: если бы мы пользовались другим летоисчислением, или, например,
двоичной системой, то двухтысячный год ничем не отличался бы от любого другого. Но именно тот факт, что мы живем на рубеже тысячелетий, вызывает особое, тревожное мировосприятие. Есть много подтверждений того, что перед наступлением второго тысячелетия христианский мир пребывал в том же состоянии: ждали конца света. На заре христианства, когда зашаталась Римская Империя, конец света многим казался неизбежным.
А вместе с тем, известно, что Всемирный Потоп отнюдь не был всемирным, а лишь так воспринимался теми, кто от него пострадал. Это, конечно, была грандиозная катастрофа, но Земля не погибла, и люди на ней продолжали жить и размножаться. Что же до Содома и Гоморры, разрушенных, по- видимому, землетрясением или извержением вулкана, то эти древние города были не больше какого-нибудь нынешнего дачного поселка. Осмелюсь предположить, что и «Откровение» Иоанна Богослова - это не более чем мироощущение человека, заметим, самого юного из апостолов, совсем недавно пережившего трагическую смерть своего духовного отца, а вовсе не пророчество на все времена.
Через две тысячи лет население Земли увеличилось во множество раз, жизнь продолжается, и если это - Божий замысел, то он исполняется успешно. Откуда же теперь эта тревога, это ожидание всеобщей гибели, почему эти настроения захлестывают часть молодежи и даже вполне взрослых людей? Может быть, подобно подростку Иоанну, мы не верим в свои силы, в свою способность сохранить жизнь на Земле, наладить жизнь в своей стране. Не верим, что и от нас это зависит, боимся взять на себя ответственность? Конец света… Это ведь так удобно: зачем думать о будущем, если нас ждет поголовная эпидемия СПИДа, если завтра мы взлетим на воздух от ядерного взрыва, если в Землю врежется комета, или разразится третья мировая война. Конец света … Может быть, это вожделенная мечта тех, для кого жизнь невыносима?
Конец света…Это ведь так удобно: можно все, и ни за что не стыдно, ведь завтрашнего дня не будет. Можно получать удовольствия, самые дорогие и изощренные, можно тратить без меры, наслаждаться без оглядки, ведь завтрашнего дня не будет. Нужно все успеть: испытать, получить, перечувствовать. Можно вырубить леса и загадить реки: зачем они, если будущего нет! Можно убивать, ведь, все равно, все погибнут. Можно вообще нарушить все заповеди. Если будущего нет, то и греха нет: какая разница, что хорошо, что плохо, конец света все спишет.
Апокалипсис – это состояние души, это ложное убеждение, что все уже решено и предсказано, и мы не в силах что-то изменить. Это признание собственного бессилия и неверия. И, как всегда, в такие времена плодятся пророки, доморощенные «Иисусы» и «Антихристы», кликуши, а теперь еще экстрасенсы и прочая шушера. Апокалипсис – это человеческая незрелость, это боязнь взять на себя ответственность за собственную жизнь и жизнь на Земле, разделить эту ответственность с Богом, раз уж Он создал нас по образу и подобию своему и наделил разумом. Нам всем надо повзрослеть, и конец света отодвинется еще на тысячелетие.


_________________
© Copyright: София Прус, 2005 ЕНД: 2507070047