Дни бега

Геосид
В 1983 году я начал регулярные занятия бегом. Клуб любителей бега располагался в нашем центральном парке культуры и отдыха на базе спортивного общества "Спартак". Руководил клубом крепкий, всегда приветливый мужчина лет 30. Звали его Лев Ефимович Романов. Позже я понял, что именно таким должен быть лидер любого общества - целеустремленный, коммуникабельный, знающий и умеющий специалист. Лев имел физкультурное образование, разбирался в медицине, обладал большим количеством знаний по оздоровительной физкультуре и здоровому образу жизни и был просто интересным собеседником.

Наши занятия проходили на открытом воздухе независимо от времени года, три раза в неделю по вечерам, после работы. Занимались мы и в выходные дни. Народ был разный - мужчины и женщины, молодежь и люди среднего возраста из разных районов Тулы. Насколько помню, пожилых людей в нашем обществе не было. Занятия начинались с зарядки. Разбивались на небольшие группы и делали упражнения коллективно. Задача была - размять все группы мышц, постепенно, от ног до головы. Упражнения делались весело, с выдумкой - скучно никому не было. Потом Лев учил нас правильно ходить, дышать, бегать. Мы делали различные беговые упражнения - учились правильно ставить ступню, развивать мускулы ног, успокаивать дыхание после пробежки. Потом мы бежали трусцой, кто сколько мог. Здесь главное было не скорость, а время бега. "Продвинутые" бежали быстрее и дальше.

В выходные дни, в спортивном зале, Лев Романович учил нас суставной гимнастике, читал нам лекции о здоровом образе жизни. Тогда не было в таком изобилии книг на эту тему, как сейчас. Читали плохо различимый текст с ксерокопий книг Брэга, Купера, Николаева, Шелтона, Чейза, Тодорова, Шаталиной и многих других. Узнавали что такое раздельное питание, чем полезны дикорастущие травы, как правильно дышать, как помочь себе при болезнях, как правильно вести самоконтроль, что такое сыроедение и многое другое. Ходили мы и на лекции пропагандистов здорового образа жизни, приезжавших к нам в Тулу. До сих пор я храню многочисленные выписки по оздоровлению.

Постепенно Романов "настраивал" наши сердца, легкие и ноги на далекие пробеги. Для этого на каждом занятии мы пробегали кружек другой по парку, кто сколько может. И вот наступал великий день - в какой-нибудь из выходных назначался пробег в Ясную Поляну и Лев Ефимович выбирал для пробега уже подготовленных членов клуба. Удостоился и я такой чести. Мое личное достижение - это пробег из парка до Ясной Поляны и обратно, всего 30 км. Еще за год до этого события я не мог пробежать и 100 метров. Прибегавшим, изможденным новичкам назад на базу, рекомендовалось встать под холодный душ и час не пить воды. И действительно, какое это было удовольствие после душа почувствовать, что твои мышцы не такие уж и усталые и ты вполне можешь дойти до дома своими ногами. Бегали мы и зимой. Самые отчаянные, в солнечную безветренную погоду при этом раздевались по пояс. Вскоре и я попробовал в ясный солнечный февральский денек раздеться, и оказалось это совсем не страшно. Более того, солнце приятно грело тело. После этого в хорошую погоду я нередко бегал раздетым по пояс, чем ввергал в изумление случайных прохожих. В 1985 году в 30-градусный мороз я участвовал в забеге "Мужество", организованном в парке. За два приема - до обеда и после я пробежал 30 км. Не было холодно, наоборот, от пота тренировочный костюм со спины весь покрылся инеем. Сохранилась и фотография, где я весь в инее стою после пробега.

Народ в клубе подобрался удивительно талантливый - многие сочиняли стихи, песни, неплохо пели. Мы устраивали творческие вечера, где и раскрывали свои таланты. На одно из моих стихотворений Таня Болдина сочинила песню "Марафон"

МАРАФОН

Среди бегущих в парке, на лыжах ли, бегом
Нередко пса увидишь по кличке "Марафон".
Не прыгает, не лает, бежит и хвост крючком.
То пегое создание по кличке "Марафон".
Душа в нем марафонца, наверное, живет,
Ногам его коротким покоя не дает.
Бежит со мной он рядом, глядит в мои глаза
И реют синим флагом над нами небеса!

Вовлекали мы в свой клуб членов своих семей, знакомых. Для этого устраивали чайные вечера. Нам было мало общения внутри своего круга - шли в другие клубы по интересам и там выступали сами и слушали других. Такие встречи были у нас во Дворце железнодорожников. Мы ходили на художественные выставки. К нам из Подмосковья приезжали представители других клубов и делились с нами своим опытом.

Помню один случай, произошедший летом. Приехали ребята из Подлипок. Делали с нами упражнения, бегали, рассказывали нам как они "оздоровляются", что-то про биоэнергию, ауру, говорили, что умеют черпать энергию из Космоса, показывали нам некоторые упражнения. И, наконец, на закате солнца был показан главный "фокус". Мы встали вкруг взявшись за руки. Гость сказал: «Сейчас я прикажу энергии двигаться по часовой стрелке». И вдруг я почувствовал, что слабый ток идет по рукам через меня. Я попытался мысленно этому противодействовать, пытался изменить направление "тока", но все было тщетно. У меня после этого случая родилось такое стихотворение:

Я пойду сегодня в парк,
С москвичами круг пробегу.
И у всех у встречных собак
Я энергию отберу.

Для чего собачкам она,
Все равно - собачья их жизнь.
Псы бегут от машин и драк,
Я от стрессов своих бегу.

Москвичек твердит на бегу:
- Быть дебилом не страшно
 ничуть.
Пусть смеются - расслаблен я,
Я собой управлять могу!

Я от солнца фотоны возьму,
От деревьев возьму хлорофилл
И в себя эту смесь волью,
Буду жить, пока хватит сил!

Наиболее подготовленные члены клуба ездили на пробеги ММММ (Московский международный марафон мира), что проводился каждый август в Москве, и потом с упоением рассказывали об этом состязании. Таких марафонцев в клубе было несколько. Участвовали ребята и в менее масштабных мероприятиях. Пока существовали Дни Бега в Туле, мы всей семьей участвовали в этих забегах. Был какой-то неописуемый восторг бежать толпой, занимая всю ширину улицы. Именно в те годы я понял, почувствовал и полюбил эту особую мышечную радость, которую могут ощутить лишь люди, занимающиеся физкультурой.

Не все в клубе были идеально здоровы, и Романов завел картотеку с нашими болезнями и каждому давал подробные рекомендации по их лечению. Приобретя солидный опыт и знания, мы уже сами могли стать тренерами, и некоторые получили соответствующие удостоверения. Я потерял лишние килограммы, окреп, меня меньше стали мучить мои хронические заболевания, и главное я почувствовал вкус к такой жизни.

Но, увы, все хорошее кончается - Романов уехал в Подмосковье, клуб постепенно рассыпался - ребята разошлись по своим районам, и в 1986 году я окончательно забросил занятия бегом. Заряда бодрости, который я получил у Романова, хватило лет на 10. Благодаря Льву в 1989 году я рискнул пойти на недельное голодание, которое с успехом выполнил. Благодаря Романову в один из октябрей я весь месяц купался в пруду после пробежек по парку. Благодаря Льву я не боялся загорать на зимнем солнце и даже поощрял к этому сына. Благодаря всё ему же, я раскрепостился, лишился ряда своих комплексов и в 1986 году выступил со своими стихами в клубе любителей поэзии "Кристалл" при Дворце культуры железнодорожников и даже отдал их на рецензию нашему главному тульскому поэту Щелокову. Мои стихи он разругал, что, почему-то меня совершенно не расстроило. Благодаря Льву мы с дочерью Катюшей сделали забег из Ясной Поляны в Тулу. На всю жизнь запомню этот длинный "тягун" перед Тулой в "Долине смерти".