Екатерина Великая. Дом Черноголовых

Валентина Томашевская
Ныне в Доме Черноголовых (Melngalvju Nams) в Риге, близ набережной Даугавы, где некогда была Ратушная площадь, располагается музей. Не буду рассказывать про внешний вид здания, - это надо увидеть своими глазами: в готических нишах - символы ганзейского города и аллегорические фигуры Нептуна, Меркурия, Единства и Мира.

Едва вы переступите порог, как под ногами сквозь прозрачное стекло увидите старинный дымоход, печь, что находится в подземелье. Может быть, у вас закружится голова и ощутите поступь далеких столетий, войдете в узкие улочки, шириной с длину копья.

…Дом Черноголовых впервые упоминается в летописях в 1334 г. Первоначально служил местом собраний горожан, впоследствии (в XV веке) рижский рат* сдает парадный зал Братству Черноголовых, а с 1713 г. все здание переходит в их собственность.

 Рижское общество Черноголовых происходило от существовавшего в 13 веке торгового братства св. Георгия и объединяло холостых, богатых торговцев и их приказчиков, большей частью - немцев, но были среди них и англичане, шотландцы, шведы, норвежцы и др.В Братство черноголовых могли вступать и местные неженатые купцы, которые после женитьбы становились гражданами города и членами купеческой, или Большой гильдии.
 
В качестве покровителя они избрали себе Св. Маврикия (погибший мученической смертью мавр – трибун одного из римских легионов) - в средние века он считался покровителем пеших ратников и школяров . Символ - голова арапа - запечатлен на гербе братства.

Молодые, горячие люди пользовались симпатией и любовью: они первыми вставали в ряды защитников города в минуту опасности, а в свободное время не чужды были  празднеств, маскарадов и турниров.

Дом Черноголовых представлял собой нечто вроде холостяцкого клуба с подобающими правилами и обычаями: "Никто не должен забывать, что платить следует без излишней скупости"; "В дом нет хода ни ремесленникам, ни солдатам, но он открыт для офицеров. До прапорщика включительно"; "Игра в карты и в кости запрещается"; "Никто не вправе садиться за стол с мечом, его следует отдать служителю и получить обратно на выходе"; "Никто не должен передавать свой "кревес цеппер" (особый, напоминающий русскую шапку, кубок) другому, но сохранять его для себя"; "Иные грубияны не знают меры в питании, а потому, кто на лестнице Дома освобождается от выпитого, платит штраф 30 марок".

После женитьбы "черноголовые", члены  Малой гильдии обычно принимались в Большую гильдию.
Гильдия - от немецкого Gilde - сословие, цех. Торговый разряд, степень купечества, разделенного по правам, в зависимости от налога.

Слово «цех» первоначально означало «пирушка». Нередко в средневековые времена цехи участвовали в управлении городов, имели герб и знамя, а в военных походах выступали как отдельные отряды.

В 15 веке городская рижская элита обособилась от среднего класса, и в дом Черноголовых не допускали даже в качестве гостей тех, кто занимался наёмным трудом, за исключением корабельных капитанов.

Празднества в доме Черноголовых (как инкогнито, так и открыто) посещали русские цари и царицы; в книге почётных гостей расписался однажды и Бисмарк.

Зал украшали портреты российских и шведских монархов, вид города Любека , дары членов общества.

Масленница - самый веселый из справлявшихся Черноголовыми праздников - лестничному ходу спускались из зала на площадь пестрое карнавальное шествие.

Заблаговременно заготовляли большие запасы солода, меда, сала, воска для свечей. Заранее договаривались с музыкантами - трубачами, барабанщиками. Городской магистрат бесплатно предоставлял материал для изготовления факелов.
Празднества начинались в большом зале ночью при свете огромных свечей.

Пиршества, танцы на улицах города, факельные шествия чередовались с выборами должностных лиц братства, читкой законов, разбором спорных дел.

 Так продолжалось больше недели. В конце праздника еще раз зажигалась традиционная елка на Ратушной площади.

В доме Черноголовых устраивались не только собрания и пиршества. Поскольку его зал, самый лучший в Риге, обладал  замечательной акустикой, в нем, начиная с 18 века, выступали все выдающиеся музыканты, дававшие концерты в Риге!

Екатерина Вторая трижды побывала в Доме Черноголовых, даря каждый раз при этом свой портрет на память. На одном из них она изображена в виде драгуна, на лошади. Ныне это портрет украшает центральную стену большого зала.

…Мир торговли зависел от широты охвата кругозора, от знаний,- общения с миром и людьми. И Екатерина понимала это.

 По личной инициативе Екатерины II в 1783 году   губернатором в Ригу назначен
Александр Андреевич Беклешов (12.3.1745 — 5.8.1808, Рига). "Это был человек старорусской партии, с виду грубый, но который под весьма грубою внешностию хранил правдивое сердце, твёрдое и сострадательное к бедствиям других. Его репутация как благородного человека, была прочно установившаяся... Он противодействовал, насколько мог, воровству, злоупотреблениям, обману. Он не мог терпеть, чтобы его поверенные злоупотребляли правосудием ради своего прибытка. Он вышел чистым и незапятнанным из этого испытания, окруженный признательностью местных жителей,"- писал о Беклешове  князь Адам Чарторыйский.

За шесть лет плодотворной деятельности на этом месте  (1783—1789) Беклешов зарекомендовал себя наилучшим образом и пользовался большим уважением рижан.

 Беклешов активно занимался устройством рижских школ с обязательным преподаванием русского языка, который был столь необходим чиновникам Остзейского края.

Императрица наградила его за  службу орденом св. Владимира 2-й степени, присвоила чин генерал-поручика.

В дальнейшем он занимал еще более высокие посты, дважды назначался генерал-прокурором Сената, его грудь украсили новые ордена. В своей деятельности он следовал им же самим сформулированным правилам: «Слабости снисходи, проступки исправляй, злонамеренность преследуй, преступления предотвращай, а раскаянье прощай».

*Рижский рат — орган высшей власти в средневековой Риге.
Начал функционировать в 1226 году, когда Рига получила право городского самоуправления по решению немецкого патрона епископа Альберта фон Буксгевдена. Этого права она добилась путём восстания, которое произошло в предыдущем, 1225 году. Тогда же было отстроено первое здание, служившее резиденцией городского совета, оно располагалось на участке пересечения улиц Тиргоню (Торговой) и Шкюню (Сарайной).

Продолжение здесь:
Три встречи Екатерины с Ригой;
http://www.proza.ru/2005/08/23-109

Эрмитаж
Валентина Томашевская
О, Эрмитаж.
Екатерина Великая тебя основала -
привет из далей нам прислала.
Чтобы все картины в Эрмитаже
осмотреть -
Да Винчи, Рафаэль, Рембрандт...
надо несколько жизней...
Скульптуры Огюста Родена:
"Вечная весна", "Амур и Психея",
"Ромео и Джульетта" -
объемная, светлая благодать!

Черед два года после вступления на престол (1762) Екатеринa II начала создавать картинную галерею, эрмитаж
в императорском Зимнем дворце. Слово "еrmitage" французское и означает уединенное место, одинокий дом, загородный дом, парковый павильон.
Молодая императрица хотела продемонстрировать королю Пруссии Фридриху II (Фридрих Великий,
 один из основоположников прусско-германской государственности), да и не только ему, что Россия под ее руководством вступает в новую пору
культурного расцвета. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Иоганну Эрнсту
Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки.
Это поставило Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским правительством, в трудное положение.
Предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. 11 февраля 1764 года Екатерина II
подписала указ о принятии собрания Гоцковского в зачет его долга русскому правительству.

Летом 1764 года 225 картин прибыли в Петербург. этот год считается датой основания художественной коллекции Эрмитажа.
Это были преимущественно работы мастеров голландской и фламандской школ.
В том же году русский двор на распродаже в Бонне покупает одно из величайших произведений Рембрандта - картину "Возвращение блудного сына".
Ранее она находилась в собрании Кёльнского архиепископа Климента Августа Баварского.