Первые годы жизни адмирала романа васильевича кроуна

Владислав Поваров
 
(Биографический очерк).

В газете “Кронштадтский Вестник” № 46 от 23 апреля (5 мая) 1878 года появи-лось продолжение материалов о нашем весьма известном адмирале :

Первые годы жизни адмирала Романа Васильевича Кроуна
(Биографический очерк).

В 24 номере “Крон. Вестника” мы напечатали описание взятия шведского фрега-та Венус в 1789 году с рассказа героя этого дела адмирала Романа Васильевича Кроуна, записанного в последствии одним из его адъютантов. Вместе с этим рассказом нам пере-даны были некоторые другие бумаги и между прочим довольно подробный очерк детст-ва, юношеских годов и первых плаваний адмирала до поступления его на службу в Рос-сию, куда он был приглашен в 1789 году нашим посланником в Лондоне графом Ворон-цовым. Очерк этот, также как и описание сражения брига Меркурий, с фрегатом Венус, составлен со слов самого адмирала одним из его адъютантов и передан в редакцию “Крон. Вестника” покойным дейст. стат. советником Григорием Семеновичем Лихони-ным [в тексте ошибочно Михониным ! ], также бывшем адъютантом адмирала в начале тридцатых годов.
______
Адмирал Роман Васильевич Кроун родился в 1754 году , (*) 21-го декабря (2-го января) в Шотландии, на ферме Мортаун (Mortown), лежащей в одной миле к северу от города Перта (Perth). Родитель его принадлежал к фамилии Роброй Макгригор [в текс-те ошибочно Лакгригор ! ], которая арендовала ферму Мортаун в течение многих столе-тий, передавая ее от отца к сыну, начиная с родоначальника фамилии Макгригора. Пер-воначальное воспитание он получил в народной школе города Перта. Так как он был единственным сыном своих родителей, то они желали держать его при себе и желали сделать из него купца или доктора. Но само провидение назначило Романа Васильевича быть моряком. Еще в младенчестве получил он страсть к морю, хотя никогда не видал его. Не смотря однакоже на непреодолимое влечение к морю, не желая огорчить своих родителей, маленький Роберт Макгригор, сделавшийся впоследствии адмиралом Кроу-ном, согласился сделаться купцом, против своей воли, и его определили в купеческую контору к Провшу Симсону. В это время ему было 11 лет от роду и он вскоре сделался любимцем как своего хозяина, так и всего его семейства. Ласки и любовь в доме Симсо-на и просьбы родителей не могли однакоже искоренить непонятной страсти к морю, ко-торая пылала в его еще детской 11-ти летней головке, не смотря на то, что он решитель-но не имел в виду никаких средств к удовлетворению своего пламенного желания сде-латься моряком.
Однажды в Воскресение, рано утром, он пришел домой, чтобы повидаться с роди-телями. По обычаю, с давних пор заведенному в семействе, всякое воскресение Макгри-горы всей семьей отправлялись в церковь. На этот раз, также как и всегда, мать малень-

(*) Год вероятно относится к новому стилю, так как очерк составлен с рассказа адмирала, который всегда употреблял новый стиль. Прим. ред.















- 2 -

кого Роберта пригласила его идти с нею, но он отказался, сказавшись больным и остал-ся дома. Когда все ушли в церковь, маленький Роберт захватил с собою две рубашки, положил их в карман, в котором находилось 27 шиллингов (около 14 рублей при насто-ящем курсе). Эта сумма казалась ему большим капиталом и он смело вышел из дому, и направился в Эдинбург. Всю дорогу до столицы Шотландии, которая была в 40 миль, маленький Роберт сделал пешком, крайне сожалея о своих родителях и почти не перес-тавая плакать по ним. Прийдя в Эдинбург, он зашел пообедать в трактир, в котором ча-сто бывал прежде, вместе с своим отцем [так в тексте]. Во время обеда хозяин трактира стал спрашивать мальчика, куда и зачем он идет ? Маленький Роберт рассказал ему, что он идет в город Лейт с тем, чтобы определиться в морскую службу. В числе лиц , нахо-дившихся в то время в трактире, был один господин, который также ехал в Лейт; услы-хав рассказ мальчика, он пригласил его ехать вместе с собою. Маленький беглец охотно согласился на это предложение, но не сел на лошадь любезного господина, как от пред-лагал ему, боясь, чтобы он не отвез его назад к родителям, а шел всю дорогу пешком, рядом с всадником. Когда всадник и мальчик прибыли в Лейт, маленький Роберт побла-годарил своего спутника, и тотчас же отправился в дом своих знакомых, где его очень хорошо приняли, подумав, что он пришел с согласия родителей, с каким нибудь поруче-нием своего хозяина, г-на Симсона. Когда же узнали истину, то друзья его отца крайне сожалели о безрассудном поступке мальчика и убеждали его возвратиться домой. Но маленький Роберт был тверд в своих намерениях и пренебрег всеми советами и решился тотчас же искать себе места на каком нибудь купеческом корабле. С этою целью он про-стился с знакомыми отца и направился в гавань, на набережную, где приставали шлюп-ки купеческих кораблей. Переговоры с шхиперами не привели однакоже ни к каким ре-зультатам; узнав, что Роберт сын зажиточного фермера из окрестностей Перта, все от-казывались принять его на корабль в качестве юнги, считая это положение слишком низким для сына фермера.
Огорченный этой неудачей, маленький Роберт печально возвратился из гавани, когда встречен был двумя рабочими с фермы Мортаун, посланными его родителями в поиски за ним. От этих людей он узнал, что его матушка в отчаянии, и что уже думают, что она не перенесет этого удара, если он не возвратится домой. Услыхав такие речи, он более не мог сопротивляться воле своей матушки и возвратился с посланными за ним работниками в дом родителей, где увидал мать свою в слезах, но его возвращение так обрадовало ее, что она позабыла все горести и начала целовать его и просила, чтобы он возвратился к г-ну Симсону. Его отец рассуждал однакоже несколько иначе; видя непре-оборимую страсть сына к морю, он решился определить его в морскую службу, но ни-как не мог уговорить свою жену определить Роберта в военный флот, потому что воен-ную службу она вообще не терпела. Долго сопротивлялась она просьбам мужа и сына и наконец согласилась, но не иначе как только с тем, чтобы определить Роберта на ма-ленькое одно-мачтовое [так в тексте] судно, которое ходило с почтой между Пертом и Лондоном. Выговорив это условие, матушка Кроуна надеялась удержать его вблизи от родной фермы и думала, что когда нибудь ему надоест морская служба и он сам возвра-тится домой.
Обрадованный мальчик поступил тотчас же на избранное для него судно, кото-рое казалось ему настоящим кораблем, прослужил на нем несколько месяцов [так в текс-те] и побывал в Лондоне. Громадный город очень поразил его; он нашел большую раз-














- 3 -

ницу с тем, что видел до сих пор. В обхождении, в образе жизни, во всем он находил, что Лондон вовсе не похож на патриархальную и тихую Шотландию. Возвратившись домой , он с восторгом рассказывал свои похождения своей матушке и доставил ей особенное удовольствие описанием Лондона, в котором она сама никогда не бывала. Видя мальчи-ка здоровым и веселым, госпожа Макгригор менее стала сожалеть, что отпустила его в море, сам же он был также очень доволен своей службой, только недоволен был своим капитаном, человеком грубым и не благородным. Это неудовольствие росло все более и более и маленький Роберт старался всеми силами уйдти [так в тексте] с пакет-бота [так в тексте] на другое судно, скрывая свое намерение, как от своих родителей, так и от эки-пажа, и выжидая удобного случая. Случай этот скоро представился, он познакомился в гавани с капитаном Ридом, очень добрым и благородным человеком, который согласил-ся взять Роберта к себе на корабль, отправляющийся в Ост-Индию. Корабль капитана Рида назывался Готфри-Инжмен и маленький Роберт перебрался на него в тот момент, когда он снимался с якоря и уходил в море. Отправляясь в это далекое путешествие, мальчик уведомил своих родителей письмом, в котором объяснял, что давно уже желал побывать в дальних краях и кроме того жаловался на грубость и притеснения своего прежнего капитана.
Плавание корабля Готфри-Инжмер в Индию продолжалось 10 месяцев, на пути маленький Кроун не заметил ничего особенного, кроме недостатка в провизии. Говяди-ну соленую они ели наполненную червями, воду пили черную, будто-бы смешанную с углем. Она издавала отвратительный запах, так что нельзя было поднести ее ко рту, а чтобы пить без червей, приходилось пропускать ее через шелковый платок. Перед при-ходом в Индию они заходили на остров Мадагаскар, жаркий климат и прекрасная рас-тительность которого очень поразили молодого моряка. Король и его двор посетили корабль и капитан угощал его в своей каюте. Обратно на берег короля свезли в капи-танском катере, на котором находился и Кроун. Катер не мог пристать к берегу и греб-цы должны были переносить на себе всех членов семейства короля и важнейших его придворных. Никто однакоже не решался на эту трудную операцию, пока наконец юно-ша Кроун не решился без церемонии взять короля на руки и перенести его на берег. То-варищи Кроуна, английские матросы, последовали его примеру и вскоре вся компания была благополучно доставлена на берег. Этот способ дебаркации очень понравился королю, он пригласил гребцов на берег и решился угостить их на славу. Для этой цели король взял у одного из своих телохранителей негров винтовку, собственноручно выст-релил в быка, который пасся тут же на берегу, и сам отрезав кусок мяса с кожей, велел тотчас же изжарить его. Негр повар немедленно исполнил волю своего повелителя и, когда мясо было готово, подал его королю, встав на колени. Король взял в руки дымя-щееся мясо и передал его Кроуну в знак особенного благоволения и благодарности за оказанную услугу. Вскоре после того корабль Готфри-Инжмен нагрузился корицею и отправился в Бомбей, где выгрузили корицу и приняли новый груз : перцу, имбирю и других пряностей и отправились с ним в обратный путь в Англию. Плавание до Лондо-на продолжалось 8 месяцев. Возвратившись в свое отечество, молодой Кроун узнал о смерти своего отца. Это однакоже не остановило его дальнейших плаваний и он почти тотчас же снова отправился в море, сначала в Виргинию, а потом в Ирландию, в город Уейтхавен [так в тексте], откуда корабль на котором он находился, направился в Эдин-бург.














- 4 -

Прибыв в столицу Шотландии, молодой моряк отправился пешком в Перт, в гос-ти к своей овдовевшей матери. Он имел в кармане 7 гиней, считал себя богатым челове-ком и шел от Эдинбурга до Перта 4 дня. Прибыв домой, он нашел мать свою совершен-но здоровой и во время своего пребывания в Перте, не теряя главной цели, обратился к своему старому знакомому, штурману королевского флота Гамильтону с просьбой, за-няться с ним навигацией и астрономией. Успехи сделанные молодым моряком были по-разительны; в две недели он прошел полный курс практической навигации и мореход-ной астрономии и отдал свои гинеи г-ну Гамильтону, в благодарность за то, что он выучил его столь важным для моряка наукам. Дополнив свое образование, молодой Кроун стал снова мечтать о плаваниях; на этот раз его почтенная матушка, видя непо-колебимую волю сына, уже не пробовала удерживать его и познакомила его с г-ном Ри-чардсоном, одним из самых богатых людей в Перте, который дал Кроуну письмо в Лон-дон к брату, служившему в Ост-Индской компании. Получив это письмо, юноша тотчас отправился в Лондон, в надежде на покровительство г-на Ричардсона.
К сожалению, он прибыл в Лондон тогда, когда все корабли компании уже отпра-вились в Индию, за исключением корабля Британия, который должен был остаться на службе в колонии. Не желая оставаться в Индии, Кроун предпочел поступить на другое судно, шедшее в Квебек. Из Квебека они отправились в Барцелону [так в тексте], где с молодым Кроуном случилось следующее происшествие. Желая посетить Аликанте, мо-лодой Кроун с 12 человеками товарищей отправились туда морем на судовой шлюпке. На половине пути их встретил жестокий шквал, шлюпку опрокинуло и все находившие-ся в ней погибли за исключением Кроуна, которому удалось вылезти на дно опрокинув-шейся шлюпки и ухватиться за киль. К счастию, в это время проходило мимо испанское коммерческое судно, шедшее в Аликанте. На судне заметили опрокинувшуюся шлюпку и держащегося за киль Кроуна. Немедленно с судна послана была шлюпка, которая и сняла полуокоченевшего и доставила его на судно, где ему дали сухое платье и согрели. Когда Кроун окончательно оправился, его доставили обратно в Барцелону на тот ко-рабль, на котором он служил в то время. Вскоре после того корабль снялся с якоря и отправился сначала в Англию, а потом в Голландию, где ему удалось наконец попасть на судно Ост-Индской компании и отправиться в Бомбей. В Бомбее молодому моряку открылась новая карьера. Там застал он английское военное судно Одеон, капитан кото-рого искал штурмана. Узнав об этом, Кроун не замедлил явиться на Одеон и, к великой своей радости, был принят за штурмана на этот корабль. С этой минуты начинается но-вая эпоха в жизни молодого моряка. Вскоре после поступления Кроуна на корабль, Оде-он снялся с якоря и направился в Красное море.
(Продолжение следует).
______
Продолжение и окончание появились в “Кронштадтском Вестнике” № 52 от 7 (19) мая 1878 года :
Первые годы жизни адмирала Романа Васильевича Кроуна.
(Биографический очерк).
(Окончание).

Фрегат Одеон, на котором молодой Кроун занимал место штурмана, простоял в Суэце очень долго, ожидая известий об открытии военных действий против Франции.














- 5 -

Наконец пришло давно ожиданное [так в тексте] известие; Одеон снялся с якоря и , не теряя ни минуты, полетел к берегам французской колонии в Ост-Индии к порту Понди-шери. Он подоспел к входу на рейд в то время, когда английская армия окружила город и уже открыла огонь из осадных батарей. Взглянув на город, фрегат Одеон снова всту-пил под паруса и направился к Мадрасу, на соединение с эскадрою, которою командо-вал адмирал сэр Вернон, дабы сообщить ему об открытии военных действий. Как толь-ко фрегат Одеон подошел к эскадре сэра Вернона и известил адмирала об [так в тексте] начале военных действий, тотчас же в ответ на это известие на адмиральском корабле был поднят сигнал : сняться с якоря и идти к Пондишери. На другое же утро эскадра ад-мирала Вернона подошла на вид этого порта, но было поздно, на рейде стояла на якоре только что прибывшая французская эскадра. Адмирал Вернон не терял надежды занять место под стенами крепости; не становясь на якорь и пользуясь попутным ветром, анг-лийская эскадра спустилась на французскую, стоявшую в линии вдоль берега; подходя ближе, англичане открыли огонь и действовали столь успешно, что французы стали поспешно рубить канаты и ставить паруса и выходить в море. Адмирал Вернон не бросился за ними в погоню, а тотчас же приказал своей эскадре стать на якорь и занять место, столь безрассудно покинутое французами.
На другой день утром с эскадры адмирала Вернона увидали французский фрегат, идущий с моря прямо в порт. На английской эскадре подняли на гафелях французские флаги и фрегат продолжал подходить и заметил тогда только свою ошибку, когда был очень близко к неприятельской эскадре. Заметив свою ошибку, француз поворотил в море, но в это время английский адмирал сделал сигнал 20 пушеч. шлюпу Морская ло-шадь (Seahorse) сняться с якоря и догнать неприятеля. Шлюпом Сихорс командовал ка-питан Пантон; он моментально исполнил приказание адмирала, догнал французский фрегат и заставил его спустить флаг после сражения, продолжавшегося четверть часа. Фрегат этот носил название Сарацин и был вооружен 36-ю пушками. По спуске флага, его ввели на рейд и поставили посреди английской эскадры.
Осада Пондишери продолжалась не долго. Несколько дней спустя после сдачи фрегата, порт сдался англичанам на капитуляцию. Тогда английская эскадра снова уш-ла в Мадрас, Здесь в судьбе молодого Кроуна снова случилось нечто необычайное. По приходе в порт командир фрегата Одеон, взявший Кроуна за штурмана из коммерческо-го флота, отправился на берег, где жил своим домом. После обеда он вышел на крышу дома, устроенную в виде террасы и по несчастию упал на улицу и умер через 2 дня. На место погибшего покровителя Кроуна, назначен был новый капитан Чарлс Пиль [так в тексте], который однакоже удержал Кроуна на Одеоне, вскоре получившем приказание отправиться в Англию с взятым в плен вице-губернатором Пондишери. Переход в Анг-лию был сделан в три месяца и 10 дней. Сдав губернатора [так в тексте] Пондишери на берег, Одеон перешел в Ширнесс, где на нем снова переменили командира, назначив ка-питана Хольма на место капитана Пиля, получившего под команду линейный корабль. Между тем фрегат получил приказание присоединиться к эскадре коммодора Джонсона , назначенной в Лиссабон по случаю войны с испанцами и французами.
На пути отряд коммодора Джонсона взял 36-ти пушечный испанский фрегат у мыса Финистер, после чего отряд благополучно вошел в реку Таго и бросил якорь про-тив Лиссабона.Фрегат Одеон, на котором служил Кроун, выслан был крейсировать у мыса Финистер. К несчастию, после трех недельного крейсерства, на фрегате откры-лась эпидемия, все офицеры заболели, заболел и сам капитан. Это обстоятельство













- 6 -

заставило фрегат покинуть свой пост и вернуться в Лиссабон. Прибыв на рейд, все больные офицеры и капитан Хольм съехали на берег в госпиталь и тогда молодому Кроуну, занимав-шему место штурмана и служившему по найму, пришлось на некоторое время заведывать фрегатом в качестве временного командира.
Временное командование фрегатом ознаменовалось довольно забавным проис-шествием, о котором впоследствии, уже бывши адмиралом русского флота, нередко вспоминал Кроун. На другой день по съезде капитана Хольма на берег, в Лиссабоне был объявлен манифест королевы-регентши Португальской о том, чтобы командиры английских военных судов, находившихся в порте, не позволяли себе вербовать матрос [так в тексте] с коммерческих кораблей, посещающих Лиссабон. Этот манифест был об-ъявлен в то самое время, когда фрегат Одеон прибыл в порт, потеряв более половины своей команды от эпидемии и свез на берег в госпиталь около 100 человек. Положение фрегата без офицеров и почти без команды было самое критическое и молодой времен-ный командир фрегата решился во чтобы то ни стало пополнить убыль своей команды. Зорко следя за движениями близ стоявших купеческих кораблей, Кроун на другое же утро увидел, что с одного из них бросились за борт несколько человек матрос, чтобы купаться. Моментально бросился он в шлюпку, захватил с собою человек 10 гребцов англичан с фрегата Одеон. Незаметно подъехал Кроун к купающимся и стал ловить их из воды. Ему удалось наловить таким образом 15 человек. Принимая их на шлюпку, анг-личане тотчас же связывали им руки и завязывали рты платками, чтобы они не кричали. Все 15 человек, пойманные в воде, были доставлены совершенно голыми на фрегат, где их тотчас же одели в форму английских матрос и уговорили остаться на службе в на-дежде получить хорошее жалование. Капитан Хольм, узнав об этой проделке своего штурмана, очень испугался за ее последствия и, не смотря на болезнь, немедленно при-ехал на фрегат.
“Кроун”, сказал он строго, “что ты сделал, ты поступил против повеления коро-левы”.
- “Нет ! “ отвечал Кроун, я не нарушил повеления королевы : я привез их силою из воды, а не с корабля. Королева приказала не брать матрос силою только с судов, а не из воды.
Не смотря на такой ответ капитан Хольм не мог однако же успокоиться и послал Кроуна (*) к коммодору Джонсону. Коммодор со своей стороны дал Кроуну письмо и отправил его во дворец королевы-регентши. Прочитав письмо королева рассмеялась и сказала, что Кроун был прав и разрешила оставить захваченных им людей на фрегате Одеон.
Из Лиссабона эскадра пошла в Англию, а Кроун, прибыв туда, отправился в Перт, где нашел свою матушку в добром здоровии. Побывав в отпуску, Кроун снова вернулся на эскадру коммодора Джонсона и на этот раз та же эскадра направилась в

(*) Здесь не лишним считаем заметить, что из выше приведенного разговора видно, что Кроун еще и в английском флоте уже носил имя Кроуна. К сожалению, из записок не ви-дно каким образом Кроун переменил имя своего отца Макгригора на имя, которое так прославил в последствии в нашем флоте. Прим. ред.
















- 7 -

Гибралтар. В Гибралтаре Джонсону удалось разбить французскую эскадру, вздумав-шую было атаковать англичан. После этой победы отряд был послан в Ямайку, чтобы увеличить флот, находившийся там под командою лорда Роднея. В Ямайке отряду од-нако же не удалось сделать ничего замечательного; вскоре получено было известие, что война кончена и флот лорда Роднея возвратился в Англию, а фрегат Одеон вошел в га-вань и был разоружен. В это время Кроун получил приглашение на службу в Россию и тотчас же согласился принять это приглашение, с тем однако же, чтобы повидаться сна-чала с матерью, для чего он отправился в Перт, на ферму Мортаун. Прощаясь с матуш-кой, он однако же не решился сказать ей, что едет на службу в Россию. Россия в то вре-мя казалась слишком дикой и страшной строной [так в тексте] и Кроун обманул свою мать, сказав ей, что едет служить во Францию. Это было в последний раз, что он видел свою мать. Вскоре после отъезда Кроуна, она встала в один прекрасный день с постели, стала усердно молиться и потом снова легла и умерла. В России в то время, в 1789-м го-ду, царствовала Императрица Екатерина II-ая. Кроун вступил на службу в военный флот с чином капитан-лейтенанта и послан был в Копенгаген, где он получил под ко-манду бриг [так в тексте] Меркурий.
______________
На этом заканчиваются записки первых годов жизни адмирала и службы его в Англии, сначала на судах Ост-Индской компании, а потом в военном флоте. Как уже известно читателям, записки эти составлены с рассказов самого адмирала Р. В. Кроуна. Лицо, записывавшее эти рассказы, прибавляет к собщенным сведениям, следующие под-робности. Адмирал Роман Васильевич Кроун был женат три раза. В первый раз он всту-пил в брак в 1775 году 19-ти лет от роду и женился на 16-летней девице Саре Примроз, с которой прожил 7 лет. Сара Кроун была слабого здоровья и умерла бездетной в чахот-ке на 23 году своей жизни в 1780 году в Лондоне. В 1781 году Роман Васильевич вступил в [так в тексте] второй брак с вдовой Марфой Ивановной, родившейся в 1754 году и приехавшей вместе с ним в Россию. Марфа Ивановна умерла в 1821 году и погребена в Кронштадте 12-го марта. От нее адмирал имел 8 человек детей : 1) Сына Роберта, жив-шего полгода; 2) Сына Джорджа, жившего 44 года и умершего в Ревеле и оставившего после себя : Малколм Джорджа мичмана Имп. рус. флота и Томаса, воспитанника мор. кад. корпуса. 3) Дочь Анну, умершую в С-Петербурге на 40-м году жизни и бывшую за мужем, за надворным советником и штаб-лекарем Божковым. 4) Сына Платона, умер-шего в младенчестве; 5) Дочь Екатерину, умершую 7 лет в Москве. 6) Сына Платона, умершего мичманом английского флота близ мыса Доброй Надежды. 7) Сына Компердоуля, умершего мичманом английского флота у острова С-той Троицы [Три-нидад] и 8) Сына Эдмонда, родившегося в 1800 году, начавшего службу 12-ти лет мич-маном английского флота и умершего в 1835 году в Севске, в чине полковника русской службы. В третий раз адмирал женился в 1825 году на Анне Петровне Мартышевой и имел от нее 7 человек детей : Василия, Марию, Николая, Александра, Николая, Романа и Константина.
В числе знаков отличия, полученных адмиралом во время службы в России, в записках значится : Орден С-го Георгия 4-ой степени, получен 23-го июня 1789 года. Золотая шпага за храбрость 30-го августа 1789 года; Орден С-той Анны 1-ой степени [в] 1814 году 23-го июня. Владимира 2-ой степени 12-го декабря 1816 года. Александ-ра Невского 1818 года 25-го августа. 25-го июня 1834 года Государь Император












- 8 -

Николай Павлович, из собственных своих рук пожаловал адмиралу эполеты, укра-шенные вензелевым изображением имени Его Величества.
Все эти сведения очевидно были набросаны в качестве материалов для биогра-фии адмирала, которую собирался составить автор, переданных нам, записок. Тут же помещены следующие стихи :
Р. В. КРОУН.
Задумчив, безмолвен, не движим и тих,
Бессильные руки сложив на колени,
Герой, современник для двух поколений
Сидит у камина, главою поник.
Узнаете-ль кто он ? Как время маститый,
Смотрите - вся снегом покрыта глава,
Но дел его память, как юность жива,
  То Нестор героев; то Кроун знаменитый,
Не он-ли в Державье Великой жены,
Когда расцветало зарею блестящей,
Величье России, как утро весны,
Покрыл себя славой в народе гремящей,
Не он-ли так славно честь флота венчал
Победою дерзкой и имя героя
Стяжал от Великой, неравенством боя.
Не он-ли фрегатом сто-пушечный взял !
Не он ли бывало в порывистый шквал,
Когда корабли все стеная трещали
И пастию смерти пучины зиялы;
Бот к спуску и в боте бесстрашно летел.
И вот - задумчив, безмолвен и тих
Бессильные руки сложив на колени,
Герой, современник для двух поколений,
Сидит у камина, главою поник.

А. П. Выходцевский.
На сем и завершается рассказ “Кронштадтского Вестника” о первых годах жизни одного из наших знаменитейших командиров капитана Кроуна. Его потомки еще долго несли по миру СЛАВУ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.