Корзина, полная мудрых притч

Николай Семченко
"Сама я давно не ощущаю себя человеком, поскольку с годами я превратилась в некрупную короткоухую таксу. Это произошло незаметно и совсем небольно.
Знакомые перестали меня узнавать на улице, муж уехал в Париж и позабыл обо мне, сын вырос и стал знаменитым режиссером неигрового кино.
Что-то окончилось для меня в этом мире.
Рождение и смерть меня больше не интересуют. Я ем, когда голодна, а ночью забираюсь на скамейку в каком-нибудь парке и сплю на свободе.
Порой и меня охватывают приступы тоски, и я, закинув морду к небу, вопрошаю Господа нашего Иисуса Христа:
- Кто я, в конце концов, черт побери, дитя человеческое или короткоухая такса?
И голос свыше мне отвечает:
- Ни то, ни другое!
- Но кто ж я тогда???
А он отвечает мне:
- Ты никто».
Что это? Притча? Сказка? А может, так модный нынче «сюр» в стиле Хармса? Это просто Марина Москвина. И это фрагмент из её новой книги «Мусорная корзина для алмазной сутры».
С самого раннего детства Марина, по её собственному признанию, постоянно собирала вокруг себя слушателей, придумывала что-то, дико врала, и, конечно, сама была главным героем своих рассказов. А еще она очень хотела стать полярником и дрейфовать на льдине, и даже послала письмо в Ленинград, где на полярников учили, с вопросом: не помешает ли ей, что живёт в Москве и что - девица? Ей ответили, что, конечно, помешает и то, и другое. А отец тогда сказал ей: «Ну зачем тебе на льдине дрейфовать? Выйди во двор, сядь в сугроб, подрейфуй немножко и домой приходи».
Это у них, оказывается, семейное. Нет, не в смысле «дрейфовать во дворе», а в смысле делать фантазию реальностью. Или наоборот: реальность - фантазией? Вот и в новой книге Марины Москвиной некто Степан Гудков, занимая пост секретаря райкома партии, распространяет среди рабочих и крестьян особенные приёмы, с помощью которых они обнаруживают в своем сознании природу Будды. Узрев это, люди поднимаются над кругом рождений и смертей, которые, оказывается, являют собой лишь сон и мираж. О вредоносном учении узнаёт сам Иосиф Виссарионович. Тут-то всё и начинается!
Прототипом Степана Гудкова является дед Марины Москвиной Степан Степанович Захаров, а её книга - это не что иное, как история ее семьи, рассказанная с помощью притч. Самые простые вещи превращаются в ней в вечную мифологию, а обычные люди становятся мудрецами. Текст романа Марины Москвиной кому-то напомнит прозу С. Довлатова, В. Пелевина или В. Шинкарева с его «Максимом и Федором». Но всего лишь напомнит. Как о своеобразном литературном течении, сложившемся в российской прозе. Потому что Марина Москвина - сама по себе, ни на кого не похожая.
Её роман «Мусорная корзина для алмазной сутры» впервые был опубликован в журнале «Знамя» в 2001 году и сразу вызвал любопытство у читающей публики. Помню, как я сам «охотился» за этим номером журнала. Теперь есть книга. К тому же она иллюстрирована самыми настоящими фотографиями из семейного архива писательницы. Правда, художник Леонид Тишков их тоже мифологизировал в стиле прозы Москвиной. Кстати, кто из нас не подрисовывал в детстве фотографии своих бабушек, дедушек и других родственников? Может, мы тоже хотели сотворить миф? А Марина Москвина захотела и сотворила!
Знакомые перестали меня узнавать на улице, муж уехал в Париж и позабыл обо мне, сын вырос и стал знаменитым режиссером неигрового кино.
Что-то окончилось для меня в этом мире.
Рождение и смерть меня больше не интересуют. Я ем, когда голодна, а ночью забираюсь на скамейку в каком-нибудь парке и сплю на свободе.
Порой и меня охватывают приступы тоски, и я, закинув морду к небу, вопрошаю Господа нашего Иисуса Христа:
- Кто я, в конце концов, черт побери, дитя человеческое или короткоухая такса?
И голос свыше мне отвечает:
- Ни то, ни другое!
- Но кто ж я тогда???
А он отвечает мне:
- Ты никто».
Что это? Притча? Сказка? А может, так модный нынче «сюр» в стиле Хармса? Это просто Марина Москвина. И это фрагмент из её новой книги «Мусорная корзина для алмазной сутры».
С самого раннего детства Марина, по её собственному признанию, постоянно собирала вокруг себя слушателей, придумывала что-то, дико врала, и, конечно, сама была главным героем своих рассказов. А еще она очень хотела стать полярником и дрейфовать на льдине, и даже послала письмо в Ленинград, где на полярников учили, с вопросом: не помешает ли ей, что живёт в Москве и что - девица? Ей ответили, что, конечно, помешает и то, и другое. А отец тогда сказал ей: «Ну зачем тебе на льдине дрейфовать? Выйди во двор, сядь в сугроб, подрейфуй немножко и домой приходи».
Это у них, оказывается, семейное. Нет, не в смысле «дрейфовать во дворе», а в смысле делать фантазию реальностью. Или наоборот: реальность - фантазией? Вот и в новой книге Марины Москвиной некто Степан Гудков, занимая пост секретаря райкома партии, распространяет среди рабочих и крестьян особенные приёмы, с помощью которых они обнаруживают в своем сознании природу Будды. Узрев это, люди поднимаются над кругом рождений и смертей, которые, оказывается, являют собой лишь сон и мираж. О вредоносном учении узнаёт сам Иосиф Виссарионович. Тут-то всё и начинается!
Прототипом Степана Гудкова является дед Марины Москвиной Степан Степанович Захаров, а её книга - это не что иное, как история ее семьи, рассказанная с помощью притч. Самые простые вещи превращаются в ней в вечную мифологию, а обычные люди становятся мудрецами. Текст романа Марины Москвиной кому-то напомнит прозу С. Довлатова, В. Пелевина или В. Шинкарева с его «Максимом и Федором». Но всего лишь напомнит. Как о своеобразном литературном течении, сложившемся в российской прозе. Потому что Марина Москвина - сама по себе, ни на кого не похожая.
Её роман «Мусорная корзина для алмазной сутры» впервые был опубликован в журнале «Знамя» в 2001 году и сразу вызвал любопытство у читающей публики. Помню, как я сам «охотился» за этим номером журнала. Теперь есть книга. К тому же она иллюстрирована самыми настоящими фотографиями из семейного архива писательницы. Правда, художник Леонид Тишков их тоже мифологизировал в стиле прозы Москвиной. Кстати, кто из нас не подрисовывал в детстве фотографии своих бабушек, дедушек и других родственников? Может, мы тоже хотели сотворить миф? А Марина Москвина захотела и сотворила!