Цена и вес школьной медали

Васюков Игорь
  В последнее время в образовательной среде и всех тех, кто связан с ним, достаточно бурно обсуждается новость о том, что со следующего года, возможно навсегда  исчезнет из нашей жизни такой престижный символ нашего социалистического прошлого, как золотая медаль за школьные успехи. Возможно, исчезновение медали не переживалось бы так остро, если бы оно не было завязано на весьма значимое сопутствующее обстоятельство: этот год в жизни выпускников школ последний в котором они могли бы рассчитывать на какие-либо существенные льготы при поступлении в вузы.
  В советскую эпоху медаль была своеобразным пропуском в вуз: для поступления было достаточно сдать на "отлично" один экзамен. Медаль часто давалась не на каждый школьный выпускной класс и даже не на каждый выпуск. Еще бы, ведь ее получение в какой-нибудь самой глухой деревушке Союза открывало перед счастливчиком любые двери даже самых престижных московских и питерских вузов. Сегодня число медалистов из года в год увеличивается. В 2004 году их стало более 90 тысяч! В некоторых южных регионах количество медалистов зашкаливает за все мыслимые нормы. Растет, хоть и не так быстро, число обладателей «золота» и «серебра» и у нас в Вологодской области и в Череповце. В понедельник 27 июня  Губернатор Вячеслав Позгалёв провел торжественный приём выпускников школ, удостоенных золотых медалей «За особые успехи в учении», и из собственных рук  вручил награды 62 выпускникам. Это совершенно нереальная цифра для начала восьмидесятых годов, когда школу заканчивал ваш покорный слуга.
  Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в печати совершенно недвусмысленно высказывается на счет того, что он думает о школьных медалях и выпускниках их получивших:
- Привилегии при поступлении в вуз для медалистов - не самая правильная льгота. Медаль уже не является ценностью, которая определяет качество и более высокий, чем у других, уровень знаний. Поэтому медалистов надо зачислять в вузы на общих основаниях.
  Исходя из всего  вышесказанного, мы провели собственное микрорасследование на тему: «Кому и зачем нужна золотая (серебряная) школьная медаль?».
  Импульсом к расследованию послужила для нас небольшая беседа, которую мы проведи с одним работником Управления образования города, пожелавшим остаться неизвестным.
- Я считаю, что золотая медаль это зло. Она портит не только атмосферу вокруг ребенка, желающего ее получить, но и разрушает его личность и подрывает здоровье. Не существует людей одинаково высоко развитых в различных направлениях. Получение медали заставляет ребенка все время перенапрягаться, жить на грани своих физических и психических сил. Кроме того, это погоня «за золотом» формирует человека такого типа, который хочет быть первым во всем, а это невозможно. Потом у такого человека даже малейшая жизненная неудача воспринимается как катастрофа, непереносимая жизненная драма.
- Кому же нужны медали?
- Прежде всего,  школам, в погоне за престижем, а еще – родителям, которые давят на ребенка, с одной стороны потому, что за счет его успехом хотят подтвердить свой высокий общественный статус, а с другой, потому что хотя компенсировать за его счет свои собственные неудачи.
  Наше расследование мы продолжили, побеседовав с директором Мяксинской средней школы Виктором Леонидовичем Леонтьевым.
- Есть ли у вас в этом году медалисты?
- В прошлом году не было. В этом один мальчик получит серебряную медаль.
- Эта медаль заслуженная?
- Вполне. Что говорить об этом, если он попытался сдавать ЕГЭ по предметам, которые итак у него шли прекрасно.
-  Как отнеслись в школе к его успехам?
- Прекрасно. Любая школа только гордиться такими выпускниками.
- Что будет, если он, поступая в вуз, не подтвердит свои знания?
- В жизни все бывает. Я думаю, что к поступлению он готов прекрасно. Но даже, если в этом году не получиться, жизненной драмы из этого никто делать не будет. Думаю, что он не пропадет.
  Следующий наш собеседник редактор газеты «Курьер» Михаил Владимирович Кузьмицкий.
- Я закончил школу в 1978 году с красным дипломом, но золотой медали не получили. Мне это объяснили так, что в нашем классе на них было слишком много претендентов. Поэтому меня и срезали. Затем я самостоятельно поступил на журфак ЛГУ и по поводу медали больше никогда не переживал. Могу только сказать, что жизнь у тех, кто эти медали получил, сложилась не чуть не лучше, чем у меня, а профессиональных успехов, я достиг, пожалуй побольше, чем они. Я не хвастаюсь, а просто констатирую факты.
  Интересная беседа сложилась у нас с доцентом кафедры биологии ЧГУ Натальей Афанасьевой, золотой медалистской, закончившей 15 школу в 1981 году.
- Могу сказать, что получение золотой медали мне далось относительно легко, хотя я больше ценила не школьные успехи, а свои победы на профильных олимпиадах. Сама золотая медаль мне для поступления не очень помогла. На первом экзамене в МГУ меня как раз и срезали, пришлось сдавать все остальные предметы. В нашей общежитской комнате, между прочим, из 5 человек четверо были обладателями золотых медалей. Такая своеобразна каста школьных медалистов.
- Так что же, если бы жить начать сначало…
- В фикс- идею, наверное, превращать получение медали нельзя. Ориентированный на нее школьник по жизни становиться своеобразным перфектционистом, т.е. человеком, который везде и всегда стремиться быть первым во всем. Это отнимает массу энергии и не способствует развитию в человеке каких-то других важных качеств. Более того, я думаю, что в своей жизни человек не может иметь только одну стратегию -  любой ценой ориентироваться на успех, на ту планку, которую ставит ему общество. Планка планкой, но каждый из нас – это особый космос, неповторимая индивидуальность с уникальной судьбой.
- Насколько я знаю, ваш муж, Дмитрий Афанасьев не был школьным отличником, а сейчас занимает должность директора Корпоративного университета «Северсталь», является кандидатом наук. А его брат, как раз наоборот, является обладателем школьной золотой медали, но сейчас живет где-то в деревне, в Липецкой области.
- Зато мой муж в вузе учился на отлично, когда получал специальность и ему это жутко было интересно. Но это уже другая тема – это желание человека не быть отличником для других, а самореализоваться самому.
  Ну что же, идем дальше. Следующий наш собеседник еще один доцент ЧГУ Виктор Ефимович Приходский, счастливый отец только что новоиспеченного медалиста, правда – серебряного.
- Гоняли ли вы своего сына, нацеливали ли на медаль.
- Мне приятно сознавать, что Максим стал серебряным медалистом, но специально на медаль мы его не тянули. Я ему всегда говорил и говорю, что самая важная оценка в жизни это та, которую ты даешь себе сам.
-  И все же, есть какая-то практическая польза от полученной медали.
- Пока да. Она дает ему возможность легко поступить на ту специальность, которую он выбрал.
  Перейдем к самим выпускникам. Звоним Павлу Кулеву из 24 школы, который не так давно побывал на встрече с самим Президентом России.
- Паша, ты не озолотился?
- Нет, не сумел. Зато у нас в классе есть медалисты.
- Завидуешь им?
- Нисколько. Только рад за них.
  С тем е вопросом, мы обратились к Даше Рысиковой, выпускнице 3 школы, ставшей в этом году лауреатом нескольких конкурсов, в том числе российских, т.е. человеком, уже испытавшем на себе, что такое жизненный успех.
- По медали не плачешь?
- Да ну?!
- А как относишься к их обладателям.
- Нормальные ребята. Пусть у них будет медаль, если они этого заслужили.
  Ага! Тогда вперед, к этим самым обладателям медалей. Звоним Максиму Приходскому:
- Максим, ты сам нацеливал себя на медаль или тебя к ней кто-то подталкивал?
- Сам. В девятом классе подумал и взялся за ум.
- Трудно пришлось.
-  Конечно. Немного напрягался, пришлось систематически работать.
- Зачем тебе медаль?
- Пока она дает определенные льготы при поступлении.
- А если бы их отменили, то стоило бы за нее побороться?
- Я думаю, что стоило бы. Очень приятно сознавать, что ты медалист.
- Это не помешало тебе в общении со сверстниками.
- Нисколько.
  Звоним проректору по воспитательной работе ЧГУ Анатолию Волкову и тоже обращаемся к нему с теми же вопросами.
- Практика показывает, что примерно две трети выпускников школ, свои знания впоследствии не подтверждают. Поэтому какими-то льготами, наверное, их наделять нельзя. Но золотую медаль, как моральное поощрение, как свидетельство признания успехов человека, как эстетическую ценность, сохранить обязательно надо.
  Итак, подведем итоги. Против вручения золотой медали выпускникам без предоставления каких-либо других льгот,  без чрезмерных и опасных перегрузок, без моральных потерь, никто, наверное, выступать не будет. Вопросы и возражения начинают возникать тогда, когда ее наличие хотят использовать как надежный стартовый капитал не дающий сбоев при достижении следующих жизненных успехов. Не даром сейчас говорят, что в приемных вузах к медалистам относятся наиболее скептически. Но среди добившихся успехов, есть не мало тех, кто когда-то был обладателем золотой медали за школьные успехи. Наталья Афанасьева привела мне пример с главой «Северсталь – Фонда» Андреем Никитченко, который из довольно провинциального Севастополя сумел попасть благодаря медали в престижный МГИМО, но при этом не превратился в человека, который пытается добиться успеха не думая, зачем ему это надо. Дальше были и США, и Англия, вот теперь – «Северсталь».
- Человек, - сказала Наталья Борисовна, - должен быть не только умен, но и гибок.
  Ясно, что с исчезновением льгот при поступлении, резко сократиться количество тех, кто готов на все ради получения медали. Но без нее, как без королевы в Великобритании, наша школьная жизнь и без того довольно серая еще более потускнеет.