Российские истребители пятого поколения

Виолетта Викторовна Баша
© Виолетта Баша, "Единая Россия", ноябрь 2003

Чтобы выдержать конкуренцию с «Сушками», США вынуждены прибегать к политическому давлению

В главном мозговом центре военной авиации России рождается интеллектуальный истребитель будущего



После окончания «холодной войны» изменился подход к военной авиации. Появившиеся в сентябре 1997 года сверхмощные и дорогие истребители пятого поколения американский F-22 «Раптор» ( по американским оценкам первый экземпляр обошелся в 250 миллионов долларов) и российский С- 37 «Беркут» перестали быть главной целью.

Современная война – война не мощи, а интеллекта. Но скорее это война не за господство в небе, а за господство на рынке вооружений, в первую очередь развивающихся стран, что и показала проходившая с 30 сентября по 5 октября в Малазии Седьмая международная выставка авиакосмической и морской техники «ЛИМА-2003», в которой участвовали 600 компаний из 28 стран. Компания «Сухой» представила на выставке практически весь экспортный ряд самолетов семейства «Су» поколений 4 и 4+. В демонстрационных полетах был показан многофункциональный истребитель Су-ЗОМК. Техническое превосходство и более доступные цены наших «Сушек» заставляют конкурентов прибегать к нерыночным механизмам давления.

 Однако, с появлением в ближайшие 5-7 лет недорогого (предполагаемая цена – 40 миллионов долларов за штуку) истребителя пятого поколения F-35 американской фирмы Lockheed Martin, названного «летающей кока-колой», ситуация может измениться. Россия уже готовит ответ. Официально объявлено, что новый самолет не будет похож ни на Су-47, ни на МиГ 1.42. Это должен быть новый истребитель пятого поколения. Подсчитана его проектная цена на мировом рынке - 30-35 миллионов долларов (он должен быть дешевле, чем F-35). Основную роль в этом проекте играет компания «Сухой». По характеристикам новая машина должна в 1,5-2 раза превзойти лучшие на сегодня образцы авиатехники подобного класса, в том числе и зарубежные. Впервые новейший боевой российский самолет создается не только для отечественных ВВС, но и для будущих зарубежных заказчиков. Этот проект станет предметом международного сотрудничества уже на ранних стадиях реализации программы.

О ситуации сегодня и в ближайшей перспективе, а также о том, как сделать так, чтобы лучшие истребители поступали на вооружение российской армии, рассказывает Первый заместитель Генерального директора компании «Сухой», главный конструктор и Первый заместитель Генерального директора «ОКБ Сухого» Алексей Иванович Кнышев.


- В ходе визита Президента РФ В. В. Путина в Малайзию был подписан контракт на поставку в эту страну партии многофункциональных истребителей Су-30МКМ на сумму около 1 миллиардов долларов. Это коллосальная сумма. Алексей Иванович, как прошла выставка в Лиме, где вы представили Су-30МК, как вы оцениваете контракт с Малазией?

- Мы получили высочайшие оценки на всех уровнях. С Малазией у нас подписан контракт на поставку семнадцати истребителей Су-30 МК. Премьер-министр страны Махатхир Мохамад назвал эту сделку нашим достижением. По итогам подписанного контракта Малайзия, после Индии и Китая, выходит на третье место в этом регионе по объему закупок авиационной техники марки «Су».

- Существуют серьезные конкуренты Су-30 МК на рынке вооружений?

- Американский F-15 E. Однако, Су-30 МК процентов на 30 дешевле, имеет преимущества в маневренности, весе оружия, которое машина может нести (до 8 тонн), времени баражирования. Однако, кроме технических данных в силу вступают политические факторы. Американцы дают кредиты государствам при условии покупать только американские самолеты. Например, с Индонезией у нас уже был готов контракт на поставку Су-30, но США давали кредит Индонезии при условии, что эта страна вооружение не будет покупать. Разрешалось покупать оружие только для полицейских сил и только американских фирм. В 2002 году в Южной Корее был тендер между нашим Су –35, американским F-15 E и французским самолетом «Мираж». Мы выиграли по техническим характеристикам и по цене. Вот только один факт: Су-35 способен лететь 4 часа без дозаправки, «Мираж» - только 2 часа. Но… тендер выиграли американцы, влияние которых на военно-политическое руководство этой страны оказалось огромным. Сейчас идет тендер по Бразилии. Мы предложили Су-35, это - лучшая наша модель, иногда ее называют поколение четыре с плюсом. Но…. Как пройдет тендер – посмотрим.

- Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с Индией и Китаем.

- Индия купила лицензию на производство Су-30МКИ. Там есть очень хорошие заводы, на которых сейчас это производство развернуто. По условиям контракта, Индия получила право на лицензионное производство истребителей Су-30МКИ, к которому в будущем году приступит крупнейшая в Азии самолетостроительная компания «Хиндустан аэронотикс лимитед». Индийской стороне будет передана документация, техническое оборудование и оказано содействие в налаживании производства. 32 самолета будут поставлены Индии до конца текущего года. С Индией – мы работаем недавно, а вот с Китаем давно. Они и производят наши самолеты, и покупают. С Китаем у нас больше 10 контрактов. В основном это Су-27 и Су-30 МК..

- Расскажите, пожалуйста, о Су-30МК, что означает, например, многоцелевой?

- Он может воевать с воздушными целями, с наземными целями, с морскими целями. Как правило, раньше самолеты были специализированными – или воздушный боец, или штурмовик, или разведчик, но совместить все это качества в одной боевой машине было технически сложно. Сейчас новая электроника позволяет, не увеличивая существенно вес, делать многоцелевые самолеты за счет мощной вычислительной техники. Такой истребитель способен одновременно поразить нескольких целей.

- Вы говорили, что наши самолеты имеют преимущества не только по цене?

- Могу рассказать такой случай. Мы летели через север. При подходе к американской границе нас встретили, как и положено, их истребители. В Анкоридже на Аляске была посадка. Мы заправились, они заправились. Мы полетели к Аклахома Сити. По дороге мы минут двадцать их ждали, пока они сели, заправились и дальше полетели нас сопровождать. У нас больше время баражирования и дальность полета. Маневренность определяет ближневоздушный бой. Сколько у нас было боев, мы всегда выигрывали, в том числе и при участии самолета «Мираж». Маневренность – это выполнение ряда фигур без потери управляемости.

- А самая эффектная фигура?

 - «Кобра». Выход на большой угол атаки, если самолет атакуют сзади, и возвращение. Наш истребитель все фигуры делает лучше. Это признано в мире.

- Появление истребителя «Беркут» в 1997 году произвело большое впечатление…

- Он создавался как эксперименталный самолет, на котором мы отрабатывали новую аэродинамическую компоновку, новые материалы, новые принципы проектирования. Был создан крупный задел для проектирования машин пятого поколения, который будет использован при проектировании в «ОКБ Сухого» перспективного российского истребителя. Такой самолет построен, пока один. Первый самолет всегда очень дорогой бывает.

- Специалисты Государственного НИИ авиационных систем подсчитали, что для полного завершения работ над "Беркутом" потребуется 10 лет испытаний и более 10 миллиардов долларов?
- Я бы не возражал против такой суммы. Однако, мы оцениваем проект в сумму порядка 3 миллиардов долларов.
- Каким будет ваш новый истребитель пятого поколения?
 - Поколения определяет технология. Это, прежде всего, хорошие маневренные характеристики, точное оружие, большая дальность полета. Решение задач воздушного боя и вспомогательная – работа по земле.
Пятое поколение – здесь больше информационная задача. Собрать всю информацию от всех источников, которые только есть в мире – и спутники, и корабли, и наземные источники, обработать и подать летчику в таком виде, чтобы он понял и использовал в бою. То есть – это технология использования всего информационного поля. Ваши коллеги меня спрашивают, у него, наверное, скорость будет сумасшедшая. Зачем? Скорость будет такая же, как сегодня. Ну, может быть больше, - крейсерская сверхзвуковая скорость. Это важно, но не принципиально, ракеты еще быстрее летают. Важно то, что он использует всю информацию. Это позволяет использовать совершенное оружие точечно. Сегодня попасть в определенное здание ничего не стоит, а попасть в определенного человека в этом здании – проблема. Интеллект - это задача пятого поколения. Информационное поле, точное оружие. Способность поразить цели, не входя в зону ПВО.
- А высота, потолок?
Это значения не имеет, если, конечно, самолет не базируется на орбите. Самолеты, базирующиеся в космосе – это уже шестое поколение. И беспилотная авиация.

- Американцы заявляют, что их истребитель пятого поколения будет принят на вооружение в 2005-2007 годах. Когда появится наш ответ?

- Американские машины проходят испытания, завершение которых оттягивается. Но, думаю, в ближайшие годы испытания будут завершены. Вряд ли в 2005 году. У нас ответ делается, это самолет пятого поколения, у него есть заводской номер, а имя будет, когда его примут на вооружение. Задача появилась года два года назад. И мы взялись. Самолет делается в среднем 10 лет. Мы вышли на рынок проектов пятого поколения. Многие страны проявляют заинтересованность.

- Корпорация является крупнейшим экспортером, на нее приходится около 40 процентов экспорта вооружений. В некоторых кругах появилась идея ввести «налог на оборонку», чтобы определенный процент с экспортных продаж шел в виде истребителей «Су» для наших ВВС. То есть перечислять налог не деньгами, а самолетами. Как вы к этому относитесь?

- Было бы хорошо. Но сегодняшнее российское законодательство этого не позволяет. Если бы из тех средств, что платит промышленность в виде налогов, из средств, что получает в коммерческой работе, пустить бы на новую технику для нашей армии, эффект был бы коллосальный.